Подписанное 18 октября соглашение о создании зоны свободной торговли со странами СНГ сразу же насторожило скоростью с которой оно было подписано. 16 лет, с 1994 года, зона свободной торговли в рамках СНГ существовала лишь на бумаге. И тут – такой прорыв в переговорах.
Этот проект казался мертвым, как и само Содружество, но, похоже, Россия в отношениях с Украиной перешла от прямого требования вступить в Таможенный союз и отказаться от евроинтеграции, к стратегии постепенного вовлечения. Первый акт такого вовлечения удался.
Попытка номер два
Договор, который начнет действовать с 1 января 2012 года, подписали восемь стран СНГ: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина. Еще три государства - Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан - изучат возможность присоединения к нему до конца этого года. Заметим, договор не подписали три «нефтеносные» страны СНГ, которые, к тому же, не входят в Таможенный союз. Все они заинтересованы в диверсификации маршрутов поставок своего топлива, в частности, в рамках «Южного транспортного коридора», который ныне лоббируется ЕС.
К настоящему времени сетью двусторонних соглашений о свободной торговле охвачено все СНГ. На этом фоне и состоялась реанимация общего документа. Не секрет, что перезаключение договора о ЗСТ в рамках Содружества во многом откладывалось именно из-за позиции Украины. И лишь после прихода к власти в Киеве нынешней команды, соглашение о ЗСТ снова вошло в повестку дня.
Над ним начали работать еще в 2010 году, в период «первого медового месяца» между Россией и Украиной. К маю 2011 года все было готово. Помешали позиции все тех же Азербайджана, Туркменистана и Узбекистана, а также усилившееся давление на Украину со стороны России. В ответ Украина активизировала переговоры на западном направлении – о создании ЗСТ с Европой. И теперь, после охлаждения отношений Брюсселя и Киева, Москва срочно вспомнила о практически готовом документе.
Заключение этого соглашения выгодно и Владимиру Путину, публично демонстрирующему амбиции реинтегратора на постсоветском пространстве, и Виктору Януковичу, дающему таким образом сигнал европейцам о возможности полномасштабного «ухода на восток». Украинский рынок выгоден и иным участникам нового объединения, например, белорусам, которые смогут продавать в Украине больше продукции своего агропрома и легкой промышленности, качество которой подчас лучше украинских аналогов.
Сдать нормы ВТО
И с российской, и с украинской стороны прозвучали заявления, что условия создания новой ЗСТ максимально приближены к нормам ВТО. И на этот факт стоит обратить особое внимание. Во-первых, потому, что Россия еще не так давно заявляла иное: ВТО ей не к чему, ибо у нее в приоритетах – интеграция в рамках Таможенного союза, и входить в ВТО страны-члены союза будут только вместе. Однако, работа по вступлению во Всемирную торговую организацию Москвой не прерывалась. России мешает стать полноценным членом ВТО только отсутствие согласия Грузии, которая поднимает абхазский и южноосетинский вопросы.
Второй важный аспект «приближения к нормам ВТО» правил новой ЗСТ СНГ напрямую касается условий торговли, которые теперь должны будут измениться. Теоретически, торговые войны – трубные, молочные, масляные, кондитерские, алкогольные и прочие – должны уйти в прошлое. Страны, подписавшие соглашения, должны будут отменить не только импортные пошлины, но и квоты. Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные мероприятия должны вводиться исключительно в соответствии с нормами ВТО. Однако, убирая на уровне ЗСТ пошлины, скажем, на украинские трубы, члены Таможенного союза (где тон задает Россия) могут вводить от своего имени новые меры, направленные на ограничение импорта. Таким образом, правила Таможенного союза преобладают над правилами зоны свободной торговли. Получатся, что некоторые нормы ВТО снова «исчезают» на границах Таможенного союза. И ЗСТ СНГ оказывается объединением, не таким уж равно выгодным для всех участников.
В нем снова происходит деление на «великолепную четверку» членов ТС (к нему недавно присоединился Кыргызстан – к слову, член ВТО), и остальных пятерых «примкнувших к ним» государств. С учетом того, что более 40% украинского экспорта идет именно в три страны ТС, в том числе 28,5% – в РФ, сложно говорить об абсолютной выгоде.
Третий аспект соответствия норм ЗСТ СНГ нормам ВТО Украине наруку. Если ранее этих норм были обязаны придерживаться только Украина, Молдова, Кыргызстан и Армения, являющиеся членами этой организации, то теперь эти правила распространяются и на остальные страны, вошедшие в новую зону.
Смена курса ради тактических задач
Кто из украинских производителей выигрывает от введения режима ЗСТ СНГ? Это агропром, пищевая и легкая промышленность, производители алкоголя, химия и оставшиеся производства высоких технологий – приборостроение, авиастроение и т.д. Рынки энергоносителей и сахара, а также металлургии выведены из режима ЗСТ. И уже наличие таких изъятий говорит о том, что зона свободной торговли СНГ – на самом деле не так уж и свободна.
О скорее политическом, нежели экономическом, характере нового объединения говорит эксперт Центра Разумкова Василий Юрчишин: «Создание ЗСТ СНГ – первый шаг втягивания Украины в Таможенный союз. Это слишком быстрое решение, оно явно политизировано. То, что оно подписывалось с многочисленными ограничениями, которые потом нужно будет согласовывать, только доказывает спешность его принятия. Это продолжение Харьковских соглашений, только в экономическом плане».
Изъятия и ограничения без гарантии их отмены (тут стоит вспомнить мудрость: «нет ничего более постоянного, чем временное») – главное, но не единственное «но», говорящее о противоречивом характере новой ЗСТ. В случае если та же Россия все-таки решит ввести очередные новые меры против украинской продукции, ей ничто помешать не может. Ведь жаловаться нужно будет в Москву.
Руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает, что новая ЗСТ не является особым прорывом для Украины. «Несомненно, что нынешнее соглашение обобщает договора в этой сфере, имевшие место ранее. Однако на практике мы имеем все те же изъятия, которые в непонятной перспективе собираются отменить. По сути, мы включаемся в экономический порядок, который выстраивается доминирующей страной в СНГ – Россией. А этот порядок направлен на защиту ее внутреннего рынка» - подчеркивает он.
Экономический эксперт Владимир Суслов уверен – Украина фактически сделала свой выбор, заключив это соглашение. Теперь она не сможет стать членом ЕС, а соглашение о ЗСТ с Евросоюзом также подписано не будет. «Фактически выбор уже сделан – в сторону интеграции в СНГ. Просто пока власти еще сложно объявить официально, что наш курс теперь – на Таможенный союз. Украине нечего предложить Евросоюзу, кроме сырья, продукции сельского хозяйства и дешевой рабочей силы», - уверен он.
В. Суслов опасается иного - что Украина, заключив аналогичное соглашение и с Евросоюзом, «зависнет» в буферной зоне между двумя таможенными блоками, закрыв себе доступ в более глубокие объединения. «Может ли Украина одновременно быть членом двух ЗСТ? Может. Это не Таможенный союз, это соглашение, дающее возможность завозить товары на территорию своего партнера без права дельнейшего реэкспорта. Но Украина не сможет стать территорией, через которую товары из Европы пойдут в страны СНГ и наоборот. Потому что остаются таможенные границы и контроль. Украина может беспошлинно ввозить в СНГ только те товары, которые минимум на 50% сделаны из материалов, производимых в СНГ», - уточняет он. То есть ситуация сидения «на двух стульях» никакой пользы нашей стране не принесет.
Повторение пройденного
Безусловно, радоваться стоит только тем из украинских олигархов, чья продукция не подпадает под изъятия нового объединения. Изъятия эти могут быть сняты только в том случае, если Украина начнет реальное движение в сторону Таможенного союза.
К тому же, зона свободной торговли – лишь самая простая из форм экономических объединений. Вопросы соотношения «цена-качество» никто не отменял, и нет никаких гарантий того, что именно украинская продукция станет востребована на рынке России и иных стран нового объединения, ведь они находятся примерно на одном уровне экономического развития.
Можно констатировать, что позитивный эффект от заключения соглашения по ЗСТ если и будет, то недолгим: в России сильны позиции внутренних производителей, которые постараются минимизировать импорт.
Если украинский рынок будет ориентирован лишь на постсоветское пространство, это еще больше отодвинет во времени интеграцию в мировую экономику, законсервирует не самые высокие стандарты нашей продукции, производимой с огромными энергозатратами. Нам будет гарантировано место среди стран третьего мира, откуда говорить на равных с цивилизованным миром будет очень затруднительно. Тем более, если экономическую интеграцию в евразийском пространстве наша власть дополнит еще и политической.