Музыка на компакт-дисках уходит в прошлое, тогда как цифровые продажи растут. В 2007 году на скачивание музыкальных файлов интернет-пользователи потратили более $4 млрд. Во всемирной сети уже работает более 500 легальных онлайн-служб по продаже мр3-музыки.
За неделю до официального релиза нового альбома Мадонны на CD и в электронных магазинах Hard Candy появился на мобильном сайте еврооператора Vodafone, где его можно было купить и скачать на телефон — по EUR0,99 за трек. Впервые 50-летняя поп-дива и ее продюсеры заинтересовались мобильными технологиями 2 года назад, когда в качестве рингтона был выпущен трек Hung Up, ставший впоследствии лидером продаж в чартах контент-провайдеров сразу в 29 странах. Мадонна и ее продюсеры изменили своим принципам. В свое время поп-дива заявила, что будет издаваться только на привычных CD-носителях и не будет использовать интернет-ресурсы, подобные iTunes, поскольку онлайн-продажи новых альбомов, по словам звезды, не оправдывают ожидаемых сборов.
Ранее до релиза на CD свои последние альбомы в сетях оператора Verizon разместили исполнители Нелли Фуртадо и Джастин Тимберлейк. Недавно так же поступил и популярный R&B-продюсер и исполнитель Тим Мосли, более известный как Timbaland. За несколько месяцев до официального выхода на компакт-диске альбома In Rainbows культовая группа Radiohead выложила его на своем сайте. Музыканты предложили поклонникам заплатить за скачивание любую приемлемую цену. Эксперимент принес британцам $2 млн — по данным comScore, за альбом заплатили 500 тыс. человек из 1,2 млн посетителей сайта Radiohead. Мировой шоу-бизнес таким образом реагирует на последние тенденции на музыкальном рынке: спрос на CD падает, при этом увеличиваются онлайн-продажи музыки — посредством интернет и мобильной связи.
Музыка их связала
В прошлом году в мире было продано 15 млрд CD и музыкальных DVD — против 21,5 млрд в 2004-м. По прогнозам PricewaterhouseCoopers, уже через три года через интернет и мобильную связь будет продаваться больше музыки, чем на физических носителях, — $22,8 млрд против $17,6 млрд.
Во всемирной сети уже работает более 500 легальных онлайн-служб по продаже мр3-музыки. В прошлом году на скачивание музыкальных файлов интернет-пользователи потратили более $4 млрд. Покупка музыки посредством высокоскоростного интернета и мобильной связи актуальна в силу своего удобства, быстроты (скачать понравившийся трек можно за несколько минут) и дешевизны. Стандартная стоимость нового CD в Европе и США в среднем $20. Цена одного файла, загруженного с легального сайта, обычно не превышает $1. К тому же покупатель мр3-музыки может скачать только понравившиеся треки, не переплачивая за ненужные композиции, как это происходит при покупке альбома на CD.
В 2007 году общий доход рекординговых компаний упал на 8% — до $19,4 млрд. Их стратегическая ошибка — игнорирование цифровых продаж, отмечают инвестаналитики. Однако начиная с прошлого года рекординги начали массово заключать договоры с онлайн-ресурсами. Из последних сделок — договор между Universal Music, Sony BMG, Warner Music и социальной сетью MySpace, в планах которой запустить сервис по бесплатному скачиванию музыки. Холдинг News Corp., владеющий ресурсом, рассчитываться с правообладателями будет средствами, полученными от рекламы.
Лейблы делают ставку и на файлообменные сети с многомиллионной аудиторией. В начале года студии Universal Music, Warner Music и EMI получили компенсацию в размере около $400 млн, заключив мировые соглашения с порталами Napster, Kazaa и Bolt.com, которые незаконно выкладывали музыку, принадлежащую этим мейджерам. Кстати, доказать неправомерность действий таких сервисов непросто. «В мировой судебной практике до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: несет ли ответственность владелец файлообменного ресурса, если он не размещает файлы самостоятельно, — рассказывает старший юрист юридической фирмы «Лавринович и Партнеры» Константин Пильков. — В деле Napster американский суд признал действия сервиса незаконными. Российский суд, рассматривая в конце 2001 года иск Zvuki.ru к Русскому музыкальному порталу, принял прямо противоположное решение».
Интерес к цифровым продажам музыки проявляют даже компании, имеющие к музыкальному рынку отдаленное отношение. В 2003 году Apple запустила iTunes Music Store. Сейчас сервис продает в США больше музыки, чем традиционные торговые сети, — за прошлый год он реализовал около 1,7 млрд аудиотреков приблизительно на $1,9 млрд.
Вслед за Apple подобный ресурс создал финский производитель мобильных телефонов Nokia. Nokia Music Store работает в десяти странах: Великобритании, Франции, Германии, Финляндии, Италии и др. «Выход Nokia на рынок цифровых продаж музыки — часть стратегического плана компании по развитию сильного автономного сервиса», — комментирует региональный менеджер Nokia Music UK & Ireland Ричард Сандфорд.
Европейский оператор мобильной связи Vodafone предложил своим клиентам — пользователям услуги 3G — новый сервис Music Station, с помощью которого можно загружать музыкальные файлы из каталогов четырех крупнейших звукозаписывающих компаний (миллионы музыкальных треков). Стоимость услуги — всего EUR1,99 в неделю. Vodafone также намерен запустить новый сервис Music Station Max, предусматривающий клиентский пакет «Съешь сколько сможешь», благодаря которому можно скачивать любое количество мелодий, доступ к которым будет закрыт только после окончания срока действия договора.
Стабильный рост Динамика легальных цифровых
продаж музыки в мире
Еще один оператор сотовой связи британский О2 недавно объявил о сделке с крупным online-сервером Napster. Теперь абонентам сети О2 доступна фонотека, состоящая из 5 млн песен. Каждое скачивание стоит около фунта стерлингов.
В развитых странах не менее 30% выручки от цифровой продажи музыки приходится на скачивание треков посредством мобильных телефонов. В Италии этот показатель составляет 56%, во Франции — 61%, а в Японии превышает 90%. Основное преимущество такого способа покупки музыки — простота оплаты: деньги просто снимаются с мобильного счета. К тому же активно развивающаяся 3G-связь дает возможность загружать файлы со скоростью 150-500 кб/с — скорость, сопоставимая с параметрами ADSL-технологий, позволяющая закачать песню за 1-2 минуты.
«Мобильные технологии — это огромная составляющая музыкального бизнеса в будущем», — уверен глава Warner Music Group Эдгар Бронфман-младший.
Эксперты считают, что крупные операторы сотовой связи, запуская подобные сервисы, пытаются перехватить инициативу на рынке интернет-музыки у Apple, контролирующей большую часть музыкального online-рынка благодаря своим продуктам iPod и iTunes.
Как у нас
«Все музыкальные файлы предоставлены исключительно для домашнего прослушивания без целей коммерческого использования. Просим удалить их после ознакомления в течение 24 часов после загрузки в компьютер», — стандартное предупреждение на большинстве украинских онлайн-сервисов, предлагающих мр3-файлы для скачивания. Почти все подобные ресурсы в UAнет работают нелегально. Тем не менее они переманивают часть клиентов у продавцов компакт-дисков.
«В мире о падении продаж музыкальных CD говорят уже около пяти лет. У нас эта тенденция наметилась пару лет назад, — рассказывает гендиректор музыкального холдинга Lavina Эдуард Клим. — За последние два года объем продаж на физических носителях уменьшился как минимум вдвое». По данным компании, в 2005 году альбом Gloria группы «Океан Эльзы» только за первый день разошелся 100-тысячным тиражом. Сегодня, спустя три года, любой топовый артист продаст в лучшем случае 25-30 тыс. дисков за две-три недели.
«В прошлом году продажи дисков Universal Music, предназначенных исключительно для продажи в Украине, снизились примерно на 10%», — приводит пример Руслана Вишневска, директор по продажам компании Ukrainian Records (представитель Universal Music Group в Украине).
Тенденция закономерная, если учесть, что за 8 лет присутствия на украинском рынке мр3-плеерам удалось вытеснить портативные CD-проигрыватели. Из ста проданных в стране плееров сегодня только один предназначен для прослушивания дисков, подсчитали в Unitrade Group. Еще в 2005 году соотношение было 50/50. «Выросло поколение, которое не чувствует разницы в звучании музыки на пластинке или компакт-диске с одной стороны и на мобильном телефоне или компьютере — с другой», — объясняет тенденцию гендиректор рекординговой компании Comp Music (лицензиат EMI в Украине) Олег Долинский.
Потенциал бизнеса на цифровых продажах музыки в Украине огромен. Портативными мр3-проигрывателями — плеерами или мобильными телефонами — пользуются как минимум 10 млн украинцев. По данным компании TNS Ukraine, с помощью мобильных устройств музыку слушают свыше 20% их владельцев — более 6 млн человек (данные исследования MMI Ukraine’2007/4). Кроме того, ежегодно в стране продается более полумиллиона мр3-устройств. Цифровые сервисы по скачиванию музыки также доступны около 10 млн украинцев: чуть меньше 1 млн из них используют высокоскоростной доступ и более 9 млн загружают музыку посредством мобильных телефонов.
Штаты оцифрованы Доля стран в цифровых
продажах музыки, 2007 год
На 10 стран приходится почти
90% цифровой продажи музыки. В Японии 90% цифровых продаж осуществляется
посредством мобильных телефонов. А Южная Корея стала первой страной в мире, где
объем цифровых продаж музыки превысил продажи на физических носителях — более
60% общих продаж.
Объемы цифровых продаж музыки в Украине могут составлять около $150 млн, если предположить, что каждый из 10 млн легально скачает 15 песен в год (примерно один альбом) по $1 за каждый трек. Сумма существенная для украинских компаний, которые только начинают осваивать цифровые каналы продаж музыки.
Два года назад музыкальный холдинг Lavina открыл подразделение Diginal, специализирующееся исключительно на цифровых продажах. Сегодня доход онлайн-подразделения практически сравнялся с выручкой холдинга от реализации компакт-дисков.
Проявляют интерес к цифровым продажам и украинские интернет-порталы, предлагающие купить музыку на дисках, такие как магазин украинской музыки «Умка». «Мp3-продажи очень перспективны. Другое дело, что сегодня в Украине существует проблема с оплатой легальных скачиваний — это дорогая услуга», — отмечает соучредитель ресурса Антон Йожик Лейба. Он считает, что стоимость одного украинского трека в интернете не может превышать $0,5-0,6. При этом примерно столько сегодня стоит одна транзакция оплаты по кредитке (услуга перевода денег). «Именно поэтому запуск нашего mp3-проекта откладывается — мы ищем законные пути увеличить доступность, не уменьшая прибыльность бизнеса», — рассказывает Антон Йожик Лейба.
Фирменная ниша
В Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) уверены, что рано или поздно CD будут полностью вытеснены мр3-форматом. По мнению лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука, влияние и значение цифровых продаж будут расти и в Украине. «Однако у нас этот рост будет не таким стремительным, как в мире. Тормозить процесс будут отсутствие традиции оплаты интернет-услуг кредитными картами и относительная неразвитость украинского музыкального рынка как такового», — отмечает Вакарчук.
Впрочем, в ближайшее десятилетие CD не исчезнет как формат. Диски однозначно будут пользоваться популярностью у настоящих меломанов. Например, на фоне снижения продаж обычных лицензионных CD в Украине растет спрос на дорогие фирменные диски. «Доступность музыки в интернете привела к тому, что покупателя больше не интересует диск за 20-25 грн. В фонотеку интереснее купить оригинальный СD за 50-80 грн», — объясняет Руслана Вишневская. К примеру, Ukrainian Records за прошлый год продала оригинальных компакт-дисков на 15-20% больше, чем годом ранее. Но со временем СD, подобно виниловым пластинкам, займут свою узкую нишу.
Конец эпохи дисков
Первый аудиокомпакт-диск — последний альбом шведского квартета ABBA «The Visitors» — был выпущен в 1982 году в Германии на заводе компании Philips. Уже через несколько лет на рынке было представлено более 1 тыс. различных наименований CD. Первый альбом, разошедшийся тиражом свыше 1 млн дисков, — «Brothers in Arms» группы Dire Straits. Спустя 26 лет с момента появления аудиодисков в мире продано более 200 млрд CD, однако последние пять лет продажи ежегодно падают.
ЭКСПЕРТиза
Святослав ВАКАРЧУК,
группа «Океан Эльзы»
— Развитие музыкального бизнеса не отличается от общих тенденций — виртуальное пространство все больше завоевывает жизнь человека. Множество людей в мире через интернет оплачивают счета, заказывают и покупают услуги и товары. Поэтому желание скачивать в сети музыку абсолютно логично и закономерно.
Но у такого способа пополнения фонотеки есть как преимущества (большой выбор, экономия денег и времени), так и недостатки. Например, для развивающихся стран, где доля электронных платежей пока невелика, возникают сложности при оплате услуги с использованием кредитной карточки, многие просто не знают подобных технологий.
К тому же у нас большое число скачиваний осуществляется в обход официальных сайтов. Причин тому две: слабая дистрибуция виртуальных товаров официальными поставщиками и украинская ментальность. Наш человек в большинстве случаев выбирает более дешевый путь, даже если он будет нелегальным.
Андрей КУЗЬМЕНКО,
группа «Скрябин»
— Магазинам, предлагающим музыку на CD, все сложнее конкурировать с интернетом. Увеличение его возможностей работает не в пользу традиционных торговых сетей. Скачивание музыки в сети дешевле и удобнее. К тому же там больший выбор. Например, я в киевских магазинах не могу найти интересующие меня альбомы, поэтому пользуюсь и бесплатными файлообменными сетями, и ресурсами, позволяющими купить необходимую музыку.
Украинским музыкантам и рекординговым компаниям следует серьезно задуматься о продвижении музыки через интернет. Хотя бы потому, что за границей живет масса украинцев, для которых это единственная возможность достать записи своих соотечественников. Да и в целом спрос на CD падает, поэтому консервативные методы продажи музыки могут привести самые крупные музыкальные компании к краху. Им необходимо усовершенствовать методы продвижения музыкальной продукции. Радует, что в Украине некоторые рекординги уже начали это делать. К примеру, компания Lavina даже создала специальное цифровое подразделение.
Дмитрий ШУРОВ,
группа Esthetic Education
— Приобретая музыку в интернете, убивается тактильный кайф и ощущение счастья от запаха только что напечатанного диска. Однако огромный выбор и доступность музыки в сети — преимущество, которым нужно пользоваться. При этом мне кажется, продажи дисков падают не только от «тотальной интернетизации». Сегодня мало по-настоящему культовых исполнителей, на которые были богаты 1970-е и 1990-е годы. Сейчас время постмодерна, «крепких среднячков». Думаю, если появятся музыканты уровня Майкла Джексона, The Doors или U2, люди раскупят их музыку и через интернет, и на CD. А у средненькой группы можно одну песню, самую любимую, в сети зацепить.
В UAнете сложилась довольно сложная ситуация с соблюдением авторских прав музыкантов, с отчислением роялти. Думаю, где-то 99% сайтов, предлагающих музыку, этого не делают. Однако украинским музыкантам нужно всерьез рассматривать интернет как площадку для продвижения. В России уже сейчас многие группы успешно существуют и гастролируют, присутствуя не на полках магазинов, а только в сети.