Американские фондовые рынки во вторник падали, оставив позади трехдневный период роста, в ответ на новости из Европы, где лидеры Франции и Германии так и не смогли развеять тучи, сгущающиеся над Еврозоной.
На настроение инвесторов не повлияло даже решение агентства Fitch оставить рейтинг США на максимально возможной отметке ААА, а также другие позитивные новости. Неспособность ЕС справиться с расползающимся по континенту долговым кризисом стала главным фактором, влияющим на ситуацию на фондовых рынках.
Вместо ожидавшихся новостей из Европы об увеличении стабилизационного фонда Еврозоны и продажах общих евробондов, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози изложили свое видение плана предполагающего дальнейшее усиление Европейской интеграции.
Агентство Reuters приводит слова одного из экспертов: «Рынки ожидали увидеть, как минимум, какое-то движение вперед, какой-нибудь конкретный результат этой встречи, позволивший бы остановить дальнейшее сползание». Вместо этого, А.Меркель и Н.Саркози выступили с инициативой обложить налогом финансовые операции, что немедленно вызвало падение акций фондовых бирж. Акции NYSE Euronext упали на 8,4% до $26,54, показав таким образом худший результат на S&P 500.
Вместо решения об увеличении стабфонда Еврозоны и продажи евробондов, Меркель и Саркози предложили план усиления Европейской интеграции
Тем временем, тревога вызванная состоянием европейской экономики, лишь нарастает. На смену опасениям по поводу ситуации во французком банковском секторе, пришли новости о фактическом прекращении роста экономики в Еврозоне.
ВВП Германии вырос в во втором квартале лишь на 0,1%, что привело к существенному падению показателей экономического роста всего региона. Ранее прекращение роста было отмечено во Франции. Начали говорить о глобальном распространении «паузы» в экономическом развитии.
Вместо конкретных радикальных мер, угрозе дальнейшего усиления кризиса лидеры двух крупнейших экономик Еврозоны решили противопоставить план усиления Европейской интеграции. Этот проект многих застал врасплох.
Эксперты, анализирующие сложившуюся ситуацию, сошлись во мнении, что едва ли не единственным приемлемым решением проблемы финансирования долгов многих стран блока был бы выпуск единых облигаций еврозоны.
С этим предложением соглашалась, в принципе, и немецкий канцлер А.Меркель, однако она допускала появление единых евробондов ближе к концу евроинтеграционного процесса, а не в его начале. На недавней пресс-конференции она заявила, что Европа находится еще не в том состоянии, когда необходим этот «спасительный шаг» - общие евробонды. А.Меркель не считает также возможным решить проблемы одним, даже таким, по ее словам, «ударом».
Европравительство вместо евробондов
Вместо этого удара, Европа получила другой. Странам Еврозоны предложен план создания единого «экономического правительства» с президентом, избираемым на 2,5 года, во главе.
По словам президента Франции, предложение правительствам стран зоны евро внести положения ограничивающие дефицит бюджета в тексты своих конституций будет не рекомендацией. Оно - обязательно к исполнению. Осталось только убедиться, подчеркивается в сообщении агентства Reuters, в том, что «17 стран зоны евро смогут выжить в условиях жестких бюджетных ограничений».
Предложение договориться об общем «экономическом правительстве» рассматривается наблюдателями как попытка лидеров Европы сыграть «на опережение», в условиях, когда их решения постоянно критикуют за то, что они сделали «недостаточно и слишком поздно».
Как к этому опережающему плану отнесутся граждане стран северной Европы которым уже начинает надоедать роль спасителя своих южных партнеров по Еврозоне, мы скоро узнаем. А пока инициаторам следующего этапа на пути интеграции стран с единой валютой придется преодолеть сопротивление внутри своих собственных стан. Последние опросы показывают, что двое из трех членов правящего консервативного блока в Германии недовольны политикой канцлера.
Как знать, возможно предложенное единое «экономическое правительство» будет последним шагом на пути евроинтеграции и с него начнется постепенный демонтаж общего Европейского проекта.