В литературе неоднократно отмечалось, что по мере развития хронического алкоголизма у больного образуется все больший разрыв между его реальным местом в обществе и самопредставлением.
Социальные психологи считают, что самопредставление и персонификация являются отражением соотношения реального и желаемого «Я-образа», часто несовпадающих между собой. Однако процесс персонификации в значительной степени развивается под влиянием постоянных положительных или отрицательных примеров.
Как отмечает А. Г. Ковалев, процесс персонификации при алкоголизме носит двусторонний характер: с одной стороны, личность выбирает для себя объект для персонификации, a с другой — выбранный объект подвергается критике, пересмотру и давлению со стороны так называемой «авторитарной группы».
Отмеченные социальными психологами особенности формирования процесса персонификации могут быть использованы и используются как психологами, так и психиатрами для оценки установки личности и ее ориентации.
Представляет интерес вопрос о характере персонификации больного алкоголизмом с точки зрения потребностей практической наркологии.
Нами была использована методика В. Б. Ольшанского по оценке комплексных образцов поведения, сформулированных в условных характеристиках.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что при относительно однородной идентификации больными персонификация значительно варьирует в зависимости от общественно-социальной принадлежности больных и от выраженности клинических проявлений заболевания.
При этом обнаруживается, что при персонификации чаще выбираются образцы с активными общественными установками. Если рассматривать эту персонификацию как «желаемый Я-образ», то следует признать, что даже у больных с относительно выраженными проявлениями заболевания отмечается стремление к выбору идеала, отвечающему наиболее авторитетным экспектациям нашего общества. Как отмечают Г. Гибш и М. Форвег, «... несмотря на кажущуюся необязательность, подобного рода „абстрактные идеалы" чрезвычайно действенны и в однородных группах значительно более стабильны и мономорфны, чем обычно принято считать и чем это осознается самими людьми».
Следует отметить, что травмы нижней конечности нередко выдают тип персонификации личности при алкоголизме. Большое количество травм в анамнезе прямым образом указывает на то, что необходимо думать о депрессивном типе персонификации алкоголика. Выявление социально полезных установок личности методом идентификации и персонификации имеет значение, как для общей характеристики личности больного, так и для построения психотерапевтической и социально-реадаптационной программы и для оценки реадаптационного потенциала конкретного больного.
Таким образом, исследование больных алкоголизмом с помощью личностных и социально-психологических методик показывает наличие в статусе неврозоподобных, психопатических, психопатоподобных симптомов, а также изменение социально-психологических установок. Наиболее резко эти симптомы выражены в период острой алкогольной абстиненции.
При этом сама структура личности остается той же. Ее «патологичность» связана с болезненным заострением и декомпенсацией отдельных личностных компонентов. Лишь в некоторых случаях речь идет об истинных психопатиях и неврозах. В большинстве же случаев исчезновение абстинентной симптоматики приводит к тому, что личность может рассматриваться в границах нормы («акцентуированные личности», «люди внешней нормы»). Вместе с тем такие «уязвимые личности», попадая в соответствующую среду, все чаще начинали использовать алкоголь не только в традиционных ситуациях, но и как средство, способствующее временной «адаптации», улучшению на какой-то период социальных контактов и смягчению аффективного напряжения.