Одним из наиболее резонансных документов, принятых нынешним парламентом на восьмой сессии, стал Закон № 3206-VI «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине». Он вступил в силу 1 июля.
С этой даты закончится полугодовой «мораторий» на борьбу с коррупцией. Напомним, после отмены с 1 января 2011 года Закона «О борьбе с коррупцией» от 1995 года в этой сфере образовался правовой вакуум. Новый закон был принят народными избранниками (со скрежетом зубовным) еще 7 апреля. Но 12 мая в него уже были внесены изменения. Суть их в том, что закон обязывает чиновников, депутатов, судей, прокуроров и других декларировать как доходы, так и расходы. Вначале депутаты хотели разрешить не декларировать расходы на сумму до 50 тыс. грн в год. Мол, это годичная зарплата среднего чиновника. Но в итоге эта цифра выросла в три раза — до 150 тыс. грн (12,5 тыс. грн в месяц; средняя зарплата по Украине — чуть более 2,5 тыс. грн в месяц). Какие расходы должен декларировать чиновник средней руки, живущий на одну зарплату, остается загадкой.
Закон, который имеет немало и положительных моментов, в целом содержит множество противоречивых норм. Например, он обязывает декларировать доходы и расходы, кроме самих чиновников, также их «близких лиц». К таковым отнесены близкие родственники и те, кто проживает с чиновником под одной крышей. «В перечне близких лиц упустили, допустим, друзей и кумовьев. Эти группы лиц, как мы помним, очень часто фигурировали в коррупционных скандалах нашей страны», — отмечает юрист АО «АФ «АКТИО» Иван Ромащенко.
Более того, декларации чиновников будет достаточно сложно проконтролировать. Прецедент уже создан. Вопреки Закону «О доступе к публичной информации» аппарат ВР отказался обнародовать декларации депутатов. Это было обосновано тем, что, оказывается, декларации народных избранников содержат персональные данные, которые отнесены к информации с ограниченным доступом. «Можно было бы говорить о публичности в деятельности госорганов, поскольку недавно вступил в силу Закон «О доступе к публичной информации». Однако делать выводы пока рано, поскольку уже традиционно в нашей стране принятие закона еще не означает его реализацию и функционирование на практике», — говорит партнер ЮК «Ващенко, Бугай и Партнеры» Денис Бугай.
Чиновник может тратить бесконтрольно до 150 тыс. грн в год
Законом № 3207-VI от 07.04.2011, который принят в дополнение к антикоррупционному, усилена ответственность госслужащих, в том числе уголовная. Но диспозиции соответствующих статей КоАП и ККУ прописаны таким образом, что по сути за одно и то же действие чиновника его можно наказать штрафом в 850 грн, а можно посадить за решетку на пять лет. То есть правоохранители получат в свое распоряжение широкий инструментарий полномочий. Кстати, ловить коррупционеров намерены с помощью народных информаторов: теперь, если кто-то что-то знает о злоупотреблениях чиновника, обязан немедленно сообщить куда следует. Иначе штраф — 850–2125 грн.
Виктор Янукович утверждает, что закон поможет кардинально изменить ситуацию с коррупцией в Украине. А ситуация, по его же словам, плачевная. В Администрации президента подсчитали, что от коррупции бюджет страны ежегодно теряет около 20 млрд грн. При этом в сфере госзакупок от 10% до 15% государственного бюджета оседает в карманах чиновников, а это $4–7 млрд. Возможно, кстати, что такая позиция президента повлечет за собой вето к изменениям в закон о госзакупках № 7532 от 17.05.2011. «Распространение коррупции стало системным, и мы с вами должны предложить, каким образом будем бороться с этим явлением», — заявил Виктор Янукович. Но, к сожалению, антикоррупционный закон не дает четкого ответа, как побороть систему, в которой взятки, собранные «на земле», по цепочке идут на самый высший уровень. Также, по словам главы государства, коррупция сегодня «выступает тормозом модернизации и политического курса реформ». К сожалению, «на тормозах» у нас уже прошли судебная, административная, налоговая и другие реформы, на подходе пенсионная и жилищная.
В стране, где законы исполняются избирательно, важен не сам факт принятия новых правил, но их соблюдение. Министр юстиции Александр Лавринович отметил: «Залогом наступления ожидаемых от реформ результатов является не только принятие законов, но и обеспечение эффективной их реализации. Что касается данного закона, это особенно важно». А реализация будет зависеть от воли президента. Закон обязывает его создать специально уполномоченный орган по вопросам антикоррупционной политики и определить антикоррупционную стратегию. Виктор Янукович уже дал соответствующие поручения Александру Лавриновичу и главе СБУ Валерию Хорошковскому. По словам президента, антикоррупционный орган будет координировать реализацию исполнительной властью выполнения антикоррупционной стратегии, а сама стратегия должна стать «основным программным документом государственной антикоррупционной политики и инструментом воплощения закона».
Пока поверить в то, что закон будет работать как-то иначе, чем это было ранее, непросто. Он предусматривает механизмы, уже опробованные в прошлом. Разве что усилены полномочия борцов с коррупцией. Можно предположить, что кара постигнет прежде всего чиновников низшего и среднего ранга. Причем в первую очередь тех, кто не вписывается в схемы поставок средств снизу наверх. И движущей силой данного процесса будет далеко не желание искоренить коррупцию, а банальная статистика. Ведь народ нужно будет как-то убеждать, что закон работает.