К ноябрю 2011 года в госбюджет поступило на 30% больше денег, чем годом ранее, — это официальная статистика Госказначейства. По данным казначейской службы, в январе–октябре общий фонд госбюджета получил 211,6 млрд грн — на 48,9 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2010-го. Более половины всех поступлений приходится на налоги.
Теоретически налоговые поступления 2011-го должны были оказаться на уровне или меньше прошлогодних. Рост экономики Украины в этом году будет на уровне реальной инфляции. Кроме того, с января 2011 года в стране действует Налоговый кодекс, которым были снижены ставки основных налогов, введены налоговые каникулы и т. п. Тем не менее факт остается фактом: доходы бюджета в нынешнем году выросли на треть, а по отдельным налогам — к примеру, по НДС — платежи увеличились более чем на 60%*.
Темная сторона
«Коррупционное, административное, налоговое, в том числе и уголовное давление на бизнес намного увеличилось», — заявил в ноябре глава Совета Нацбанка Петр Порошенко.
Заявление главы Совета НБУ было сделано не на пустом месте. После недолгой налоговой оттепели 2005–2008 гг. налоговики снова перешли к работе по принципу «наполнить бюджет любой ценой» — так, как они работали, когда Государственную налоговую службу возглавлял нынешний премьер Николай Азаров.
Происходящее уже отразилось на индексе инвестиционной привлекательности, ежеквартально рассчитываемом Европейской бизнес-ассоциацией (ЕБА): в III квартале 2011-го он упал до значения 2,56 — это худший показатель за последние два года.
«Одной из ключевых причин столь резкого падения стала проблема коррупции и усиления давления на бизнес со стороны государственных органов, — говорит исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко. — Беспокойство вызывает массовость этого явления, ведь мы говорим не о единичных случаях — это ощущается в каждой отрасли, в каждом сегменте бизнеса».
Действительно, по данным опроса, основные причины падения инвестпривлекательности — усиление давления со стороны властных структур, которое отметили 12% опрошенных, коррупция (11%) и сложности в сфере налогообложения, прежде всего с возмещением НДС (9%).
«Особенно возросло давление со стороны налоговой, — объясняет руководитель налогово-юридической практики Ernst&Young в Украине Владимир Котенко. — Увеличилось количество внеплановых проверок, поменялся характер взаимодействия налогового инспектора и предпринимателя. Сейчас налоговику достаточно просто прийти и объяснить предпринимателю, какие отныне перед ним стоят задачи. По закону о Госналогслужбе и Налоговому кодексу, налоговики вправе проводить внеплановые проверки практически в неограниченном количестве случаев и ситуаций. Им даже не нужно напрягаться, чтобы изобрести повод».
Впрочем, в официальной статистике такие данные не фигурируют — пресс-служба и первые лица налоговой в своих заявлениях оперируют исключительно плановыми проверками. К примеру, Александр Клименко практически сразу после назначения на должность главы налоговой поспешил заявить, что число плановых проверок в 2011 году будет сокращено почти на 60% — до 12,2 тыс. против 23,3 тыс. год назад. Правда, глава Государственной налоговой службы (ГНС) не уточнил, что плановые проверки составляют только треть от общего числа.
Так, по последним данным самой ГНС**, в первом полугодии 2011-го налоговиками было проведено 9079 плановых и 18 058 внеплановых проверок. Число плановых проверок в первом полугодии действительно сократилось на 14,4% год к году, но количество внеплановых выросло на 45,3% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. И, судя по всему, продолжает расти.
К этому стоит добавить 2078 уголовных дел, которые расследовала налоговая милиция в первом полугодии. На первый взгляд, по сравнению с январем–июнем 2010-го их число увеличилось незначительно — всего на 232 дела. Но это смотря с чем сравнивать.
Дело в том, что в 2005–2008 гг. случаи уголовного преследования налогоплательщиков сократились втрое по сравнению с концом 1990-х. Если в 1999 году по статье «неуплата налогов» расследовалось 10,5 тыс. дел, то в 2008-м лишь 3099 — это официальная статистика ГНС. В 2011-м этот показатель — впервые за последние лет шесть — может превысить 4 тыс. дел в год. Но налоговая милиция, скорее всего, не остановится на достигнутом.
Граждане уголовники
«Возбуждение уголовного дела — один из самых распространенных примеров незаконного давления на бизнес. Как правило, налоговая милиция возбуждает уголовные дела по ст. 212 Уголовного кодекса. МВД и прокуратура чаще всего преследуют предпринимателей по ст. 190 УК (мошенничество) или ст. 367 УК (служебная халатность)», — рассказывает старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Роман Марченко.
Уголовное преследование — самый простой способ выбить из налогоплательщика дополнительные деньги.
Старший партнер юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин рассказывает об этом так: «Налоговики работают по разным схемам. Есть «цивилизованные продавцы», которые при проверках соблюдают практически все формальности и не устраивают маски-шоу. Они проводят обыск, выемку документов на основании постановления следователя. При этом следователь «по-дружески» предлагает бизнесмену просто уплатить налоги побыстрее, до предъявления обвинения, наперед согласившись с ч. 4 ст. 212 Уголовного кодекса. Иначе, как объясняют предпринимателю, он будет находиться на подписке о невыезде на весь период рассмотрения дела в суде, будут дополнительные обыски, санкции и т. д.».
В преамбуле к ст. 212 речь идет об умышленном уклонении от налогообложения. В большинстве случаев стопроцентно обосновать умысел можно, лишь получив соответствующее признание от подследственных. Добиться таких показаний крайне сложно (мало кто в здравом уме и трезвой памяти решается оговорить себя и сослуживцев), что подтверждается цифрами. К примеру, в недоброй памяти в 1999 году обвинительными приговорами, по данным Верховного Суда, заканчивалась едва ли пятая часть таких уголовных дел, сейчас — и того меньше: 215 в первом полугодии 2010-го и 180 в январе–июне 2011-го.
На первый взгляд ситуация выглядит парадоксальной: количество уголовных дел растет, но число приговоров падает. Однако в налоговой ничего не делают просто так. Дело в том, что согласно четвертой части ст. 212, подозреваемый освобождается от уголовной ответственности, если уплатит начисленные налоговой налоги, санкции и штрафы. Суд фиксирует согласие подследственного, налоговое обязательство считается согласованным, налоговики получают деньги и красивую отчетность, а пострадавший предприниматель — свободу. Все, казалось бы, довольны, если бы не одно «но»: последнее время уголовные дела все чаще возбуждаются на крайне зыбких основаниях.
Другими словами, ст. 212 УК может использоваться в качестве узаконенного инструмента шантажа. Неудивительно, что по наблюдениям Александра Минина, следователи все чаще не затрудняют себя соблюдением законности. «Следователь может угрожать бизнесмену чуть ли не немедленной посадкой в присутствии адвоката», — рассказывает он.
Правда, по словам юриста, пока на жалобы в отношении силовиков в налоговой еще реагируют: самых рьяных следователей все же меняют.
По живому
Украинской власти плевать на то, как она выглядит в глазах мирового сообщества, — в противном случае несколько министров лишились бы должностей сразу после публикации индекса инвестпривлекательности за III квартал.
Никаких послаблений для бизнеса в 2012 году ожидать не стоит. При плановом росте экономики на 4–4,5% только официальные налоговые поступления в проекте госбюджета2012 увеличены по сравнению с 2011 годом на 12–14%. За счет чего в правительстве рассчитывают покрыть разницу, объяснять не надо. Особенно тем, кого налоговая проверяла в 2010–2011 гг.
Причем в следующем году бизнес может оказаться в ситуации даже худшей, чем в конце 1990-х. Поскольку в то время у возглавляемой Николаем Азаровом налоговой все же имелись противовесы — в виде Госкомпредпринимательства, более-менее независимых судов и общественных организаций, к мнению которых тогдашний президент Леонид Кучма все же прислушивался — в конце концов, именно при них в Украине появился единый налог.
Сегодня из всех противовесов остались разве что общественники, но их выводы, исследования и предостережения никак не воспринимаются ни нынешним президентом, ни премьером. Им, выросшим и состоявшимся во времена СССР, просто непонятно, чему возмущаются все «эти торговцы».
* Из выступления Александра Клименко (тогда еще заместителя главы Государственной налоговой службы), 13 октября процитированного пресс-службой ГНС. По данным налоговой, в январе–сентябре поступления налога на добавленную стоимость выросли на 21,6 млрд грн, или на 60,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
** Аналитическая записка «Относительно динамики показателей сводной информации «Основные статданные о деятельности ГНСУ» за первое полугодие 2011 года.
Текст: Анна Сайченко, Владимир Хомяков