Контракти.ua

Автор: Виктория Руденко —  3041  —  04.08.11
Капризы природы: кто заплатит за летний зной, ливень и град
Капризы природы: кто заплатит за летний зной, ливень и град

Нынешнее лето стало настоящей головной болью для отечественных страховщиков. Сначала Украину заливали дожди, потом не давал покоя зной, а в ночь с 26 на 27 июля из-за непогоды в 9 областях страны обесточено свыше 300 населенных пунктов. До конца лета еще целый месяц, а страховщики уже подсчитывают свои убытки.

Полгода плохая погода

«За период непогоды количество страховых случаев по КАСКО и ОСАГО увеличилось примерно на 25%», - подсчитывает начальник управления урегулирования страховых случаев  СО «Ильичевское» Виктор Регилюк. Страховые случаи по автостраховкам специалисты условно делят на две категории. Первая – аварии. В сложных погодных условиях водителям сложнее вести машину из-за плохой видимости на дороге и некачественного дорожного покрытия. Вторая – прямое воздействие стихии (например, подтопление авто). «Наибольшие убытки получили автовладельцы в городе Симферополь, где 1 июня прошел сильный град: в результате мы получили около 80 обращений, а общая сумма возмещенного ущерба составила приблизительно 600 тыс грн», - вспоминает директор департамента урегулирования убытков СК «PZU Украина» Олег Компаниец. В зависимости от глубины проникновения града, пострадавшим авто нужен был либо ремонт, либо полная замена поврежденных частей.

Отмечают страховщики и рост количества заявлений по договорам имущественного страхования (в среднем на 5-7%). «Чаще всего страховые случаи связаны с обильными атмосферными осадками: затопление товарных запасов на складах и в магазинах, повреждение кровли зданий и их внутренней отделки, которая впоследствии требует ремонта», - перечисляет директор отделов возмещений и автотранспортного страхования компании BritMark Андрей Косенков. Бывали случаи и посерьезнее: в Лисичанске, например, в завод ударила молния и полностью вывела из строя дорогостоящее электрооборудование предприятия.

Цена вопроса

В СК «Наста» подсчитали, что летняя непогода может увеличить количество страховых выплат на 10-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такой же точки зрения придерживается и Виктор Регилюк из СО «Ильичевское». «Если сравнивать с выплатами в, скажем так, «спокойные месяцы», то ориентировочно сумма увеличится на 10%», - подтверждает эксперт.

Летняя непогода может увеличить количество страховых выплат на 10-20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Однако на самом деле выплаты страховщиков окажутся гораздо меньше: рост количества страховых случаев вряд ли существенно повлияет на объем выплаченных компенсаций. По словам Андрея Косенкова, сумма выплат в сравнении с предыдущими годами из-за погодных условий не должна подняться, ведь непогода бывает каждый год. «Выплаты по КАСКО, например, по нашим оценкам, в связи с неблагоприятными погодными условиями этим летом могут вырасти лишь на 3-5%», - признается первый зампредправления СК «ТАС» Александр Тимошенко.

Проблема наших автомобилистов – низкий уровень страховой культуры. На Западе страховать имущество от землетрясения, урагана, наводнения и других природных катаклизмов – норма. Недавно специалисты Munich Re подсчитали, что потери мировой страховой отрасли от произошедших в первом полугодии 2011 года стихийных бедствий составили порядка $60 млрд. Из них $30 млрд страховщики выплатили пострадавшим в результате землетрясения и цунами в Японии. А ураган «Катрина» в августе 2005-го обошелся мировой страховой отрасли в $62,2 млрд.

Украинцы страхуются только в крайних случаях. Например, покупая авто или квартиру в кредит. Но в этом случае, как правило, выбирается самый дешевый вариант полиса, который (как оказывается уже пост-фактум) не покрывает большинства рисков. Например, часто водители жалуются, что в результате сильных дождей случается гидроудар. При этом ни одна опрошенная Контрактами СК не покрывает этот риск: стандартно повреждения от гидроудара входят в перечень исключений из страхового покрытия. Страховщики объясняют это тем, что гидроудар не всегда является следствием непогоды, он может произойти даже в том случае, если водитель заехал в глубокую лужу.

Что является страховым случаем

Правда, даже если страхователь подошел ответственно к покупке страховки и его полис покрывает риски стихийных бедствий, получить выплату удается не всегда. Доказать, что ущерб был нанесен именно в результате действия стихии сложно. Страховщики в своих договорах детально прописывают критерии «неблагоприятных погодных условий». «Для того чтобы страховая компания признала событие страховым, необходимо чтобы количество осадков было не меньше указанного в договоре, например, 30 мм в час/день», - приводит пример Андрей Косенков. В СК «PZU Украина» рассказали, что под «сильным дождем» следует понимать дождь с количеством осадков более 50 мм на равнинной территории и 30 мм в горных районах продолжительностью менее 12 часов, а «сильный ливень» - это выпадения интенсивного кратковременного дождя количеством более 30 мм за период времени меньше часа. Доказать, что в конкретном месте выпало нужное количество осадков за определенный период времени практически нереально. «Именно по таким случаям много отказов, потому что сильные дожди идут редко, а убытки часто связаны с неэффективностью систем стока пострадавших сооружений», - добавляет Андрей Косенков.

Скорее всего, в ближайшее время украинцы будут и дальше бороться с капризами природы самостоятельно. «Несмотря на сложные погодные условия, которые мы наблюдаем в Украине, роста спроса на страхование от непогоды мы не отмечаем», -  рассказывает ведущий специалист управления продаж СО «Ильичевское» Антон Гришан. Как правило, целенаправленно от стихийных бедствий украинцы свое имущество не страхуют (за исключением, может быть, населения западной Украины, где часто бывают паводки). Определенные сдвиги есть разве что в агростраховании, где ливни, град, бури и засуха являются основными страховыми рисками в летний период. «По сравнению с 2010 годом, наша компания в этом году увеличила сборы страховых премий на 200%, застраховав 45 тыс. га посевных площадей в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Кировоградской, Одесской, Хмельницкой и Запорожской областях», - рассказывает Олег Компаниец. Правда, агрострахование в Украине находится фактически в зародышевом состоянии (государство отстранилось от финансовой поддержки аграриев): доля добровольно застрахованных от площадей является слишком низкой, поэтому любой заключенный договор страхования существенно влияет на имеющуюся статистику.

Статьи по теме
В Україні вартість страхового полісу для водіїв подорожчала
В Україні вартість страхового полісу для водіїв подорожчала

Для українських автомобілістів від 1 липня зросла ціна на страховку.
02.07 — 1220

СК «Экспресс Страхование» вошла в ТОП-5 по КАСКО по данным рейтинга Insurance TOP за 9 месяцев 2021
СК «Экспресс Страхование» вошла в ТОП-5 по КАСКО по данным рейтинга Insurance TOP за 9 месяцев 2021

В условиях обострения конкуренции среди страховых компаний, конкурентным преимуществом СК «Экспресс Страхование», по словам ее директора Татьяны Щучьевой, является партнерство с УкрАВТО, в состав которой входит СК.
14.12.21 — 4443

Уряд визначив розміри держпідтримки страхування площ посівів озимої пшениці
Уряд визначив розміри держпідтримки страхування площ посівів озимої пшениці

Страхова сума державної підтримки від сільгоспризиків на період перезимівлі у 2022 році для посівів озимої пшениці не перевищить 7230 грн.
10.12.21 — 389