В Украине начался глобальный передел собственности. Еще 23 ноября правительство утвердило Государственную программу приватизации на 2012–2015 гг. «Мы хотим все госимущество пустить в дело. То, что у нас есть, — простаивает. Это неправильно. Все должно работать, на все должен находиться инвестор», — объяснил глава Фонда госимущества Александр Рябченко.
Правда, ждать даже 2012-го правительство не намерено. Сезон распродаж начался. Уже 25 ноября ФГИУ провел конкурс по продаже Западэнерго. Собственником 45%-ного пакета акций стала компания ДТЭК Рината Ахметова. На 9 декабря запланирована продажа 45% ценных бумаг «Киевэнерго», на 20 января 2012-го — продажа 50% акций «Закарпаттяобленерго». Кабмин уже одобрил условия приватизации энергоснабжающих компаний «Черновцы-» и «Винницаоблэнерго».
И хотя первый вице-премьер — министр экономического развития и торговли Андрей Клюев заявил, что «правительство заинтересовано, чтобы продажа состоялась прозрачно, на конкурсной основе и по реальной цене», доступ к госимуществу для простых смертных закрыт. «Условия конкурсов будут прописывать под конкретного покупателя, а в кулуарах на Банковой будут объяснять, для кого предназначен тот или иной объект», — рассказал в интервью Контрактам экс-глава ФГИУ Александр Бондарь. Тревожные сигналы о том, что именно так все и произойдет, уже есть. ДТЭК был единственной компанией, которая подала заявку на участие в конкурсе по приватизации Западэнерго. Претендентов на 45% акций Киевэнерго двое — тот же ДТЭК и «Полтаваоблэнерго», подконтрольная Константину Григоришину и Игорю Коломойскому.
Даже распродав все имущество, государство много не заработает
Уже сейчас очевидно, что и остальные энергоактивы, скорее всего, перейдут ДТЭКу. «Одесский припортовый завод может быть приватизирован в интересах финансово-промышленных групп, близких к Газпрому», — предполагает директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. Не исключено, что покупателем ОПЗ станет Дмитрий Фирташ. «Других вариантов быть не может: он концентрирует абсолютно всю отрасль по производству удобрений, чтобы замкнуть цикл и стать монополистом на рынке, ему нужен ОПЗ, все шансы для этого у него есть», — отмечает Александр Бондарь. Фирташ же, по мнению Дмитрия Марунича, может стать и покупателем облгазов: это позволит ему выстроить вертикально интегрированный холдинг, который будет контролировать весь процесс — от закупки газа до реализации его конечным потребителям.
Еще один важный вопрос: сколько средств Украина сможет выручить от приватизации госимущества? В этом плане показателен пример «Укртелекома»: за него государство получило $1,3 млрд (на 75 млн грн больше стартовой цены), хотя еще несколько лет назад его оценивали как минимум в $2 млрд. Определить стоимость большинства облгазов и облэнерго довольно сложно: их бумаги не торгуются на биржах, поэтому оценивать их придется косвенными методами. Еще часть активов государства — неликвидные малопривлекательные объекты, найти покупателей на которых в условиях кризиса будет нелегко. Поэтому, даже распродав все имущество, государство вряд ли получит хотя бы половину от их реальной стоимости.
Текст: Виктория Руденко, Анна Сайченко