Контракти.ua

Автор: Виталий Портников —  12671  —  30.05.11
Ненужная зона: почему Украина так и не вступила в зону свободной торговли со странами СНГ
Ненужная зона: почему Украина так и не вступила в зону свободной торговли со странами СНГ

То, что никакого соглашения о зоне свободной торговли в СНГ не будет, можно было предсказать еще до минского саммита глав правительств стран — членов Содружества.

Журналисты после саммита интересовались технологией срыва подписания соглашения и с удивлением узнавали, что его заблокировали узбекская и туркменская делегации, а Россия настаивала на принципе консенсуса всех стран СНГ, ранее не считавшимся важным для создания зоны свободной торговли. Но это детали. А суть как раз в том, что в Москве считают зону свободной торговли не зоной обоюдовыгодного сотрудничества бывших советских республик, а неким призом за примерное поведение.

Украина этот приз явно не заслужила. Она вступила в ВТО, причем не на российских условиях, а на своих. Москва напрасно предлагала Киеву — и при президенте Леониде Кучме, и при его преемнике Викторе Ющенко — не спешить с этим вступлением, а дождаться окончания российских переговоров и затем уже вступать в ВТО на тех же условиях. То, что страны ВТО могут не согласиться принять Украину на тех же условиях, что и Россию (впрочем, РФ пока так и не вступила в ВТО), Москву не смущало. Для нее главным было продемонстрировать лояльность, пропустить старшего вперед. А Украина так этого и не поняла.

 

У Украины нет нефти с газом, а значит, и другого выхода нет, кроме как осторожно цивилизовываться

 

Теперь тот же инструментарий предложений используется по отношению к зоне свободной торговли с Евросоюзом. Никуда спешить не нужно, лучше дождаться, пока Москва или Таможенный союз в целом заключат соглашение о зоне свободной торговли с ЕС. А еще лучше — вступить в Таможенный союз и на переговорах с чванливыми европейцами пользоваться его защитой. То, что возможное создание зоны свободной торговли между Таможенным союзом и ЕС пока что выглядит экономической фантастикой, тоже не беспокоит Москву. Ее предложения — прежде всего проверка на лояльность Виктора Федоровича Януковича. А Янукович явно не лоялен. И Киев слишком уж спешит со своими переговорами с европейцами, слишком уж суетится. Все подозрительно напоминает вступление в ВТО... Ну что за страсть такая — обгонять Россию, что за немотивированная гордость? Неужели нельзя подождать — а еще друзья, и хотят укреплять отношения! Не раздражать это не может.

Поэтому из Минска украинский премьер Николай Азаров был обречен уехать с пустыми руками. Спору нет, ЗСТ со странами СНГ выгодна Украине, она позволила бы решить многие проблемы с ввозом и вывозом продукции. Но в СНГ играют по понятиям, а не по правилам. И самое главное понятие — нельзя вводить цивилизованные правила игры. Потому что эти правила рано или поздно разрушат кланово-олигархическую систему, смонтированную почти на всем постсоветском пространстве под российским омофором. Потому что необходимо сохранять все эти высокие ввозные тарифы, все эти ограничения и изъятия — все то, что позволяет не проводить никаких серьезных реформ и безнаказанно воровать, даже особо и не нарушая закон. Российские руководители недоумевают: почему же их украинские коллеги этого не понимают? И начинают их показательным образом воспитывать. Минский саммит СНГ был неплохой ареной для такого воспитания. Российский премьер вроде бы ни при чем — но он, как демократ, вынужден считаться с точкой зрения узбекского коллеги. И если Узбекистану что-то в соглашении не нравится — что ж, придется с зоной свободной торговли повременить. Хотя совсем недавно в Москве воспринимали создание этой зоны чуть ли не как воскрешение активности Содружества и не собирались втаскивать в нее всех — только желающих, а как же иначе? Теперь в Москве надеются на то, что в Киеве усвоят минский урок и сделают из него правильные выводы.

Российским руководителям невдомек, что у их украинских коллег просто нет нефти с газом, а значит, и другого выхода нет, кроме как осторожно цивилизовываться. С российской точки зрения выход есть всегда — назад, в Россию, поближе к энергоресурсам. И вот в этом коренном различии понимания ситуации и элитами, и обществами соседних стран — одна из основных причин очередного постсоветского интеграционного провала.

Статьи по теме
Підвищення акцизу на автогаз може додатково дати бюджету 1 млрд грн щомісяця, - експерт
Підвищення акцизу на автогаз може додатково дати бюджету 1 млрд грн щомісяця, - експерт

Найближчим часом експерти прогнозують підвищення цін на автомобільний газ (пропан-бутан) - через заплановане владою підвищення ставки акцизу на скраплений газ. Разом з тим, підвищення акцизу може додатково дати бюджету 1 млрд грн щомісяця.
18.01 — 374

Паливо за місяць подешевшало на 3-7 гривень: скільки коштують бензин, дизель та автогаз
Паливо за місяць подешевшало на 3-7 гривень: скільки коштують бензин, дизель та автогаз

Роздрібні ціни на бензин, дизельне паливо Україні знизилися в грудні 2023 року. Автогаз подешевшав після різкого зростання восени.
30.12.23 — 620

В Україні різко подорожчає видача прав водія
В Україні різко подорожчає видача прав водія

Кабінет міністрів вніс зміни до розміру плати за надання послуг Міністерства внутрішніх справ. Постанова набирає чинності з 1 січня 2024 року.
28.12.23 — 484