Украинцы уже не надеются на лучшее. В середине октября GfK Ukraine опубликовала результаты очередного ежемесячного исследования потребительских настроений. После роста в августе, в сентябре индекс потребительских настроений снизился сразу на 6,7 пункта (до 74,7 п.).
«Боязнь повторения финансового кризиса и низкое доверие к власти стали причиной ухудшения потребительских настроений даже при хорошем урожае и продолжающемся росте ВВП», — отмечают аналитики GfK Ukraine. Причем опасаются респонденты не столько ближайшего будущего (до парламентских выборов ничего катастрофического, по их мнению, произойти не должно), сколько перспективы лет эдак на пять. Как ни странно, меньше всего уверенности в экономической стабильности у наиболее защищенных слоев населения — у граждан в возрасте 31–45 лет с доходом выше среднего и проживающих в крупных городах на востоке Украины. Инфляция, девальвация, безработица — вот краткий перечень их экономических страхов.
Готовится к худшему и отечественный бизнес. По данным ежеквартального опроса бизнесменов, проводимого НБУ, индекс деловых ожиданий в ІІІ квартале снизился с 120,2% до 119,1%. Респонденты полагают, что возможен рост цен на используемые в производстве товары и услуги (в первую очередь на сырье и энергоносители), что, несомненно, повлечет за собой подорожание собственной продукции. Более половины (54,6%) участников опроса ждут ослабления гривни, дальнейшего ужесточения условий кредитования и административного давления, в том числе со стороны налоговых органов.
Опасения украинцев (как бизнесменов, так и всех остальных) небеспочвенны — жить в отечественных реалиях с каждым днем становится все сложнее. Несмотря на декларируемый рост соцвыплат (пенсий, стипендий, пособий по безработице, минимальных заработных плат), уровень жизни в Украине продолжает снижаться. По данным Центра Разумкова, количество граждан, чей доход не дает возможности даже нормально питаться, то есть нищих, у нас 13,8% (в 2008 году их было 12,5%). Бедных, чей доход покрывает расходы на питание и позволяет приобретать товары первой необходимости, — 41% (против 34% двумя с половиной годами ранее). Неутешительные данные озвучивают и в Государственной налоговой службе. Только за семь месяцев 2011-го 135 тыс. физлиц-предпринимателей прекратили свою деятельность (для сравнения: за 2010 год их количество сократилось на 150 тыс.), свернули бизнес и 7 тыс. юридических лиц.
Ухудшается и ситуация в экономике в целом. По данным Госстата, в сентябре темпы роста промышленного производства в Украине замедлились в полтора раза: с 9,6% (в августе) до 6,4%. Причем больше всего пострадали ключевые для страны отрасли: металлургическая (темпы роста снизились с 18,7% до 7%), химическая и нефтехимическая (с 21,4% до 9,4%). «На показатели промышленности повлияло недавно начавшееся снижение внешнего спроса на основные виды продукции украинского экспорта — сталь, химию, и, в меньшей степени, машиностроение», — объясняет главный экономист Dragon Capital Елена Белан. До конца года ситуация продолжит ухудшаться: влияние неблагоприятной внешней конъюнктуры усилится в октябре–ноябре. 18 октября ЕБРР уже ухудшил прогноз роста ВВП Украины на 2011-й и 2012 года — до 4,5% и 3,5% (с 5% и 4,5% соответственно), а РА Fitch снизило прогноз рейтинга Украины с «позитивного» на «стабильный». Отечественные аналитики пока не спешат пересматривать прогнозы: их оценки и раньше были скромнее. «Ожидаемое замедление в промышленности в IV квартале незначительно отразится на годовых показателях ВВП благодаря хорошим результатам в сельском хозяйстве и все еще активному внутреннему спросу, который поддерживает рост в отраслях, ориентированных на внутренний рынок: мы прогнозируем рост ВВП в 2011-м на уровне 4,3%», — надеется Елена Белан.