Краткосрочные меры (рост цен замедлится через 3-4 месяца) 1 Государственное администрирование цен. Правительство может разрешить местным органам власти устанавливать предельную торговую наценку на некоторые товарные позиции в потребительской корзине.
Риски Административное подавление инфляции (госконтроль за ценами, ограничение экспорта) может обвалить рынок — в условиях невыгодных цен производители резко уменьшают объемы выпуска продукции, что в итоге может привести к его дефициту на внутреннем рынке и возобновлению роста цен.
2 Ревальвация гривни. Повышение стоимости национальной валюты сделает импортные товары для украинцев более дешевыми, общие темпы роста цен замедлятся. Антиинфляционный эффект от ревальвации может проявиться уже в первый месяц после подорожания гривни.
Риски В перспективе года-двух мера может негативно сказаться на развитии всей экономики: резко подорожает украинский экспорт, увеличится дефицит торгового баланса.
3 Ограничение потребления. Один из самых жестких методов борьбы с инфляцией. Государство различными методами ограничивает объемы потребительского кредитования и снижает темпы роста доходов населения: урезает социальные выплаты, повышает налоги и т. д. Комплекс мер Национального банка Украины уже привел к существенному снижению темпов роста кредитования физлиц (подробнее — см. Трещит по швам на стр. 16).
Риски Ограничение потребления может существенно замедлить экономический рост и ввести экономику в состояние стагнации.
4 Отмена импортных пошлин на продукты питания (в частности, молоко и мясо). В Украине действуют высокие заградительные ввозные пошлины на многие товарные позиции. Их отмена, а также импортных квот, в частности на сахар, уменьшит дефицит некоторых продуктов и замедлит темпы роста цен.
Риски В долгосрочной перспективе (2-3 года) такая мера может существенно снизить конкурентоспособность украинских производителей продуктов питания.
5 Продовольственные интервенции. Создание полноценного госрезерва.
С ростом цен или появлением дефицита того или иного продукта на рынке Госрезерв продает часть запасов, снижая тем самым рыночную цену продукции. По словам Дмитрия Боярчука, исполнительного директора центра «CASE-Украина», таким образом Госрезерв может нивелировать сезонные колебания цен на продукты питания и устранить дефицит на рынке. Однако нынешние объемы госрезервов продовольствия не позволяют решать глобальную задачу замедления роста цен. Правительству сначала необходимо сформировать большие запасы продовольствия — в первую очередь зерна, мяса и сахара.
Риски Частые интервенции на рынке зерна не способствуют развитию рыночной конкуренции и дисгармонизируют цены.
Долгосрочные меры
(рост цен замедлится минимум через год)
6 Стимулирование сельского хозяйства, животноводства. Ежегодно украинские аграрии получают большой объем субсидий (в 2008-м — свыше $600 млн, или 5% от планового производства сельхозпродукции), однако этого не хватает для развития: деньги используются неэффективно. «Продуктивность отрасли примерно в 2 раза ниже потенциальной производительности аграрного сектора. При этом Украина имеет хороший чернозем, выгодное географическое положение и может поставлять сельхозпродукцию за рубеж в довольно больших объемах», — рассуждает Василий Юрчишин, директор экономических программ Центра им. Разумкова. Аналитики рекомендуют правительству снизить объем прямых дотаций аграриям, но частично или вовсе освободить фермеров от налогов, разрешить продажу земель сельхозназначения под реализацию аграрных проектов.
Риски Налоговые каникулы для фермеров снизят доходы госбюджета (возможно появление фиктивных аграрных хозяйств). Продажа земель под реализацию агропроектов может привести к масштабной распродаже земель под нецелевые проекты и обвалу рынка земли.
7 Таргетирование инфляции. В Европе этот метод борьбы с инфляцией до последнего времени считался самым эффективным. Национальный банк и правительство определяют приемлемый уровень инфляции на год и за счет монетарных и фискальных механизмов поддерживают показатель на заявленном уровне. Если это удается в течение 2-3 лет, инфляционные ожидания населения существенно снижаются.
Международный валютный фонд последние несколько лет настоятельно рекомендует Украине начать политику инфляционного таргетирования. Для этого Национальному банку необходимо отказаться от фиксации курса гривни к доллару: уйти от практики искусственной поддержки нацвалюты, привязать ее к корзине валют — курс гривни будет колебаться в зависимости от ситуации на мировых валютных рынках.
Риски Метод чреват сильными колебаниями гривни по меньшей мере в течение года после введения новой монетарной политики, что может негативно отразиться на объемах внешней торговли. Неконтролируемые изменения стоимости импорта и экспорта приведут к еще большему разогреванию инфляционных процессов.
8 Масштабная модернизация промышленности, наращивание темпов роста производства. По мнению аналитиков, большинство украинских предприятий достигло максимального уровня ежегодных объемов производства. Для более высокой производительности компаниям требуется инвестировать крупный капитал в обновление и расширение основных фондов. Кроме того, на многих товарных рынках у нас в стране сформировались негласные монополии. «Крупный и средний бизнес в Украине сильно концентрирован (т. е. принадлежит небольшому кругу людей), поэтому конкуренция во многих секторах экономики невысока. В таких условиях рост предложения ограничен», — считает Виталий Кравчук из Института экономических исследований и политических консультаций. Впрочем, многие предприятия начали модернизацию: прирост инвестиций в основной капитал в прошлом году составил почти 30%.
Риски Отсутствуют.
9 Появление новых инвестиционных инструментов с высокой доходностью. Рост сбережений и инвестиций в различные инструменты приумножения капитала может существенно замедлить темпы роста потребления украинцев.
Риски В этом случае сильное ускорение инфляции откладывается до тех пор, пока инвестинструменты не принесут высокой доходности. Полученные средства могут быть снова направлены на потребление.
По версии Контрактов