Контракти.ua

42847  —  05.05.08
Как дорожают продукты. Насколько оправданным является подорожание товаров и услуг?
Как дорожают продукты. Насколько оправданным является подорожание товаров и услуг?

Контракты изучили формирование цены подсолнечного масла, мяса, хлебопродуктов, транспортных услуг и нефтепродуктов – и выяснили, насколько оправданным является подорожание товаров и услуг, цены на которые растут быстрее всего.

Koнтракты

 

ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО


Структура розничной цены*

35% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы с декабря 2007-го выросла с 3,2 до 4,1 грн

15% Затраты на производство (энергоресурсы, зарплата, административные расходы, логистика)

В первые три месяца увеличились менее чем на 10%

50% Семена подсолнечника

В I кв. цены выросли почти на треть в первую очередь из-за подорожания сырья на мировом рынке. Причина — рост мирового спроса на семечки. Доля Украины в мировых поставках сырья — 40%

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации.
По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укролияпром», открытых источников, расчеты Контрактов


Основные причины подорожания подсолнечного масла — повышение мировых цен. «Цены в Украине постепенно подтягиваются к мировым. Отставание внутренних цен от мировых, возникшее в период ожидания экспортных квот, сейчас сокращается», — комментирует эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Анна Кузнецова. Аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь уточняет, что повышение розничной стоимости масла в основном вызвано ростом цен на семена подсолнечника: «Одна из главных причин — увеличение спроса на биотопливо, также производимое из семечек. А цены на него привязаны к ценам на бензин и ДТ, которые в мире значительно выросли». По словам Жолудя, Украина является крупнейшим игроком на мировом рынке подсолнечника, контролируя до 40% поставок: «Мы потребляем 200-250 тыс. тонн масла, а сырья выращиваем на 1 млн тонн. Украинские экспортеры подсолнечника влияют на мировые цены намного больше, чем, например, металлурги. Эта отрасль ориентирована на экспорт. На масло нет экспортной пошлины, хотя и существуют квоты».

Впрочем, спекулятивная составляющая в розничных ценах на масло тоже существует. В марте Антимонопольный комитет Украины оштрафовал двух крупнейших производителей — Кернел-Трейд и Сан-Трейд — на 60 млн грн каждого — за «согласованные антиконкурентные действия на рынке подсолнечного масла» в июле-августе 2007-го. АМКУ доказал, что они летом прошлого года необоснованно повысили цены на масло. Если бы производители и розница сохранили уровень прибыли при продаже масла хотя бы на уровне февраля 2008-го, оно в I кв. подорожало бы не более чем на 17%.


 

МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ


Структура розничной цены*

40-50% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца увеличилась с 12 до 16 грн/кг

30-40% Корма

За три месяца подорожали менее чем на 20%

5% Энергоресурсы, обработка (откорм, забой, разделка), логистика

Затраты выросли на 12%

7% Заработная плата

Увеличилась не более чем на 5%

8% Другие производственные расходы

Не изменились

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, ассоциации «Укрмясопродукт», расчеты Контрактов


Основные причины роста цен на мясо в I квартале 2008 года — подорожание кормов, ГСМ и энергоресурсов, повышение минимальной заработной платы, дефицит мяса. Начиная с 1988 года в Украине ежегодно сокращается поголовье крупного рогатого скота и свиней. Спрос на мясо сейчас явно превышает предложение. Этим и пользуются игроки рынка, взвинчивая цены. «С одной стороны, продолжает снижаться поголовье КРС. С ростом доходов сельские жители перестают выращивать скот на продажу, а именно они были поставщиками 50% всего мяса в Украине. В результате возник дисбаланс между спросом и предложением, — рассказывает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — С другой стороны, из-за роста доходов малообеспеченных жителей городов увеличивается спрос на мясо». По предварительным оценкам Института экономических исследований и политических консультаций, снижение объемов предлагаемого мяса (в т. ч. свинины) на внутреннем рынке на 10% влечет за собой рост цены на него на 12,9%.

Тем не менее при сохранении январского уровня прибыльности при продаже мяса (размера наценки) его стоимость в рознице должна была увеличиться менее чем на 9%, а не на 17%. В I квартале стоимость кормов увеличилась менее чем на 20%, энергоресурсов — 13%, заработной платы — 5%. В розничной стоимости мяса эти расходы составляют около 40-50%. По словам заместителя главы ассоциации «Укрмясопродукт» Ирины Мельник, мелкие операторы розничной торговли (на них приходится 50% продаж) сейчас продают мясо и мясопродукты с наценкой на уровне 50%. Маржа некоторых продавцов и вовсе превышает 100%.


 

ХЛЕБ И ХЛЕБОПРОДУКТЫ


Структура розничной цены*

20% Общая наценка производителей, посредников и розницы (для массовых сортов, на которые приходится 80% всего рынка хлеба)

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца уменьшилась примерно с 50 коп. на кг до 40 коп.

45% Мука и другие продукты (куриные яйца, дрожжи, соль, сахар и т. д.)

Мука в I кв. подорожала на 9%, другие продукты, используемые в хлебопроизводстве, — на 5-10%

10% Энергоресурсы (в том числе газ)

Рост цен в январе—марте — 10-20%

25% Административные, производственные расходы, зарплата, логистика

Увеличились менее чем на 5%

* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укрхлебпром», открытых источников, расчеты Контрактов


Цены на хлеб растут на фоне подорожания сырья и энергоресурсов. При сохранении наценки на уровне сентября — декабря 2007-го стоимость хлебопродуктов в рознице должна была увеличиться на 15-20%. Однако в большинстве регионов цены выросли только на

10-15% — пекари вынуждены снижать рентабельность т.к. местные администрации установили предельные наценки на социальный хлеб на уровне 10%. «Цены на хлеб напрямую зависят от местных бюджетов — сколько денег выделяют власти на субсидирование производства хлеба в регионе. В результате складывается парадоксальная ситуация: в депрессивных регионах «социальный» хлеб дороже в полтора раза, чем в Киеве», — отмечает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По словам операторов рынка, в некоторых случаях даже субсидирование не перекрывает всех расходов на выпечку хлеба: рентабельность производителей «социального» хлеба, как правило, находится на уровне 1-2%. Тогда как пекарни, не получающие дотаций из госбюджета и не выпекающие массовые сорта, работают с рентабельностью, нередко превышающей 30%.

По данным Института экономических исследований и политических консультаций, основные причины роста цен на хлебобулочные изделия — рост производственных затрат, повышение цен на зерновые культуры и энергоресурсы. Хлеб, мука и зерно — одни из немногих продуктов в Украине, цены на которые занижены. Поэтому их нынешняя стоимость далеко не предел. Внутренние украинские цены на зерновые культуры ниже мировых примерно на 30-40%. По данным Укрхлебпрома, 80% всего потребляемого в стране хлеба продается по регулируемым государством ценам.


 

ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ


Структура стоимости проезда*

50% Наценка перевозчиков (в большинстве случаев — прибыль, т. к. многие работают по упрощенной системе налогообложения)

Доход перевозчиков с одного пассажира увеличился с 50 коп. до 80-90 коп.

35% Техническое обслуживание автопарка, зарплата сотрудников, административные расходы

В сумме эти затраты увеличились менее чем на 6-7%

15% Топливо

С начала 2008-го подорожало менее чем на 13%

*По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, расчеты Контрактов


Недавнее повышение цен — это в большинстве случаев спекуляция на подорожании нефтепродуктов. «Городские пассажирские автоперевозки — очень выгодный бизнес. Стороннему предпринимателю крайне сложно попасть в пул компаний-перевозчиков, формируемый городскими администрациями. Прибыль в сфере городских перевозок составляет 30-50% от выручки. После повышения цен этот показатель в большинстве случаев вырос», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

Повышение стоимости топлива на 13% и увеличение зарплат (максимум на 5%) должны были привести к росту стоимости проезда всего на 6-7% (при сохранении перевозчиками уровня прибыли декабря 2007 года). Повышение стоимости проезда в полтора раза позволяет перевозчику работать со сверхприбылью (50-70% выручки). Кроме того, по информации Антимонопольного комитета Украины, в ходе проверок выявлены многочисленные факты нарушения автоперевозчиками налогового законодательства, преднамеренное утаивание 50-75% выручки, что еще больше увеличивает их прибыль.


 

НЕФТЕПРОДУКТЫ


Структура розничной цены*

20% Наценка производителей, посредников и розницы

Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца не изменилась — 1,1-1,2 грн на литре ДТ или 95-го

40% Нефть

В I кв. мировые цены выросли на треть из-за роста потребления в развивающихся странах и спекулятивного спроса

15% Производственные затраты, зарплата, логистика, административные расходы

Затраты увеличились менее чем на 5%

25% Налоги (крупный опт, опт, и розница)

Остались неизменными

*По данным экспертов, Минэкономики, UPECO, открытых источников, Института нефти УАН, расчеты Контрактов


Основной фактор увеличения стоимости топлива в Украине — мировой рост цен на нефть. В I кв. 2008 года оптовые цены сырой нефти в Северном полушарии выросли почти на треть из-за падения курса доллара, спекуляций на товарных биржах и роста спроса на нефть и нефтепродукты в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китае и Индии.

«Как правило, при увеличении рыночной стоимости нефти на 10% цена нефтепродуктов в Украине увеличивается на 5% (в розничной стоимости нефтепродуктов нефть занимает 40%. — Прим. Контрактов)», — объясняет исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Повышение розничных цен на 10-13% позволило игрокам рынка сохранить удельную прибыль — на каждом литре нефтепродуктов — на уровне декабря 2007 года», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.

 


Анонс нового номера 

Любой ценой

В 2008 году инфляция в Украине составит 17-20%, прогнозируют отечественные аналитики. С украинскими специалистами солидарны западные экономисты: во всемирном банке предсказывают 17,2% роста цен в Украине, в Международном валютном фонде – 17,1%, в рейтинговом агентстве Standart&Poor`s – 20%. Почему дорожает все и что с этим делать – читайте в деловом еженедельнике Контракты

Ва-банк

Ожидается, что в 2008-м инфляция в Украине достигнет 20%. В январе–марте потребительские цены выросли на 9,7%. Доходность выше или на уровне инфляции в первом квартале показали только депозиты в гривне и золото. Остальные инструменты не перекрывают инфляцию. Во что же инвестировать в условиях высокой инфляции – читайте в деловом еженедельнике Контракты.

Статьи по теме
Україна запевняє газових трейдерів у безпеці сховищ після удару ракети, - Bloomberg
Україна запевняє газових трейдерів у безпеці сховищ після удару ракети, - Bloomberg

Україна прагне переконати європейських торговців природним газом у тому, що зберігати паливо у величезних підземних сховищах країни, як і раніше, безпечно після російського ракетного удару.
27.03 — 186

Кабмін хоче підвищити акцизи на сигарети, пальне та алкоголь для гармонізації з нормами ЄС
Кабмін хоче підвищити акцизи на сигарети, пальне та алкоголь для гармонізації з нормами ЄС

Кабінет міністрів зареєстрував законопроекти, що передбачають підвищення акцизів на алкоголь, пальне та тютюнові вироби для приведення законодавства України у відповідність із нормами Євросоюзу.
27.03 — 396

Україні пропонують відмовитись від прив'язки курсу гривні до долара
Україні пропонують відмовитись від прив'язки курсу гривні до долара

Рада оверсайту індикаторів грошового та валютного ринків не виключає необхідність переходу на курсову привязку гривні до євро.
26.03 — 207