За использование инсайдерской информации и манипулирование на фондовом рынке предполагается ввести уголовную ответственность. Но доказать преступление будет непросто.
Правительство намерено ужесточить условия работы участников фондового рынка. Верховная Рада уже подготовила ко второму чтению законопроект № 7330 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно инсайдерской информации» и приняла в первом чтении проект закона № 8274 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». В частности, первым предлагается четко определить статус инсайдерской информации, усилить ответственность за ее незаконное использование и предоставить широкие полномочия Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) по предотвращению подобных нарушений. Второй устанавливает уголовную ответственность за манипуляции на фондовом рынке.
Основной причиной крайне низкой ликвидности фондового рынка Украины авторы законопроекта считают то, что он стал по сути инсайдерским. «Во многих случаях решения о приобретении или продаже ценных бумаг принимаются не на основании уже опубликованной информации, а на основании информации, которой владеет ограниченный круг работников или должностных лиц эмитента», — говорится в пояснительной записке к законопроекту № 7330. А в таких условиях невозможно определить справедливую рыночную цену, что отпугивает профессиональных инвесторов и население от вложений в ЦБ. «Безнаказанная инсайдерская торговля и манипулирование ценами на фондовом рынке подрывают доверие инвесторов — как иностранных, так и внутренних, без чего невозможно выполнение фондовым рынком одного из своих главных предназначений — аккумулировать и направлять инвестиционные финансовые потоки в реальный сектор экономики страны», — отмечает партнер адвокатского объединения Arzinger Павел Ходаковский.
Долю «торгов на инсайде» сегодня определить сложно. По словам адвоката адвокатской компании «Грамацкий и Партнеры» Андрея Трембича, сами участники рынка признаются, что давно сформировалось правило: на мелких сделках инсайдерская информация, как правило, не используется никогда, в то время как на крупных — всегда. «Оно и неудивительно: в стране тотальной коррупции и кумовства глупо не использовать условного кума-инсайдера, чтобы сохранить, а то и кратно приумножить капиталы, вместо того чтобы рисковать», — говорит юрист.
Момент истины
По мнению авторов законопроекта № 7330, ситуацию поправить сможет более четкое определение термина «инсайдерская информация». Соответствующие изменения предлагается внести в Закон «О ценных бумагах и фондовом рынке». Так, инсайдерской предлагается определить не только необнародованную информацию об эмитенте и его ЦБ, но и о производных документах (деривативах), а также о правовых сделках относительно них. По словам Андрея Трембича, это соответствует мировой практике, по которой от инсайда защищены не только эмиссионные активы, но и любые другие фондовые инструменты. Кроме того, законопроектом предусмотрено, что обнародование инсайдерской информации осуществляется путем ее публикации в одном из официальных печатных изданий ГКЦБФР или размещения в общедоступной информационной базе данных Комиссии о рынке ЦБ. Порядок публикации определяет регулятор. Дополнительно инсайдерская информация обнародуется на интернет-страничке эмитента. Предполагается, что таким образом будет зафиксирован конкретный момент утраты информацией статуса инсайдерской и четко определено, какие именно ведомости являются инсайдерскими, а какие — нет. Хотя эксперты отмечают, что перечень источников раскрытия инсайдерской информации необоснованно ограничен.
Также законодатель решил отказаться от попытки очертить исчерпывающий круг лиц, которые признаются инсайдерами. Вместо этого предложено оставить лишь определение «лица, которое владеет инсайдерской информацией». Также предлагается отменить действующую норму закона о том, что эмитент и профессиональные участники рынка ЦБ должны вести учет лиц, которые имеют доступ к инсайдерской информации. «Ведение эмитентами реестра инсайдеров вряд ли создаст серьезные препятствия для незаконного оборота защищенной информации, хотя законодатель, очевидно, возлагает на такой реестр надежду хотя бы «ограничить круг подозреваемых», — считает партнер адвокатской фирмы «Грамацкий и Партнеры» Эрнест Грамацкий. — Но без действенного механизма расследования комиссией случаев утечки учет инсайдеров не упредит таких случаев: факт устной передачи информации практически недоказуем, а без этого невозможно привлечение к уголовной или административной ответственности».
Слово — не воробей
Изменениями в Закон «О государственном регулировании рынка ценных бумаг» предлагается усилить полномочия ГКЦБФР по применению санкций к юридическим лицам. За незаконное разглашение инсайдерской информации или предоставление с использованием такой информации рекомендаций относительно операций с ЦБ и деривативами, использование внутренней информации в личных целях комиссия сможет оштрафовать юрлицо на 170–850 тыс. грн, или в размере до 150% прибыли, полученной в результате таких действий. За повторные нарушения на протяжении года ответственность будет в виде штрафа в 0,850 — 1,7 млн грн, или в размере от 150% до 300% прибыли. В то же время в законопроекте не содержится норм, предусмотренных действующим законом, согласно которым ГКЦБФР за нарушения, связанные с инсайдерской информацией, может останавливать или аннулировать лицензии участников фондового рынка. Впрочем, данные нормы все равно ранее не применялись.
Также предлагается в ст. 163–9 КоАП расширить виды нарушений с использованием инсайдерской информации. Сейчас данной статьей устанавливается ответственность лишь «за незаконное использование инсайдерской информации» в виде штрафа в 8500 — 12 750 грн. Законодатель же предлагает ввести ответственность за незаконное разглашение такой информации, за предоставление рекомендаций с ее использованием, а также за использование инсайдерской информации в личных целях или в целях других лиц. Подобные новшества будут привнесены и в ст. 232–1 ККУ. Так, за незаконное разглашение инсайдерской информации или предоставление рекомендаций с ее использованием, если это принесло выгоду или позволило избежать убытков, или нанесло вред гражданам, юрлицам или государству на сумму более 240 тыс. грн, полагается штраф в 12 750 — 34 000 грн или лишение свободы на срок до трех лет. Совершение с использованием инсайдерской информации операций с ЦБ (деривативами), если это привело к получению необоснованной прибыли или позволило избежать убытков на сумму более 240 тыс. грн, может уже, помимо штрафа, привести и к лишению свободы на срок до двух лет. Если подобные действия будут совершены повторно или группой лиц либо они привели к убыткам на более чем 480 тыс. грн, виновный будет наказан штрафом в 34 — 51 тыс. грн или лишением свободы на срок до пяти лет.
Эрнест Грамацкий отмечает, что в данном случае законодатель пренебрег мировым опытом, поскольку обычно утверждается ответственность именно за «использование инсайдерской информации», что требует доказывания наступления преступных последствий в виде получения лицом выгоды от торговли информацией. «Проект закона предлагает отойти от конструкции «использования» и закрепить формальный состав, то есть ответственность лишь за «разглашение, передачу, предоставление доступа к инсайдерской информации». Таким образом, уголовно наказуемым станет само разглашение такой информации», — говорит юрист.
Манипуляции в законе
Законопроектом № 8274 предлагается внести изменения в Закон «О госрегулировании рынка ценных бумаг в Украине». В частности, ГКЦБФР предоставляются полномочия устанавливать признаки манипулирования на фондовом рынке по результатам проверок. Порядок проведения таких проверок и критерии определения манипуляций должна утвердить сама комиссия. Также в ст. 10–1 закона предлагается дать определение самому понятию «манипулирование на фондовом рынке». В частности, манипулированием предлагается признать осуществление операций, которые создают несоответствующие действительности впечатления о поставке, приобретении или цене финансового инструмента, проведение операций с фининструментами с применением противоправных действий, в том числе мошенничества или использования инсайдерской информации, распространение неправдивой информации о финансовых инструментах и др. По мнению Андрея Трембича, в данном положении использованы размытые оценочные понятия. «Как можно доказать, например, факт «попытки осуществить предоставление заявки на покупку или продажу финансовых инструментов, которое может давать представление относительно поставки, приобретения или цены финансового инструмента, не отвечающим действительности», который законопроектом предлагается признавать уголовным манипулированием?» — объясняет он.
За манипулирование на фондовом рынке предлагается усилить ответственность. В частности, административная ответственность за такие нарушения будет предусмотрена не только для должностных лиц участников фондового рынка, но и для физлиц в размере от 1700 грн до 12 750 грн. Повысится и уголовная ответственность. Предлагается дополнить ККУ ст. 222–1, согласно которой умышленные действия должностного лица — участника ФР или физлица, имеющие признаки манипулирования, если они привели к получению участником фондового рынка, физлицом или третьими лицами прибыли в размере более 240 тыс. грн, позволили избежать убытков или причинили вред на данную сумму, караются штрафом 12 750–51 000 грн или лишением свободы на срок до пяти лет.
Но юристы прогнозируют сложности с применением данных норм на практике. Как разграничить манипулирование и естественное, рыночное влияние на стоимость ценных бумаг? «Например, продажа одним участником фондового рынка достаточно большого пакета ценных бумаг в течение торгового дня в большинстве случаев повлияет на их стоимость или в сторону увеличения, или уменьшения», — говорит Эрнест Грамацкий. Кроме того, изменения в Уголовный кодекс могут породить конкуренцию его норм. Ведь новеллы предусматривают, что одним из видов манипулирования на фондовом рынке фактически является незаконное использование инсайдерской информации, а манипулирование и разглашение инсайда — это два разных преступления с разными санкциями.
Сам себе режиссер
Как эксперты, так и участники ФР не питают особых иллюзий по поводу серьезных последствий от принятия упомянутых законопроектов. Ведь и сегодня действуют статьи Уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за незаконное использование инсайдерской информации, за манипуляции с ценами ЦБ и т. д. Но за время их существования по этим статьям не было возбуждено ни одного уголовного дела. «Реальный эффект от изменений возможен только в том случае, если будет разработан целостный и действенный механизм по применению принятых норм, а также создана атмосфера нетерпимости к незаконному использованию инсайда и манипулированию на фондовом рынке», — считает Павел Ходаковский. Впрочем, компании приветствуют желание правительства навести порядок на фондовом рынке. По словам операционного директора Dragon Capital Натальи Саргунс, то, что в Украине развивается законодательство, регулирующее поведение профессиональных участников фондового рынка, очень хорошо. В то же время сами компании не ждут, пока все проблемы решит законодатель. «Вне зависимости от законодательных инициатив правительства, профессиональные участники уже какое-то время самостоятельно разрабатывают внутреннюю политику, направленную на внедрение международных стандартов», — говорит Наталья Саргунс.
Манипуляции сознанием
Манипуляциями на фондовом рынке являются (согласно законопроекту № 8274):
1. Операции с фининструментами или подача заявок на их покупку/продажу, дающие представление относительно поставки, приобретения или цены инструмента, которые не соответствуют действительности и приводят к установлению цен, отличных от тех, которые существовали бы при отсутствии таких действий.
2. Операции с фининструментами или подача заявок на их покупку/продажу путем совершения противоправных действий, в том числе мошенничества или использования инсайдерской информации.
3. Распространение недостоверной информации, которая может ввести в заблуждение участников рынка, относительно фининструментов.
4. Покупка/продажа фининструментов перед закрытием торговой сессии ФБ с целью введения в заблуждение участников рынка относительно цен, которые сложились в конце торговой сессии.
5. Неоднократное за день заключение сделок покупки/продажи фининструментов, по которым участники выступают продавцом и покупателем одного и того же инструмента по одинаковой цене в одинаковом количестве.
6. Неоднократное за день осуществление операций или подачи заявки на покупку/продажу фининструментов, которые не имеют смысла или очевидной законной цели.
7. Неоднократное неисполнение участником торгов обязательств по биржевым контрактам, заключенным за день, в собственных интересах или за деньги клиента, если это привело к значительному увеличению или снижению цены фининструмента.
8. Совершение на ФБ соглашений с фининструментом по цене, которая существенно отличается от его цены, сложившейся на бирже благодаря безадресным заявкам.