В 2011 году лайфовые страховщики рассчитывают выйти на докризисные показатели деятельности. По итогам января–июня 2011-го участники рынка привлекли 536,6 млн грн страховых премий, а это почти на 60% больше, чем годом ранее.
К концу 2011-го объем привлеченных средств вырастет до 1,2 млрд грн (в 2008-м лайфовые страховщики получили 1,095 млрд грн). Драйвером роста стало рисковое страхование жизни (например, в случае смерти или потери трудоспособности) — компании привлекли как минимум в 2–2,5 раза больше денег, чем год назад. «В первую очередь это поступления от банковского канала продаж, их рост связан с возобновлением кредитования физических лиц, — объясняет зампред правления КСЖ «Универсальная» Людмила Митякина. — Рост накопительного страхования жизни составил примерно 20–25%».
Ложка дегтя
Несмотря на уверенный рост рынка, в первой половине 2011-го у страховщиков не все складывалось так, как хотелось бы. По данным Госфинуслуг, объем страховых выплат по страхованию жизни в первом полугодии 2011-го увеличился на 31,8% (до 32,3 млн грн) по сравнению с соответствующим периодом 2010-го. «Клиентов, которые страхуют так называемые дополнительные риски (например, травматизм), становится все больше, а именно по этим рискам страховые случаи происходят довольно часто», — говорит генеральный директор СК «PZU Украина Страхование Жизни» Збигнев Шолыга. Кроме того, отечественный рынок страхования жизни вступает в фазу, когда начинаются выплаты по заключенным ранее договорам накопительного страхования. А это значит, что клиент получает накопленную сумму плюс инвестиционный доход. Правда, пока выплаты не очень большие: действие договоров, срок которых истекает сейчас, редко превышает семь-десять лет, поэтому и накопленные суммы не столь велики. Устойчивости страховщиков, по крайней мере в ближайшее время, ничего не угрожает. Ситуация может кардинально измениться лет через пять, когда аккумулированные на счетах клиентов средства достигнут сотен тысяч гривен.
Еще одна проблема — низкая заинтересованность в страховании жизни со стороны корпоративных клиентов. По данным Лиги страховых организаций Украины, 84% платежей по страхованию жизни в 2010–2011 гг. получено непосредственно от физических лиц. В КСЖ «Универсальная» доля клиентов-физлиц вообще достигает 96%. Хотя еще несколько лет назад страховщики надеялись на активное сотрудничество с отделами по работе с персоналом в отечественных компаниях: привлечение одного такого клиента могло бы заменить работу десятков, а то и сотен страховых посредников. Однако новый Налоговый кодекс перечеркнул такие планы. «К сожалению, налоговые льготы, предусмотренные в НК для долгосрочных договоров страхования жизни, практически нивелируются необходимостью увеличивать затраты и оплачивать единый социальный взнос», — комментирует Збигнев Шолыга. Отчисления по ЕСВ со страховых платежей по корпоративным долгосрочным договорам страхования жизни рубят на корню саму идею отсроченной заработной платы для работодателя: при такой системе налогообложения работодатель не заинтересован платить взносы на страхование жизни своих сотрудников.
Кстати, именно снижение поступлений от корпоративных клиентов заставило лайфовых страховщиков пересмотреть свои каналы продаж. Основной упор теперь делается на развитие собственной сети консультантов и на сотрудничество со страховыми посредниками. «2011-й стал годом изменений в стратегии развития нашей компании: мы сосредоточились на банковском канале и канале посредников, — отмечает зампред правления СК «Оранта — Жизнь» Рустем Галиев. — К розничным продажам стал применяться новый подход, предусматривающий централизацию управления сетью из головного офиса и существенное увеличение комиссионного вознаграждения для агента».
Еще одна сложность — рост размера выкупных сумм, которые клиенты забирают при расторжении накопительных договоров. «Чем больше времени прошло с момента заключения договора, тем больше по нему выкупная сумма, — отмечает Збигнев Шолыга. — Портфели компаний взрослеют, поэтому, несмотря на усилия страховщиков, средний размер выкупной суммы растет». Впрочем, пока страховщики компенсируют рост выплат за счет снижения количества расторгаемых договоров. «По итогам первого полугодия 2011-го украинцы расторгли в 2,5 раза меньше договоров страхования жизни по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — подсчитывает Людмила Митякина. Страховщики признаются: чтобы удержать клиентов, приходится проводить с ними индивидуальную работу на каждом этапе сотрудничества. Кстати, результатом такого взаимодействия становится переманивание клиентов из одной компании в другую.
Туманное будущее
Наблюдаемый рост рынка — приятная неожиданность для самих страховщиков. «Опыт работы компаний по страхованию жизни позволяет утверждать, что при отсутствии государственной поддержки лайфовый рынок добился определенных успехов», — рассказывает зампредседателя совета Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов. Страховщики в своих прогнозах сдержаннее. Если в 2011 году они ожидают роста более чем на 30%, то в 2012-м показатели будут скромнее. И этому есть логичное объяснение: в Украине активному развитию рынка страхования жизни мешает немало факторов. «К сожалению, многие украинцы по-прежнему не доверяют системе страхования, — разводит руками начальник департамента по работе со страховыми посредниками КСЖ «Универсальная» Наталья Стихальская. — А для того чтобы донести и окультурить лайфовыми программами население, усилий 20 компаний, активно работающих на рынке, недостаточно, тем более что далеко не все из них специализируются на работе с физлицами». Не заинтересовано в росте рынка и государство: сегодня страховщики жизни не участвуют в социальных программах страны. Ситуация может измениться с началом второго уровня пенсионной реформы, однако пока четких правил игры нет.
Страховщики надеются, что положительное влияние на рынок окажет и создание фонда гарантирования выплат по договорам страхования жизни (по аналогии с фондом гарантирования вкладов физлиц, который работает в банковской системе). Законопроект о создании такого фонда уже разработали в Госфинуслуг, но участники рынка требуют его доработки. «Учитывая развитие отечественного лайфового рынка, говорить об обязательности членства в фонде возможно только при участии государства в его уставном капитале», — рассказывает вице-президент Лиги страховых организаций Украины Ольга Пиксотова. К тому же пока отсутствует бизнес-план, а также расчеты по определению вступительного и членских взносов. Да и сам рынок страхования жизни по-прежнему находится на стадии формирования. «Фонд не спасет страховой рынок, на котором четко не определены правила игры», — добавляет Збигнев Шолыга. По мнению эксперта, для украинского рынка лайфового страхования фонд гарантирования страховых выплат потенциально мог бы быть полезен только при выполнении нескольких ключевых пунктов. Во-первых, фонд должен четко обозначить уровень гарантий, которые получат пострадавшие страхователи, и условия, при которых защитные механизмы начинают действовать. Во-вторых, аккумулируемые фондом средства обязательно должны инвестироваться для того, чтобы обеспечить хотя бы минимальный рост уровня дохода клиентов лайфовых компаний по накопительным договорам страхования. И, наконец, деятельность такого фонда должна быть понятной и прозрачной.