Шопинг-террористы — это такие потребители, которые всегда сочетают полезное с приятным. Полезное — порча нервов и имущества торговцам некачественным товаром. Приятное — борьба за идеалы в торговле не проходит даром...
По материалам "Личного счета"
|
|
«Купить у нас хорошие вещи, чтобы цена соответствовала качеству, архисложно», — досадует Лидия Верещагина, скромно приминая недавно купленную юбку от «Манго». К слову, не пройдет и двух недель, как эта милая модница, вооружившись законом, защищающим права потребителей, слегка подпортив нервы себе и продавцам, вернет-таки юбку обратно. «Это не мания такая, — говорит Лида, — это протест!».
Протест несоответствия качества цене можно трактовать и как желание получить вещи бесплатно. Хотя, как утверждают «террористы», полезное всегда сочетается с приятным. Полезное — это порча нервов и имущества торговцам некачественным товаром (возможно, после таких эксцессов продавцы подумают, стоит ли выкладывать некачественный товар на прилавок). Приятное — борьба за идеалы в торговле не проходит даром. Можно с легкостью обзавестись приличным гардеробом, покупая вещи «на время».
Идейная вдохновительница протестующих, 24 летняя Лидия, работает юристом. Благодаря своей специальности Лидия решила выйти на тропу шоппинг-робингудства: требовать компенсации за некачественные вещи у именитых марок, наживающихся на продаже одежды, и защищать права бедных потребителей. «Раньше я, как все, покупала вещи в приличных магазинах, — рассказывает юридически подкованная девушка. — И очень расстраивалась, когда одежда вскоре рвалась или изнашивалась. Год назад я побывала во Франции. И, конечно же, прошлась по магазинам. Там модели те же, что и у нас, но качество при этом лучше, а цены ниже». Лидия убеждена, что между украинскими торговцами одеждой есть некий сговор о завышении цены. «Чтобы у нас прилично выглядеть, нужно тратить на шмотки всю зарплату. Простите, а на что жить? — возмущается госпожа Верещагина. — Ни для кого не секрет, что весь мир одевает Китай. Только в Европе продаются китайские вещи хорошего качества, а к нам везут низкопробный товар. А это — неуважение к украинскому потребителю». Бороться с неуважением считают своим долгом молодые люди, называющие себя шоппинг-террористами.
— Вот сумка за 220 гривен, — Лидия показывает большую сумку с тонкими лямочками. — Я купила ее две недели назад. Но уже на третий день ручка начала рваться. Некачественная вещь налицо. Поношу ее еще два дня и верну в магазин.
— Неужели так легко принимают вещи обратно?
— Нет, не легко. Продавцы до последнего отказываются принимать товар, но нужно быть очень настойчивым и помнить, что закон на твоей стороне. Даже недавно принятые изменения к Закону «О защите прав потребителей» тоже можно трактовать в свою пользу. По закону ты можешь вернуть товар, если обнаружен существенный недостаток, но мера «существенности» недостатка не прописана, и то, что для меня может быть существенным, для тебя — пустяк. Главное здесь — упирать на собственные выводы о существенности недостатка. В таком случае вещь либо забирают в ремонт (на время ремонта ты вправе требовать аналогичную в пользование), либо возвращают деньги или делают скидку, но чаще меняют на аналогичный товар.
Если Закон «О защите прав потребителей» бессилен, Лидия советует апеллировать к Гражданскому кодексу, который тоже регулирует отношения между продавцами и покупателями. Помните, что даже если гарантия давно просрочена, все равно есть возможность вернуть деньги за товар.
«Зачастую продавцы, особенно бытовой техники, отвечают, что это, мол, не их проблемы, советуя обращаться к изготовителю, — консультирует Лидия. — Но так как торговцы выступают посредниками, покупая товар оптом, они должны проверять его качество. Поэтому поломки, не зависящие от эксплуатации, — проблемы продавца, а не покупателя. Если же причина поломки неизвестна, тогда можно отправить ее на дефектацию (процесс обнаружения недостатков). Если дефект произошел по вине производителя, то по закону вещь можно вернуть в течение 10 лет».
Еще один верный способ борьбы за свои права — неполные сведения о товаре, полученные покупателем. «По закону продавец обязан рассказать вам, как ухаживать за товаром, особенно если вещь может быстро потерять внешний вид, — говорит юрист. — К примеру, я зимой купила джинсы в Моргане. Так случилось, что штаны через неделю стали на два размера больше. Было бы глупо их не вернуть. Но в магазине ответили: «Штаны хлопковые. Вы должны были знать, что они растянутся».
Из десяти покупок примерно половину Лидия возвращает. Говорит, что даже самые именитые марки, в чьих рекламных кампаниях делается особый смысловой упор на слово «качество», не брезгают подсунуть покупателю товар с дефектом. «В прошлом году в обувной сети «Интертоп» я купила летние туфли фирмы «Вагабонд» с пластмассовыми набойками. Была уверена, раз это Вагабонд, то хотя бы один сезон проношу, — рассказывает Лидия Верещагина. — Но через две недели набойки отвалились, я отнесла туфли в ремонт. (Тогда вещи я еще не возвращала.) И мне поставили полиуретановые набойки, которые тоже примерно раз в неделю отпадали. Тогда я обратилась к обувщику за разъяснениями, и он объяснил, что к такой модели подходят исключительно металлические набойки. То есть получается, что магазин, продающий туфли с дефектом, грубо нарушает мои права. Это явная фальсификация продукции». В рядах шоппинг-террористов сейчас насчитывается около 10 человек. Как правило, находят они друг друга, стоя в очередях к администраторам магазинов или в комитете по делам потребителей. Друг Лидии по несчастью Алексей Белов познакомился с террористкой, когда пытался вернуть подарок любимой. «Я жене купил костюм. На следующий день она его надела и попала под дождь, — рассказывает Алексей. — С тканью произошло что-то странное, весь костюм покрылся пятнами. Попытался его вернуть. Но в магазине сказали, что ткань мочить нельзя. Но простите, а как же ее стирать? Если бы я знал, то не покупал бы». Вернуть деньги, потраченные на покупку костюма, Алексею помогла Лидия. С тех пор они решили объединить усилия. Теперь помогают таким же горе-покупателям, разъясняя правила поведения и борьбы с торгашами.
Готовят «молодых бойцов», как к войне, где главное — смекалка, хитрость и здравый смысл. «Каждый продавец задает наводящие, провокационные вопросы, — говорит Алексей. — От ответов во многом будет зависеть результат. Поэтому нужно выбрать определенную линию поведения: товар некачественный, товар не подошел по параметрам или возврат товара из-за отсутствия предварительной информации о нем». Сейчас Лида проводит юридический ликбез среди соседей и подруг мамы, но в будущем планирует организовать семинар. Она уверена, что такая информация будет пользоваться спросом, ведь можно неплохо сэкономить, зная элементарные права потребителя.
Правда, уличным робин гудам с их светлым желанием улучшить качество продаваемых в Киеве товаров нисколько не претит идея просто «одалживать» понравившиеся вещи. Так можно обзавестись шикарным платьем для похода на корпоративную вечеринку и в течение двух недель вернуть, как ни в чем не бывало, с формулировкой «не подошло». Или взять во временное пользование мр3 плеер, а позже вернуть, потому что «не устраивает качество звука». Главное — уважать свой комфорт и помнить о том, что «клиент всегда прав».