«Упрощенная система налогообложения… Мы готовы пойти на максимальный компромисс. С точки зрения бюджета это не такие большие деньги… Пусть на мелких предпринимателях пока нарастает жирок», — разрешил премьер-министр Николай Азаров на заседании Совета предпринимателей при Кабмине 12 мая.
На мероприятии обсуждались изменения в Налоговый кодекс касательно упрощенной системы налогообложения. И уже 16 мая в парламенте был зарегистрирован соответствующий законопроект № 8521. По оценкам предпринимателей, он на 70% состоит из законопроекта, ранее зарегистрированного в парламенте главой профильного Комитета ВР Натальей Королевской. А в его подготовке принимали участие более 300 общественных организаций. До сих пор не верится, что такой законопроект одобрили в Кабмине, поэтому возникает вопрос: а в чем подвох?
Законопроект достаточно либерален по сравнению с действующей версией. В частности, он определяет ставки налога и максимальный оборот упрощенцев в зависимости от минимальной заработной платы (МЗП). Физлица с годовым доходом до 150 МЗП (141,15 тыс. грн), занимающиеся ремесленной деятельностью, торговлей на рынках, предоставлением бытовых услуг, смогут платить до 10% МЗП (всего 94,1 грн, а не 200 грн, как сейчас). При этом им запрещается привлекать наемных работников. Вторая группа — производители и реализаторы товаров и услуг, в том числе в сфере ресторанного хозяйства, оборот которых не превышает 1000 МЗП (941 тыс. грн), а количество персонала — 10 человек. Ставка налога для них составит до 20% МЗП (188,2 грн). При этом такие предприниматели не могут работать с плательщиками НДС. Физлица, доход которых не превышает 2000 МЗП (1,882 млн грн) и у них работает до 10 сотрудников, а также юрлица с доходом до 5000 МЗП (4,705 млн грн) и до 50 сотрудников, могут платить единый налог в размере 3% от дохода плюс НДС, или 5% дохода без НДС (ныне 6% + НДС, или 10%). При этом для реализаторов продукции собственного производства предлагается установить налог в размере половины упомянутых ставок.
Самым неоднозначным вопросом в реформе упрощенной системы остается предоставление возможности упрощенцам работать с крупными компаниями
К сожалению, зарплаты в Украине не отображают действительной ситуации в экономике. «Если перед выборами 2012 года этот показатель (МЗП. — ред.) вдруг начнет расти совсем не теми темпами, которые предполагает экономика, а гораздо большими, то спровоцирует рост предельной границы ставки единого налога», — говорит народный депутат Ксения Ляпина.
Минфин согласился на требования предпринимателей списать задолженность плательщиков по единому социальному взносу (ЕСВ) за прошлый год. Также предлагается освободить от ЕСВ упрощенцев-пенсионеров и инвалидов. Но пойти на уступки остальным плательщикам взноса в правительстве отказались, хотя и обещали. Одним из требований бизнеса было уменьшить ставку ЕСВ с 34,7% до 18,1,35% хотя бы для самых мелких предпринимателей. Ведь несмотря на то что единый налог им предлагается снизить до менее чем 100 грн, такие физлица обязаны ежемесячно дополнительно отчислять в ПФ около 350 грн. «Кабмин выступит с предложением пересмотреть ставку для всех категорий, мы его рассмотрим», — обещал глава профильного Комитета ВР Виталий Хомутынник. Однако в чью пользу будет рассмотрено предложение, можно догадаться.
Но, пожалуй, самый неоднозначный вопрос в реформе упрощенной системы — будет ли предоставлена возможность упрощенцам работать с крупными компаниями. Законопроектом предлагается изъять из НК скандальный п. 139.1.12 ст. 139, согласно которому оплату их товаров и услуг нельзя относить на затраты. Однако предусмотрено, что единоналожники, которые предоставляют услуги или работы большим фирмам, обязательно должны зарегистрироваться плательщиками НДС. Но... на условиях раздела 5 НК. То есть, если доход упрощенца за прошлый год не превысил 300 тыс. грн и половина его контрагентов не были плательщиком НДС, он не сможет зарегистрироваться в качестве плательщика, даже несмотря на то что «обязан».
До сих пор остается открытым вопрос: что же на самом деле побудило Кабмин пойти на уступки? Очевидно, в канун акций предпринимателей 14 и 19 мая власть побаивалась повторения Налогового майдана. Второй предпосылкой может быть боязнь чиновников понести персональную ответственность за массовые недовольства, спровоцированные губительными для бизнеса действиями. Сегодня для КМУ важно не нагнетать ситуацию. Далее слово за парламентом. А там ответственность коллективная. Проект закона № 8521 планируется рассмотреть в первом чтении уже на пленарной неделе (31 мая — 3 июня) и до каникул принять его в целом. В этот период предпринимателям стоит активно следить за позицией народных избранников.