Контракти.ua

17636  —  30.12.11
Топ-10 законодательных изменений, которые заработают в январе 2012 года
Топ-10 законодательных изменений, которые заработают в январе 2012 года

С нового года меняются правила игры для большинства хозяйствующих субъектов, начиная с упрощенцев и заканчивая участниками фондового рынка. Законодательные новации якобы призваны упростить работу легальному бизнесу и предотвратить деятельность теневиков. Но все будет зависеть от интерпретации новых норм чиновниками и применения их на практике.

§1. Упрощенцы будут жить

Что сделали: единоналожникам дифференцировали ставки и разрешили работать с юрлицами (изменения в Налоговый кодекс, закон № 4014 от 04.11.2011)

Упрощенцев разделили на четыре группы. Самые мелкие предприниматели-физлица, предоставляющие услуги населению и зарабатывающие не более 150 тыс. грн в год, будут платить ежемесячно от 10 до 100 грн единого налога. В то же время им запрещено нанимать работников. Если же возникла такая необходимость, а годовой доход не превышает 1 млн грн, физлицо-предприниматель может нанять до 10 работников, но должен платить от 20 до 200 грн налога. Более того, отныне не нужно будет отчислять за каждого работника 50% ставки единого налога.

Впрочем, вышеупомянутые предприниматели не имеют права работать с юрлицами. Иначе придется перейти в третью группу, куда зачисляются физлица-предприниматели с доходом до 3 млн грн. Они могут выбирать: либо платить налог в размере 5% дохода, либо 3% плюс НДС. Аналогичные ставки налога предусмотрены для юрлиц с доходом до 5 млн грн. При этом юрлица могут нанимать до 50 работников.

Но и таким упрощенцам получить контракт с предприятием на общей системе будет непросто. Придется либо регистрироваться плательщиком НДС, что сегодня довольно проблематично, либо контрагенту упрощенца необходимо будет вместе с налоговой декларацией подавать перечень доходов и расходов относительно единоналожника.

§2. Импортеры сами будут выбирать таможню

Что сделали: таможенные документы должны быть оформлены за четыре часа (новая редакция Таможенного кодекса, закон № 8130-д от 12.05.2011)

Сейчас место оформления таможенных документов зависит от места регистрации резидента. Но таможенники уже опасаются конкуренции в своих рядах за импортеров, которые получили право оформлять документы на любой таможне. Также на законодательном уровне закрепляется предварительное декларирование товаров.

Кроме того, установлен максимальный срок проведения таможенного контроля — четыре часа (сейчас — одни сутки). Но и сегодня приказом ГТСУ предусмотрен для этой процедуры двухчасовой срок, но эта норма нарушается. И к тому же среди таможенных процедур остается лабораторный анализ проб и образцов товаров, который может продолжаться до месяца.

Вместе с тем значительно расширяются контролирующие функции таможни. В частности, вводится пост-аудит — комплексная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Будет внедрена компьютерная система анализа рисков. Но их критерии определяют сами таможенники, и эта информация закрыта. Также таможенники будут определять добросовестных импортеров, которым будут предоставляться преференции. Кроме того, остается право таможни корректировать таможенную стоимость товаров. Предприниматели опасаются, что послабления коснутся прежде всего крупного бизнеса, а малому и среднему будет работаться тяжелее.

§3. Предпринимателей будет сложнее посадить

Что сделали: наказания за нарушения в сфере хозяйственной деятельности теперь стали более гуманными (закон № 9221 от 27.09.2011)

Ряд экономических преступлений будет караться штрафом вместо тюремного заключения. За решетку такие преступники смогут попасть лишь в случае неуплаты штрафа. В частности, под гуманизацию попали контрабанда и неуплата налогов. Вместе с тем смягчение некоторых норм вызывает вопросы: в частности, гуманизирована ответственность за незаконную приватизацию.

Некоторые преступления вообще изъяты из УКУ. В частности, исключительно к админответственности теперь будут привлекать за обман покупателей, нарушения занятия хозяйственной деятельностью или занятие запрещенными ее видами и т. д. Впрочем, в УКУ осталось достаточно статей, по которым можно будет привлечь таких нарушителей и к уголовной ответственности.

Кроме того, предлагается не брать под стражу ранее несудимых подозреваемых или обвиненных в совершении преступления, за которое предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет или штраф до 51 тыс. грн.

§4. Чиновников будет легче покарать

Что сделали: усилена ответственность должностных лиц за дискриминацию предпринимателей (закон № 3720-VI от 08.09.2011)

В частности, изменениями в КЗоТ предусмотрено, что в случае повторного нарушения должностным лицом требований законодательства во время выдачи лицензий и разрешений лицо должно быть уволено с должности. Штраф за дискриминацию предпринимателей органами власти повышается с 255 до 850 грн. За нарушение законодательства о лицензировании чиновников теперь будут штрафовать на 510–1190 грн. Также предусмотрены штрафы в случае применения должностными лицами незарегистрированных в Минюсте нормативных актов, что сегодня далеко не редкость, — от 510 до 850 грн. Закон вступает в силу с 05.01.2012.

§5. Получить разрешение на ведение бизнеса будет легче

Что сделали: установлен исчерпывающий перечень разрешительных документов (закон № 3392-VI от 19.05.2011)

Интересно, что в этом перечне есть свидетельства о праве на занятие адвокатской и нотариальной деятельностью, хотя президент предлагал исключить их, поскольку они не касаются хозяйственной деятельности. В принципе, перечень может быть расширен лишь путем внесения изменений в этот закон. Требовать у субъектов хозяйствования получения разрешительных документов, не внесенных в перечень, запрещается. Правда, выдача некоторых разрешений осуществляется согласно специальным законам (в сфере государственного экспортного контроля, регулирования рынков финуслуг и пр.). Также предусмотрено, что разрешения, установленные международными договорами, выдаются согласно таким договорам.

Впрочем, следует отметить, что в целом ряде ведомственных законов — в частности, о пожарной безопасности, архитектурной деятельности, культуре, экологической безопасности предусмотрены специальные экспертизы, обследования, согласования и т. п., без которых разрешения не выдаются. А за эти процедуры профильные ведомства, разумеется, устанавливают плату.

§6. Закрыть бизнес наконец-то станет возможным

Что сделали: упрощена процедура ликвидации хозяйствующих субъектов (закон № 3384-VI от 19.05.2011)

Прекращение регистрации юрлиц будет продолжаться от двух до шести месяцев, а физлиц-предпринимателей — от двух до трех месяцев. Такие сроки для заявления требований кредиторов установлены изменениями в некоторые законы по упрощению процедур «прекращения юрлиц» и предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей. Сегодня же только справки налоговиков об отсутствии задолженности перед бюджетом можно ждать годами. Кроме того, запись о прекращении бизнеса будет вноситься в Единый госреестр по принципу молчаливого согласия. Это означает, что если на протяжении десяти дней по истечении срока удовлетворения требований кредиторов налоговики или пенсионщики не предоставят справку об отсутствии долга, можно подавать документы для «регистрации прекращения». Правда, чиновники смогут присылать решения об отказе выдать справку, мотивируя это надуманными основаниями. Кроме того, предприниматели не очень-то верят, что сами регистраторы с готовностью будут применять норму о молчаливом согласии, так что положительные изменения на практике могут не заработать.

Также закон предусматривает, что за задержку передачи документов или информации, связанной с прекращением хозяйственной деятельности, для налоговиков, должностных лиц Пенсионного фонда и ликвидаторов может быть применен штраф в размере от 1020 до 4250 грн.

§7. За слив данных можно попасть за решетку

Что сделали: усилена ответственность за использование конфиденциальной информации (закон № 3454 VI от 02.06.2011)

С 1 января 2012 года все, кто в профессиональной деятельности использует данные о лицах (фамилия, имя, отчество лица, его адрес, дата рождения и пр.) и не зарегистрирует такую базу в Госреестре баз персональных данных, будут платить штрафы от 3,4 тыс. грн до 17 тыс. грн. Это предусмотрено изменениями в законы по усилению ответственности за нарушения законодательства о защите персональных данных. Со штрафами могут столкнуться общественные организации, банки, частные предприниматели, адвокаты, нотариусы и все остальные, кто имеет базы персональных данных, даже государственные органы.

Более того, изменения вносятся и в Уголовный кодекс. За незаконные сбор, хранение, использование, уничтожение, распространение конфиденциальной информации о лице или незаконное изменение такой информации предусмотрен штраф от 8,5 тыс. грн. до 17 тыс. грн, или исправительные работы до двух лет, или арест до шести месяцев, или ограничение свободы до трех лет. Если же преступление совершено повторно или оно нанесло существенный ущерб лицу, преступника арестуют на три-шесть месяцев, или ограничат свободу на срок от трех до пяти лет, или лишат свободы на тот же срок. Напомним, что Закон «О защите персональных данных» вступил в силу с 1 января 2011 года. Но ответственность за его несоблюдение должна была быть введена лишь через год.

§8. Продажа недвижимости ускорится

Что сделали: продавцам квартир уже не надо оббивать пороги БТИ (закон № 1878–VI о госрегистрации имущественных прав от 11.02.2010)

С нового года БТИ будет инвентаризировать лишь квартиры в новостройках. Право же собственности на недвижимость будет утверждаться в едином Госреестре имущественных прав и их ограничений, который будет вести созданная в системе Минюста Государственная регистрационная служба (Укргосреестр). Сейчас, чтобы продать квартиру, приходится идти в БТИ по меньшей мере пять раз, а за ускорение решения вопроса, и тем более за согласование перепланирования, взимаются поборы. Нововведения предусмотрены изменениями в закон о госрегистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений.

Кроме того, в Госреестре будет фиксироваться и право собственности на земельные участки (сегодня регистрируются в Государственном земельном кадастре), а также другие права на недвижимость: аренда, право владения, пользования имуществом, ипотека и т. д. Регистрация будет проводиться в «едином окне». То есть в одном органе будут регистрироваться все права и отягощения на недвижимое имущество — как на земельные участки, так и на объекты, расположенные на них. Причем максимальный срок регистрации не может превышать 14 дней.

Правда, ближайшие пару месяцев могут возникнуть проблемы с регистрацией прав на недвижимость, что связано с созданием Госреестра и передачей в него всей информации.

§9. Отмыть средства на фондовом рынке станет труднее

Что сделали: Комиссия по ценным бумагам будет контролировать собственников крупных пакетов акций (закон № 3462-VI от 02.06.2011)

Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) предоставлены полномочия согласовывать установление юр- или физлицом контроля над 10%, 25%, 50% или 75% акций в уставном капитале профессионального участника фондового рынка. Вместе с тем определен перечень оснований для отказа в таком согласовании. Решение о согласовании будут приниматься коллегиально. Кроме того, НКЦБФР будет утверждать требования и стандарты управления в отношении профессиональных участников фондового рынка. Закон принят с целью перекрыть схемы использования рынка финуслуг для отмывания средств и их утечки за границу.

Также усиливается ответственность за правонарушения на рынке финансовых услуг. В частности, за торговлю ценными бумагами без лицензии установлен штраф в размере от 1700 грн до 3400 грн (сейчас — 340–850 грн). Закон вступает в силу с 09.01.2012.

§10. Останутся только виртуальные облигации

Что сделали: облигации могут быть исключительно бездокументарными (закон № 3461 VI от 02.06.2011)

С 1 января разрешены эмиссии облигаций исключительно в бездокументарной форме. Таким образом, дематериализация теперь будет касаться не только акций, но и облигаций. Согласно документу, облигации, решение об эмиссии которых было принято до 01.01.2012, будут находиться в обращении до окончания срока их обращения, предусмотренного в проспекте эмиссии. Погашение процентных и дисконтных облигаций будет осуществляться исключительно деньгами, а целевых облигаций — путем передачи товаров и/или предоставления услуг, а также уплаты средств владельцу таких облигаций в случаях и порядке, предусмотренных проспектом эмиссии облигаций. Вводится ответственность за невыполнение условий проспекта эмиссии ценных бумаг, зарегистрированного в установленном порядке, — на юрлиц будет накладываться штраф в размере до 17 тыс. грн, а за то же нарушение, совершенное повторно на протяжении года, — от 17 тыс. грн до 85 тыс. грн.

Текст: Андрей Порытко, Вилен Веремко

Эта статья – одна из многих, вошедших в первый номер электронных «Контрактов»

Скачайте полную версию электронного номера и читайте больше

Статьи по теме
Рада розгляне законопроект щодо підвищення податків наступного тижня, - нардеп
Рада розгляне законопроект щодо підвищення податків наступного тижня, - нардеп

Розгляд урядового законопроекту про підвищення податків заплановано у Раді на наступний тиждень. Документ підтримав профільний комітет.
01.09 — 407

До Ради внесли законопроєкт, який передбачає суттєве підвищення акцизів на пальне та алкоголь
До Ради внесли законопроєкт, який передбачає суттєве підвищення акцизів на пальне та алкоголь

Кабмін пропонує підвищити акцизи на бензин та алкоголь.
15.05 — 484

Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію
Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію

Неспровоковане та незаконне вторгнення Росії в суверенну Україну триває. Народ та військо України продовжують спротив агресору, спираючись на підтримку своїх союзників. Про варіант додаткових обмежень, які запропонували Сполучені Штати та реакцію союзників на неї читайте в матеріалі.  
04.05.23 — 5585