Контракти.ua

Автор: Сергей Рачинский —  2190  —  11.08.11
Спорный рейтинг: дискуссия вокруг решения S&P активизировала требования реформы системы рейтингов
Спорный рейтинг: дискуссия вокруг решения S&P активизировала требования реформы системы рейтингов

Незатихающие споры вокруг решения агентства S&P понизить кредитный рейтинг США и последовавшие за этим потрясения на мировых фондовых рынках привели к тому, что появляется все больше голосов, выступающих за немедленное реформирование системы рейтингов и рейтинговых агентств, которые с момента скандала с компанией Enron в 2001 году, находятся под постоянным огнем критики.

Так, член палаты представителей Конгресса США, демократ из Калифорнии, Максин Уотерс призвала в среду провести слушания на Комитете палаты по финансовым услугам, где обсудить последствия решения агентства S&P.

Она также обратилась в Комитет по ценным бумагам и биржам с просьбой провести расследование фактов выборочного распространения агентством Standard & Poor's информации о снижении кредитного рейтинга США среди некоторых финансовых организаций еще до того, как эта информация была обнародована официально, сообщает агентство Reuters.

М.Уотерс сообщила, что была озадачена сообщениями в медиа о встречах руководителей банков с представителями S&P в четверг и пятницу, накануне снижения рейтинга, а также тем, что в течение пятницы шла интенсивная продажа акций и ценных бумаг, тогда как решение S&P было формально обнародовано лишь в пятницу вечером.

Действия агентства будут рассматриваться и Комитетом по банкам в Сенате Конгресса США.

В сообщении агентства Reuters говорится, что решение S&P вызвало большую негативную реакцию, чем кризис на рынке недвижимости в 2008 году, в особенности если учесть, что при расчетах рейтинговым агентством была допущена ошибка, размер которой оценивают в $2 трлн.

Действия агентства S&P будут изучены Комитетом по ценным бумагам и биржам и Комитетом по банкам в Сенате Конгресса США

«Эта ошибка безусловно активизировала дебаты», считает профессор Джон Хант, преподающий право в одном из университетов Калифорнии.

Банкротство корпорации Enron стимулировало устранение барьеров, мешающих конкуренции на рынке рейтинговых агентств, что позволило сравнительно небольшим компаниям зарабатывать там, где ранее доминировали лишь крупнейшие агентства: S&P, Moody's Corp и Fitch Ratings.

Кредитные агентства критиковали за их действия и в период финансового кризиса 2007-2009 годов, когда они присваивали высшие рейтинги ценным бумагам, оказавшимся гораздо более рисковыми, чем сообщалось.

За этим последовало принятие в 2010 году закона Додда-Франка, который требовал у регуляторов не опираться на результаты оценки рейтинговых агентств при определении, например, требований к капиталу банков, основанных на степени рисковости их активов.

По мнению профессора Ханта, применение этого закона на практике встречает сопротивление и идет очень медленно.

Реформирование не затронуло и ситуацию, когда потенциальные заемщики платят рейтинговым агентствам за определение их кредитной надежности, в чем многие критики усматривают конфликт интересов.

Сенатор Ал Франкен, демократ из штата Миннесота, сообщил агентству Reuters, что он уже связывался по телефону с «высопоставленным чиновником администрации» с целью активизировать проведение реформ в свете критики решения S&P.

А.Франкен предложил поправку к закону Додда-Франка с тем, чтобы исключить упомянутую выше ситуацию, ведущую к конфликту интересов. В действующей редакции закона за это «отвечает» ослабленная и не столь эффективная норма.

В тоже время профессор права Колумбийского университета Джон Коффи утверждает, что если история чему-то учит, то можно предполагать, что любые попытки изменений и реформ встретят сопротивление участников рынка и даже его регуляторов.

Шаги по реформированию рейтинговых агентств и скорейшему внедрению закона Додда-Франка были изложены в обнародованном в мае 517-страничном документе, содержащем соответствующие предложения Комитета по ценным бумагам и биржам. Большое количество компаний, законодателей и различных заинтересованных групп познакомились с документом и высказали свои соображения.

Ведущие рейтинговые агентства S&P, Moody's и Fitch, со своей стороны, ответили многочисленными и обстоятельными комментариями, многие из которых сводились к требованию внести изменения или вообще отозвать ряд ключевых положений документа.

Рейтинговые агентства в то же время продолжают бороться с положениями закона Додда-Франка которые упрощают возможное привлечение к суду агентство, упустившее из виду важную информацию.

Три крупнейшие компании этого рынка вместе потратили более $1 млн на лоббирование своих интересов в Конгрессе, утверждает Reuters. Это привело к тому, что одно из правительственных агентств потребовало запретить лоббистскую деятельность этих групп, учитывая их влияние на правительство, надежность которого они же потом и  оценивают.

Более умеренный подход заключается в том, что запрет лоббирования нарушит права компаний, однако эта деятельность должна вестись более открыто, чем это принято сейчас.

Статьи по теме
Опубліковано рейтинг найбагатших міст світу за кількістю мільйонерів
Опубліковано рейтинг найбагатших міст світу за кількістю мільйонерів

Найбільше доларових мільйонерів мешкають у Нью-Йорку — 340 тисяч осіб. На другому місці - Токіо, Лондон — на четвертому місці.
22.04.23 — 993

Як зміняться пенсії, соціальні виплати та комунальні платежі в серпні 2022 року
Як зміняться пенсії, соціальні виплати та комунальні платежі в серпні 2022 року

Що відомо про останні важливі зміни щодо пенсій, комунальних платежів, соціальних виплат в Україні від серпня 2022 року?
02.08.22 — 1512

НБУ назвав найпоширеніші гривневі банкноти. В рейтингу змінився лідер
НБУ назвав найпоширеніші гривневі банкноти. В рейтингу змінився лідер

Станом на 1 липня 2022 року в готівковому обігу найбільше банкнот номіналом 500 гривень (24,9% від загальної кількості). На другом місці тепер 200-гривеневі банкноти (24,5%), які останніми роками були найбільш поширеними.
31.07.22 — 1217