«Для нас сейчас самая важная задача — это стабилизация ценовой ситуации, важно не допустить разгона инфляции», — заявил 21 июня премьер-министр Николай Азаров, комментируя последние переговоры членов украинского правительства с МВФ в Вашингтоне.
Премьер не раз утверждал, что в 2011 году у правительства есть все шансы сдержать инфляцию в рамках 10% — своего мнения он не изменил по сей день. Правда, Николай Азаров рискует остаться последним, кто придерживается столь оптимистичного мнения. На днях прогноз украинской инфляции пересмотрели во Всемирном банке: если в декабре 2010-го в ВБ ожидали роста потребительских цен по итогам 2011 года на 10,7%, то теперь прогноз ухудшен до уровня 11,4%. Прогноз экономистов ВБ практически совпал с майской статистикой Госкомстата, согласно которой рост потребительских цен составил 11% в годовом измерении, или 5,5% с начала года. Еще более пессимистичного сценария развития событий ожидают украинские бизнесмены, ежеквартально опрашиваемые Нацбанком: их консенсус-прогноз по результатам I квартала составляет 14,7% роста потребительских цен по итогам года.
Пессимизм экспертов разделяют и в правительстве. «Если нам в этом году удастся сохранить инфляцию ниже 10%, это будет удачей», — заявил вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко. Тем не менее последние события дают правительству надежду удержать рост цен по итогам года если не в рамках заложенных в бюджете 8,9%, то хотя бы в пределах 11–12%, прогнозируемых ВБ.
Официальная инфляция не учитывает от трети до половины реальных затрат домохозяйств
Во-первых, делегации украинских чиновников вроде бы удалось договориться с МВФ о продолжении сотрудничества. Причем, если верить официальным сообщениям правительства, на наших условиях, то есть без повышения тарифов на газ еще на 30%. На самом деле в Фонде так и не подтвердили готовности идти на уступки украинскому правительству в вопросе повышения тарифов, но все же июньские переговоры не были провальными. «Я думаю, что в сентябре миссия (МВФ. — ред.) приедет в Украину», — заявил по окончании визита украинской делегации в Вашингтоне Николай Азаров.
Во-вторых, у правительства — по крайней мере, теоретически — остается возможность договориться о новой цене на газ с российским Газпромом.
В-третьих, сложившиеся к середине июня благоприятные погодные условия дают возможность рассчитывать на один из крупнейших за все годы независимости урожай зерновых. Так, по прогнозу первого замминистра аграрной политики и продовольствия Николая Безуглого, в 2011 году валовой сбор зерна в Украине составит не менее 45 млн т против 39,3 млн т в 2010 году. Если ожидания Минагрополитики оправдаются, это позволит в значительной мере компенсировать рекордный рост мировых цен на продовольствие.
Кроме того, в борьбе с инфляцией правительству активно помогает Нацбанк, продолжая изымать из обращения свободную гривню. К примеру, постановлением № 195 от 16.06.2011 регулятор изменил правила резервирования для банков: с 1 июля финучреждениям придется откладывать на специальном счете не 4% от суммы краткосрочных депозитов в инвалюте, а 6%. Для вкладов до востребования и средств на текущих счетах в инвалюте норматив вырос с 7% до 8%. Но и это еще не все. При формировании обязательных резервов банки используют ОВГЗ, выпущенные для финансирования Евро2012. Однако если раньше регулятор разрешал учитывать в резервах госбумаги по номинальной стоимости, то с 1 июля — лишь на 50%. По оценкам специалистов, нововведения позволять Нацбанку изъять из оборота порядка 3 млрд грн.
Впрочем, активная монетарная поддержка в борьбе с инфляцией не помешала главе НБУ Сергею Арбузову выступить в мае с острой критикой правительственного «антиинфляционного курса», приведшего ко временному разрыву отношений с МВФ. Несколько позже, в первых числах июня, с аналогичной критикой действий правительства выступила первый заместитель главы Администрации президента Ирина Акимова. По ее мнению, риск закрытия мировых рынков заимствования и прекращение сотрудничества с МВФ могут спровоцировать в Украине развитие ситуации по сценарию второй половины 2008 года. Реакцией на письмо Ирины Акимовой стал июньский визит украинской правительственной делегации в Вашингтон и декларация о восстановлении сотрудничества с МВФ.
Миссия Фонда появится в Украине не раньше осени. Между тем, по подсчетам НБУ, прямые потери украинской экономики от разрыва отношений с МВФ по состоянию на июнь 2011-го составили как минимум $7,7 млрд, а полная сумма ущерба к концу года может вплотную приблизиться к $9 млрд. Точно так же не проходят даром для экономики и другие антиинфляционные меры. Изъятие гривневых ресурсов опосредованно сдерживает кредитование — в итоге промпредприятия вынуждены работать в ситуации жесткой нехватки оборотных средств. Чтобы в полной мере воспользоваться бонусом в виде рекордного урожая, правительству, скорее всего, придется так или иначе ограничивать экспорт. В 2010–2011 гг. такие меры привели к потере аграриями $1–1,5 млрд. А договориться о новой цене на газ с Россией украинскому правительству вряд ли удастся без потери контроля над газотранспортной системой.
И все это ради 3–5 п. п. индекса инфляции, который, кстати, никак не отражает реального положения дел в сфере ценообразования, поскольку устаревшая методика расчета индекса, не менявшаяся почти 10 лет, сегодня не учитывает от трети до половины реальных потребительских расходов украинцев.
Ирина Перевозченко, Виктория Руденко