Контракты изучили формирование цены подсолнечного масла, мяса, хлебопродуктов, транспортных услуг и нефтепродуктов – и выяснили, насколько оправданным является подорожание товаров и услуг, цены на которые растут быстрее всего.
ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО
Структура розничной цены*
35% Наценка производителей, посредников и розницы
Суммарная маржа производителей, посредников и розницы с декабря 2007-го выросла с 3,2 до 4,1 грн
15% Затраты на производство (энергоресурсы, зарплата, административные расходы, логистика)
В первые три месяца увеличились менее чем на 10%
50% Семена подсолнечника
В I кв. цены выросли почти на треть в первую очередь из-за подорожания сырья на мировом рынке. Причина — рост мирового спроса на семечки. Доля Украины в мировых поставках сырья — 40%
* Включая налоги на каждой стадии
производства/реализации.
По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укролияпром», открытых
источников, расчеты Контрактов
Основные причины подорожания
подсолнечного масла — повышение мировых цен. «Цены в Украине постепенно подтягиваются
к мировым. Отставание внутренних цен от мировых, возникшее в период ожидания экспортных
квот, сейчас сокращается», — комментирует эксперт Института экономических исследований
и политических консультаций Анна Кузнецова. Аналитик Международного центра перспективных
исследований Александр Жолудь уточняет, что повышение розничной стоимости масла
в основном вызвано ростом цен на семена подсолнечника: «Одна из главных причин —
увеличение спроса на биотопливо, также производимое из семечек. А цены на него привязаны
к ценам на бензин и ДТ, которые в мире значительно выросли». По словам Жолудя, Украина
является крупнейшим игроком на мировом рынке подсолнечника, контролируя до 40% поставок:
«Мы потребляем 200-250 тыс. тонн масла, а сырья выращиваем на 1 млн тонн. Украинские
экспортеры подсолнечника влияют на мировые цены намного больше, чем, например, металлурги.
Эта отрасль ориентирована на экспорт. На масло нет экспортной пошлины, хотя и существуют
квоты».
Впрочем, спекулятивная составляющая в розничных ценах на масло тоже существует. В марте Антимонопольный комитет Украины оштрафовал двух крупнейших производителей — Кернел-Трейд и Сан-Трейд — на 60 млн грн каждого — за «согласованные антиконкурентные действия на рынке подсолнечного масла» в июле-августе 2007-го. АМКУ доказал, что они летом прошлого года необоснованно повысили цены на масло. Если бы производители и розница сохранили уровень прибыли при продаже масла хотя бы на уровне февраля 2008-го, оно в I кв. подорожало бы не более чем на 17%.
МЯСО И МЯСОПРОДУКТЫ
Структура розничной цены*
40-50% Наценка производителей, посредников и розницы
Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца увеличилась с 12 до 16 грн/кг
30-40% Корма
За три месяца подорожали менее чем на 20%
5% Энергоресурсы, обработка (откорм, забой, разделка), логистика
Затраты выросли на 12%
7% Заработная плата
Увеличилась не более чем на 5%
8% Другие производственные расходы
Не изменились
* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, ассоциации «Укрмясопродукт», расчеты Контрактов
Основные причины роста цен на
мясо в I квартале 2008 года — подорожание кормов, ГСМ и энергоресурсов, повышение
минимальной заработной платы, дефицит мяса. Начиная с 1988 года в Украине ежегодно
сокращается поголовье крупного рогатого скота и свиней. Спрос на мясо сейчас явно
превышает предложение. Этим и пользуются игроки рынка, взвинчивая цены. «С одной
стороны, продолжает снижаться поголовье КРС. С ростом доходов сельские жители перестают
выращивать скот на продажу, а именно они были поставщиками 50% всего мяса в Украине.
В результате возник дисбаланс между спросом и предложением, — рассказывает аналитик
Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. — С другой стороны,
из-за роста доходов малообеспеченных жителей городов увеличивается спрос на мясо».
По предварительным оценкам Института экономических исследований и политических консультаций,
снижение объемов предлагаемого мяса (в т. ч. свинины) на внутреннем рынке на
10% влечет за собой рост цены на него на 12,9%.
Тем не менее при сохранении январского уровня прибыльности при продаже мяса (размера наценки) его стоимость в рознице должна была увеличиться менее чем на 9%, а не на 17%. В I квартале стоимость кормов увеличилась менее чем на 20%, энергоресурсов — 13%, заработной платы — 5%. В розничной стоимости мяса эти расходы составляют около 40-50%. По словам заместителя главы ассоциации «Укрмясопродукт» Ирины Мельник, мелкие операторы розничной торговли (на них приходится 50% продаж) сейчас продают мясо и мясопродукты с наценкой на уровне 50%. Маржа некоторых продавцов и вовсе превышает 100%.
ХЛЕБ И ХЛЕБОПРОДУКТЫ
Структура розничной цены*
20% Общая наценка производителей, посредников и розницы (для массовых сортов, на которые приходится 80% всего рынка хлеба)
Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца уменьшилась примерно с 50 коп. на кг до 40 коп.
45% Мука и другие продукты (куриные яйца, дрожжи, соль, сахар и т. д.)
Мука в I кв. подорожала на 9%, другие продукты, используемые в хлебопроизводстве, — на 5-10%
10% Энергоресурсы (в том числе газ)
Рост цен в январе—марте — 10-20%
25% Административные, производственные расходы, зарплата, логистика
Увеличились менее чем на 5%
* Включая налоги на каждой стадии производства/реализации. По данным экспертов, Минэкономики, ассоциации «Укрхлебпром», открытых источников, расчеты Контрактов
Цены на хлеб растут на фоне
подорожания сырья и энергоресурсов. При сохранении наценки на уровне сентября —
декабря 2007-го стоимость хлебопродуктов в рознице должна была увеличиться на
15-20%. Однако в большинстве регионов цены выросли только на
10-15% — пекари вынуждены снижать рентабельность т.к. местные администрации установили предельные наценки на социальный хлеб на уровне 10%. «Цены на хлеб напрямую зависят от местных бюджетов — сколько денег выделяют власти на субсидирование производства хлеба в регионе. В результате складывается парадоксальная ситуация: в депрессивных регионах «социальный» хлеб дороже в полтора раза, чем в Киеве», — отмечает аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По словам операторов рынка, в некоторых случаях даже субсидирование не перекрывает всех расходов на выпечку хлеба: рентабельность производителей «социального» хлеба, как правило, находится на уровне 1-2%. Тогда как пекарни, не получающие дотаций из госбюджета и не выпекающие массовые сорта, работают с рентабельностью, нередко превышающей 30%.
По данным Института экономических исследований и политических консультаций, основные причины роста цен на хлебобулочные изделия — рост производственных затрат, повышение цен на зерновые культуры и энергоресурсы. Хлеб, мука и зерно — одни из немногих продуктов в Украине, цены на которые занижены. Поэтому их нынешняя стоимость далеко не предел. Внутренние украинские цены на зерновые культуры ниже мировых примерно на 30-40%. По данным Укрхлебпрома, 80% всего потребляемого в стране хлеба продается по регулируемым государством ценам.
ПАССАЖИРСКИЙ АВТОТРАНСПОРТ
Структура стоимости проезда*
50% Наценка перевозчиков (в большинстве случаев — прибыль, т. к. многие работают по упрощенной системе налогообложения)
Доход перевозчиков с одного пассажира увеличился с 50 коп. до 80-90 коп.
35% Техническое обслуживание автопарка, зарплата сотрудников, административные расходы
В сумме эти затраты увеличились менее чем на 6-7%
15% Топливо
С начала 2008-го подорожало менее чем на 13%
*По данным экспертов, Минэкономики, открытых источников, расчеты Контрактов
Недавнее повышение цен — это
в большинстве случаев спекуляция на подорожании нефтепродуктов. «Городские пассажирские автоперевозки — очень выгодный бизнес. Стороннему предпринимателю
крайне сложно попасть в пул компаний-перевозчиков, формируемый городскими
администрациями. Прибыль в сфере городских перевозок составляет 30-50% от
выручки. После повышения цен этот показатель в большинстве случаев вырос», —
говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр
Жолудь.
Повышение стоимости топлива на 13% и увеличение зарплат (максимум на 5%) должны были привести к росту стоимости проезда всего на 6-7% (при сохранении перевозчиками уровня прибыли декабря 2007 года). Повышение стоимости проезда в полтора раза позволяет перевозчику работать со сверхприбылью (50-70% выручки). Кроме того, по информации Антимонопольного комитета Украины, в ходе проверок выявлены многочисленные факты нарушения автоперевозчиками налогового законодательства, преднамеренное утаивание 50-75% выручки, что еще больше увеличивает их прибыль.
НЕФТЕПРОДУКТЫ
Структура розничной цены*
20% Наценка производителей, посредников и розницы
Суммарная маржа производителей, посредников и розницы за три месяца не изменилась — 1,1-1,2 грн на литре ДТ или 95-го
40% Нефть
В I кв. мировые цены выросли на треть из-за роста потребления в развивающихся странах и спекулятивного спроса
15% Производственные затраты, зарплата, логистика, административные расходы
Затраты увеличились менее чем на 5%
25% Налоги (крупный опт, опт, и розница)
Остались неизменными
*По данным экспертов, Минэкономики, UPECO, открытых источников, Института нефти УАН, расчеты Контрактов
Основной фактор увеличения
стоимости топлива в Украине — мировой рост цен на нефть. В I кв. 2008 года
оптовые цены сырой нефти в Северном полушарии выросли почти на треть из-за падения
курса доллара, спекуляций на товарных биржах и роста спроса на нефть и
нефтепродукты в странах Юго-Восточной Азии, в первую очередь в Китае и Индии.
«Как правило, при увеличении рыночной стоимости нефти на 10% цена нефтепродуктов в Украине увеличивается на 5% (в розничной стоимости нефтепродуктов нефть занимает 40%. — Прим. Контрактов)», — объясняет исполнительный директор UPECO Сергей Куюн. «Повышение розничных цен на 10-13% позволило игрокам рынка сохранить удельную прибыль — на каждом литре нефтепродуктов — на уровне декабря 2007 года», — говорит аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Анонс нового номера
Любой ценой
В 2008 году
инфляция в Украине составит 17-20%, прогнозируют отечественные аналитики. С
украинскими специалистами солидарны западные экономисты: во всемирном банке
предсказывают 17,2% роста цен в Украине, в Международном валютном фонде –
17,1%, в рейтинговом агентстве Standart&Poor`s – 20%. Почему дорожает все и
что с этим делать – читайте в деловом еженедельнике Контракты
Ва-банк
Ожидается, что в 2008-м инфляция в Украине достигнет 20%. В январе–марте потребительские цены выросли на 9,7%. Доходность выше или на уровне инфляции в первом квартале показали только депозиты в гривне и золото. Остальные инструменты не перекрывают инфляцию. Во что же инвестировать в условиях высокой инфляции – читайте в деловом еженедельнике Контракты.