Контракти.ua

Автор: Виктория Руденко —  11897  —  02.06.11
Проба пера: как повлияет сотрудничество с IFC на отечественный рынок лизинга
Проба пера: как повлияет сотрудничество с IFC на отечественный рынок лизинга

Председатель совета директоров Евро Лизинг Роман Иваненко рассказал Контрактам о том, что: уровень проникновения лизинга в Украине — 3,5%; привлекать ресурсы внутри страны невыгодно; диверсификация бизнеса для лизинговых компаний очень важна.

В 2010 году общий портфель финансового лизинга в Украине вырос на 12%. Вашей компании удалось нарастить портфель?

Роман Иваненко: Наш портфель снизился почти на 30 млн грн. В прошлом году, как и в 2009-м, мы продолжили бороться с последствиями кризиса: формировали резервы под проблемную задолженность и осуществляли ремаркетинг изъятой у клиентов техники (передавали в повторный лизинг либо реализовывали). К сегодняшнему дню эти процессы практически завершились. В 2011 году мы намерены увеличить лизинговый портфель на 50%. В 2010-м рынок лизинговых услуг в Украине в целом вырос на 12%. При этом уровень проникновения лизинга в нашей стране по-прежнему находится на очень низком уровне — 3,5% (для сравнения: в Европе — 14,5%). 

Роман Иваненко: средства IFC для нас это стратегически важный шаг

Где будете привлекать финансирование для развития бизнеса?

Роман Иваненко: Четыре года назад компания «Евро Лизинг» разместила облигации на сумму 100 млн грн. Украинский долговой рынок в то время был доступным и относительно дешевым источником финансирования. Сегодня этот инструмент не работает. Даже если мы и сумеем найти покупателей, то условия размещения будут крайне невыгодными по причине облигационных скандалов в 2008–2009 гг. И тот факт, что наша компания в полном объеме выкупала свои облигации при оферте, нам сейчас мало поможет в плане стоимости ресурсов из-за общих рисков рынка. Занимать деньги у отечественных банков лизинговым компаниям тоже нет смысла. Даже минимальная маржа не позволяет нам предлагать конечным потребителям доступные условия финансирования. Сейчас у нас открыты кредитные линии в нескольких украинских финучреждениях. Как правило, в банках с иностранным капиталом кредиты дешевле (они используют материнские ресурсы). Еще один источник средств — международный рынок. В середине мая наша компания получила кредит от Международной финансовой корпорации в размере $10 млн на финансирование малого и среднего бизнеса. Что касается длинной и дешевой гривни, все зависит от Нацбанка, ждем позитивных новостей по свопам, чтобы зарубежные кредиторы смогли выдавать нацвалюту украинским заемщикам.

Почему именно кредит IFC? Можно разместить, например,  еврооблигации?

Роман Иваненко: На самом деле, средства IFC для нас не самоцель. В рамках нашей компании $10 млн не такая уж и большая сумма. Для нас это стратегически важный шаг, который облегчит нам доступ к финансированию на внешних рынках. Чтобы увеличивать долю на рынке и наращивать лизинговый портфель, мы должны по максимуму удешевить финансирование для конечных потребителей. До конца этого года мы привлечем на международном рынке еще порядка $20–30 млн.

Часть привлеченных средств вы обязались направить на финансирование агросектора — это ваше ключевое направление деятельности?

Роман Иваненко: Нет. Доля аграриев в структуре нашего портфеля — порядка 7%. Это не просто фермерские хозяйства, а компании, которые специализируются на производстве или переработке сельхозпродукции. В ближайшее время этот показатель вряд ли существенно вырастет: мы целенаправленно не работаем с агробизнесом. Наши главные клиенты — компании, связанные с производством или дистрибьюцией товаров сектора FMCG (их доля достигает 45%). Мы специализируемся на транспорте, но в некоторых случаях финансируем и оборудование. Например, если кто-то из наших клиентов подпишет договор лизинга транспорта и ему потребуется какое-то оборудование, мы не будем отказывать, но это скорее исключение, чем правило.

В кризис услуга лизинга пользовалась спросом у клиентов?

Роман Иваненко: Безусловно. Именно лизинг помогал клиентам обновлять автопарк без особых финансовых потерь. Новый бизнес, способный выполнять свои обязательства, существует. Те, кто пришел к нам с начала 2009-го, научились работать в действующей кризисной модели экономики (я не считаю, что кризис уже закончился). Уровень просрочки более 90 дней по новому портфелю — 0%, свыше 30 дней — 0,98%. Это именно просрочка, причем скорее технического характера, а не проблемная задолженность. В кризис все проблемные клиенты ушли. В начале кризиса у нас было более 1000 клиентов, с 200 из них мы продолжаем выяснять отношения в судах, как бы мы этого не хотели избежать.

Евро Лизинг планирует повышать уровень продаж дополнительных сервисов с целью диверсификации рисков и увеличения прибыльности компании

Почему в судах? Ведь объекты лизинга по закону находятся в вашей собственности.

Роман Иваненко: Некоторые клиенты уверены, что если они вернули нам объект лизинга, то долг автоматически погашается. Но существует сумма долга, сумма просрочки, штрафные санкции и есть цена, по которой мы реализовали имущество. Не всегда эти суммы равны. Логично, что б/у техника стоит дешевле, чем новая. Эту разницу мы не можем погашать из своего кармана, в договоре прописаны условия досрочного расторжения, их необходимо выполнять. Не все это понимают, некоторые компании перестают платить по договорам, прячут объекты лизинга, пытаются вывести их за границу. В Украине до сих пор нет четко работающего механизма защиты прав кредиторов. Перечисленные случаи стали причиной того, что по итогам 2009–2010 гг. мы фиксировали убытки.

 В этом году снова будете убыточными?

Роман Иваненко: Последствия досрочных изъятий (резервы и отрицательный результат от продажи изъятой техники) остались в отчетности 2009–2010 гг., постепенно снижается удельный вес проблемных клиентов и доля просрочки за счет увеличения нового качественного посткризисного портфеля. Позиционирование компании как лучшего провайдера финансирования транспорта для бизнеса позволило настроить бизнес-процессы для работы с юридическими лицами и частными предпринимателями, оказывать более качественный специализированный сервис. Доля покупок транспорта юрлицами в общей структуре растет, вместе с этим увеличиваются спрос и наша клиентская база. Кроме того, у нас есть дополнительные продукты, которые приносят до 15% прибыли. Это, например, топливная карта (клиенты могут воспользоваться кредитной линией для покупки бензина), флит-онлайн — услуга управления как лизинговым, так и собственным автопарком (если нет необходимости в финансировании). Предоставляя такую услугу, мы берем на себя техподдержку автотранспорта, администрирование страховых случаев, обязательных ТО, ремонтов и др. с возможностью дистанционного контроля состояния автопарка с помощью онлайн-отчетов. Мы планируем повышать уровень продаж дополнительных сервисов с целью диверсификации рисков и увеличения прибыльности компании. Уже в 2010 году мы увеличили чистый доход на 29,5%. Из 2011-го планируем выйти с прибылью.

Статьи по теме
Можливо, саме ресурсів із вашої сфери зараз не вистачає для перемоги, - Олександр Сосіс, Альянс Банк
Можливо, саме ресурсів із вашої сфери зараз не вистачає для перемоги, - Олександр Сосіс, Альянс Банк

Інститут ім. Голди Меїр та Альянс Банк із перших днів війни працюють у форматі волонтерського майданчика «Форум Добрих Справ». Благодійний хаб надав понад 60 тонн продуктів, медикаментів та побутової хімії на потреби населення, бійців тероборони та військових. Форум власним коштом забезпечив два розвідувальних підрозділи ЗСУ  усім необхідним: взуттям, бронежилетами, комплектами форми, спорядженням, тепловізорами і транспортом.  Також налагодили лінію психологічної допомоги "Стоп Паніка", у межах якої понад 20 волонтерів-психологів та психотерапевтів надають цілодобову допомогу в телефонному режимі.
27.07.22 — 5036

Фінансування аграріїв надважливе у 2022 році, - Юлія Фролова, Альянс Банк
Фінансування аграріїв надважливе у 2022 році, - Юлія Фролова, Альянс Банк

Альянс Банк пропонує фінансування агробізнесу за програмою Європейського інвестиційного банку, бо вважає підтримку аграріїв пріоритетною у 2022 році.  В умовах війни всі клієнти банку мають змогу отримати кредит на розвиток своєї справи без застави, підписавши договір дистанційно.
20.07.22 — 5149

Кредити під час війни: як каратимуть боржників
Кредити під час війни: як каратимуть боржників

Після закінчення війни людей, які прострочили виплати за кредитами, чекає покарання. Фінансові установи не зможуть просто прощати борги, бо повинні виплачувати іншим клієнтам депозити.
10.05.22 — 3906