Достаточно оказалось одного месяца, чтобы в государственном бюджете образовалась дыра в 3 млрд грн. Еще в I квартале 2011-го дефицит казны составлял 0,9 млрд грн, а в январе–апреле — уже почти 4 млрд грн.
Разрыв в доходах и расходах произошел несмотря на существенный рост поступлений в бюджет. Так, налоговые сборы увеличились на 32,8% — до 77,2 млрд грн. Кроме того, приватизация принесла казне еще 5,6 млрд грн. В начале апреля Фонд госимущества получил от покупателя Укртелекома 4,24 млрд грн, остальные средства (6,3 млрд грн) были перечислены месяц спустя. Кстати, именно это помогло перекрыть выросший в апреле дефицит текущего счета платежного баланса. В целом увеличение доходов бюджета в Минфине объясняют высокими темпами роста экономики и принятыми правительством мерами по улучшению администрирования налогов.
Неудачи же правительство по традиции списывает на своих предшественников. Резкий рост дефицита госбюджета связывают в том числе c долговыми выплатами. Как объясняют в Минфине, в результате неконтролируемого роста государственного долга в 2008–2009 гг. расходы по его обслуживанию в январе–апреле 2011-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли почти вдвое.
По словам главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, ухудшение бюджетной ситуации было ожидаемо и объясняется оно в первую очередь замедлением темпов роста доходной составляющей казны. Во-первых, на бюджете отразилось снижение с 1 апреля налога на прибыль с 25% до 23%. Кроме того, не так быстро растут поступления от НДС, что может быть связано как с расширением серого импорта, так и с увеличением возмещения НДС.
Пока не вселяет оптимизм и деловая активность. Темпы роста промышленного производства замедляются уже второй месяц подряд. В апреле они сократились до 4,9% (к аналогичному периоду 2010 года) с 8% в марте 2011-го. Это минимальный показатель с ноября 2009 года. Этого в правительстве Николая Азарова явно не ожидали. По предварительным данным, рост промпроизводства за четыре месяца текущего года должен был составить 10%. Но фактический рост достиг отметки в 8,5%. Для сравнения: в январе–апреле 2010 года украинская промышленность сработала гораздо лучше — производство увеличилось на 12,8%.
Дополнительный фактор риска — торговые барьеры. Заградительные меры в отношении украинской продукции были введены в мае Таможенным союзом России, Казахстана и Беларуси. Комиссия Таможенного союза уже утвердила список из девяти антидемпинговых и специальных защитных мер, которые распространяются на территорию трех стран. В перечень, к примеру, попали некоторые виды стальных труб из Украины (обсадные, насосно-компрессорные, нефтепроводные, газопроводные и горячедеформированные трубы общего назначения), машиностроительного крепежа и полиамидных технических нитей. Пока действия союзных государств задевают интересы лишь некоторых украинских предприятий, в частности Интерпайпа и Centravis. Но в целом они не будут иметь катастрофических последствий для экономики Украины. Правда, и гарантии того, что на этом Таможенный союз остановится, нет. Украинская же экономика чувствительна к ограничениям — особенно со стороны России, как основного торгового партнера.
Впрочем, главный дестабилизирующий фактор для будущего бюджета, по словам Елены Белан, — возможное наращивание социальных расходов. Низкие политические рейтинги вынуждают власть раздавать новые обещания избирателям. Некоторые из них будут выполнены. Так, правительство уже приняло решение о повышении с 1 июля минимальной ставки первого тарифного разряда работников бюджетной сферы с 625 грн до 635 грн (к концу года она вырастет до 704 грн). Кроме того, с 1 июля будут дифференцированы ставки для низкооплачиваемых работников. Нагрузка на бюджет возрастет.
Дефицит сектора госуправления, по оценкам Dragon Capital, достигнет 3,3% ВВП. Ориентир от МВФ — 2,8% ВВП. «Чем больше дефицит, тем больше средств необходимо на его покрытие. Учитывая волатильность внешних рынков, нельзя рассчитывать на то, что Украина в любой момент сможет занять ресурсы под приемлемые проценты. Расточительная бюджетная политика приводит к накоплению рисков в экономике», — отмечает Елена Белан.
Похоже, что спасать ситуацию будут, как обычно, за счет «улучшения администрирования налогов». Налоговой уже прозрачно намекают, что нужно лучше работать. В мае 2011-го Генпрокуратура провела проверки в Государственной налоговой службе, результаты которой оказались неутешительными. Из-за низкого качества контрольно-проверочных работ, проведенных налоговиками, налоговый долг за последний год вырос с 10,7 млрд грн до 16,1 млрд грн.