8 ноября запущен в эксплуатацию газопровод «Северный поток», позволяющий напрямую транспортировать российский газ в ЕС. Проектная мощность первой очереди проекта — 27,5 млрд куб. м в год. По словам зампред правления Газпрома Александра Медведева, именно такой объем топлива планируется поставить в Европу в 2012 году по Северному потоку. Но это не означает, что транзитные поставки через Беларусь и Украину уменьшатся именно на 27,5 млрд кубов.
Дело в том, что за день до торжественного открытия Северного потока замглавы департамента по информационной политике Газпрома Сергей Куприянов упомянул, что его компания заключила контракты на дополнительные объемы поставки по Северному потоку (в 2012-м) 22 млрд кубометров газа. Таким образом, потенциальные потери для других транзитных направлений уменьшаются до 5–5,5 млрд куб. м в год.
Поскольку белорусская ГТС на 50% принадлежит Газпрому (сейчас российская монополия готовится купить оставшиеся 50%), то Газпром в первую очередь сократит транзит газа, прокачиваемый в европейском направлении через украинскую ГТС. Для нашей страны это означает потерю $150–190 млн из $2,5–3 млрд годовой транзитной выручки.
Впрочем, это только начало. К 2013 году концерн Nord Stream AG (51% принадлежит Газпрому, по 15,5% — Wintershall и E.ON Ruhrgas, по 9% — Gasunie и GDF Suez) планирует запустить вторую ветку газопровода. И хотя в Газпроме настаивают на том, что строительство экономически обосновано ростом потребления газа в Европе, это не совсем так. К примеру, в 2010-м потребление голубого топлива увеличилось на 7,2%, или на 35 млрд кубов. Но львиная доля этого прироста пришлась на поставки сжиженного природного газа из стран Северной Африки через СПГ-терминалы Средиземноморья. Наращивание импорта сжиженного газа — один из приоритетов энергетической политики стран Европы, власти которых последовательно настаивают на диверсификации импорта энергоносителей.
Соответственно, вместо наращивания объемов экспорта Газпрому придется наполнять Северный поток, снижая прокачку через Украину. Падение транзита в этом случае может составить до 30% сегодняшнего объема уже в 2013 году. При нынешней ставке транзита прокачка 1 млрд куб. м по территории Украины приносит $30–34 млн. Следовательно, примерно на $1 млрд сократится выручка от транзита.
Падение экспортной выручки на $1 млрд не смертельно для украинской экономики — в конце концов, ежегодно мы тратим примерно вдесятеро большую сумму на закупки газа в России. Но любое сокращение поступлений от транзита крайне критично для Нафтогаза.
Повышение тарифов и так не успевает за ростом стоимости российского газа. Если в первом квартале 2011 года Нафтогаз платил $264 за тыс. кубов, то во втором — $297, в третьем — $355, а в четвертом — цена газа превысила $440. В январе–сентябре НАК закупила топливо на сумму почти в $8,9 млрд. А в октябре для оплаты поставок госхолдингу пришлось взять $550 млн кредита в российском Газпромбанке под 8,5% годовых.
Одновременно с этим Международное рейтинговое агентство Fitch объявило, что запуск Северного потока будет иметь негативные последствия для Нафтогаза, текущий рейтинг которого (CCC) лишь на одну ступень отстоит от дефолта. Единственная возможность избежать банкротства госмонополии в подобной ситуации — пойти навстречу российской стороне, давно предлагающей объединение Газпрома и Нафтогаза, которое в перспективе приведет к переходу украинской ГТС под контроль россиян.