Контракти.ua

Автор: Татьяна Гармаш —  16482  —  30.04.11
Тренировка мозгов: почему «ломка психики» затмила еще недавно модные обучающие тренинги
Тренировка мозгов: почему «ломка психики» затмила еще недавно модные обучающие тренинги

Хотя компании начали восстанавливать бюджеты на обучение, их подход к выбору «уроков» кардинально изменился. Если ранее бессменным хитом были тренинги по продажам, то теперь на первый план выходят программы личностного роста, профессиональным же навыкам сотрудников обучают не приглашенные тренеры, как было ранее, а более опытные старшие коллеги.

Платить за совершенствование личностных данных готовы не только корпоративные заказчики, но и рядовые украинцы. Причем, тренинги, которые они выбирают - все чаще на грани фола.

Опять пошли учиться

Пост-кризисная ломка, наблюдающаяся сейчас в отечественном бизнесе, заставляет компании снова и снова переоценивать важность обучения персонала и размер бюджетов, выделяемых на эти цели. Тренеры в один голос заявляют: предприятия снова готовы тратить деньги на профессиональные программы. Если на волне кризиса расходы на тренинги упали на 60%, то за прошлый год они увеличились на треть, и, судя по всему, будут расти и в нынешнем сезоне.

Учредитель КГ «Живое Дело» Алла Заднепровская поясняет данную тенденцию тем, что компании осознали: чтобы восстановить и укрепить свои позиции на рынке, нужно сделать рывок, что невозможно без обучения сотрудников. В первых рядах тех, кто снова готов тренироваться, А.Заднепровская называет торговые, дистрибьюторские и торгово-производственные предприятия, которые сменили в списке лидеров банковские учреждения, активно «натаскивавшие» персонал до кризиса. Активизировались также сервисные компании (IT-предприятия, юридические, финансовые компании, клиники, ресторанные сети и т.д.).

Директор компании KIY Оксана Величко говорит, что самыми ходовыми сейчас являются тренинги по продажам. Интересуют клиентов  также прикладные программы по налоговому законодательству, что связано с принятием нового Налогового кодекса, таможенному оформлению товара, бухучету и пр.

Свои университеты

Но, восстанавливаясь в цифрах, структура тренинговых запросов кардинально меняется в качественных показателях. Коуч Анжела Ястреб говорит, что за время кризиса многие компании осознали, что тренинг – вовсе не панацея, как было принято считать ранее. «До 2008 г. все проблемы в бизнесе пытались решать тренингами. Они воспринимались  как универсальная «таблетка от всего»: падают продажи – проведем тренинг, хромает управленческая структура – он же. Сейчас подобной эйфории больше нет», - констатирует эксперт.

Предприятия, которые все же решают заказать тренинг, весьма скрупулезно подходят как к выбору самой программы, так и к поиску подрядчика. Оксана Величко рассказывает, что заказчики интересуются новыми программами, инновационными подходами к обучению, которые бы позволили встряхнуть сотрудников, посетивших за последние годы не один десяток тренингов. Есть на рынке и другой подход – некоторые компании готовы платить лишь за проверенный временем продукт – особенно ценны программы, по которым уже есть собранная в кризис статистика эффективности.

Впрочем, все чаще на рынке прослеживается тенденция отказа предприятий, задавшихся целью обучить низовой и средний персонал, от тренеров со стороны. Анжела Ястреб говорит, что таких сотрудников компании пытаются обучать сами, разрабатывая программы под специфику своего бизнеса. Данная тенденция уже повлекла за собой ренессанс корпоративных университетов, производственно-учебных центров при предприятиях, системы наставничества. Такие инструменты активно используют, в частности, такие предприятия как Запорожский автомобильный завод, «Стирол», «Крымский содовый» и пр. Эксперты прогнозируют, что, убедившись в эффективности самостоятельного обучения, компании будут все реже покупать профессиональные тренинги. Чтобы убедить потенциального заказчика, тренерам придется существенно подкорректировать программы и улучшать их «работоспособность».

Зажечь лидера

По мере того, как вера во всесильность профессиональных тренингов падает, личностные программы, наоборот, - на волне популярности. Причем, на такие тренинги по-новому взглянули как корпоративные заказчики, так и рядовые украинцы. Первые, по словам Анжелы Ястреб, начали все чаще заказывать подобные продукты для топ-менеджеров и управленцев среднего звена, которых, кстати, ранее «нагружали» профессиональными программами.

Расчеты заказчика остаются прагматичными. «Владелец компании понимает, для того, чтобы совершить новый рывок, сейчас мало только профессиональных навыков и знаний – нужно, что называется, «зажечь команду». А воодушевить персонал может только управленец, который сам «горит», - поясняет А.Ястреб.

Алла Заднепровская говорит, что различные стратегические сессии, программы по лидерству, управлению изменениями, командообразованию и пр. по популярности уже рискуют затмить бессменный  докризисный хит – тренинги по продажам.

Оксана Величко видит немалую опасность в повальном увлечении тренингами личностного роста. «Зачастую эмоциональные перепады, эйфория и завышенные амбиции, которые «навеиваются» тренерами чреваты потерей сотрудника», - считает она.

Через тернии – к звездам?

На грани фола и другие тренинги, которые становятся все популярнее среди частных заказчиков. Речь идет о так называемых программах лайф-стринг. Они были придуманы в США еще в 70-х годах как продукт для инфантильной молодежи, которую нужно резко перебросить во взрослую жизнь.

Такие тренинги включают достаточно необычные методики. К примеру, группу учеников выводят в центр города и ставят задачу: за час заработать $100 любыми усилиями. Сжатые сроки заставляют участников изощряться, кто как может – петь, танцевать, попрошайничать и пр. Другие весьма ходовые программы – ночевка в полном одиночестве в лесу, лежание в гробу, что, якобы, должно помочь примириться с бренностью жизни, хождение по битому стеклу и пр. Тренеры обещают, что после таких встрясок человек полностью обновляется и смотрит на происходящее под кардинально другим углом.

Другие, не менее ходовые личностные программы – тренинги по обустройству личной жизни, искусству пик-апа и пр. Стоимость подобных тренингов достаточно высока и колеблется от 1 до 5 тыс. грн. с человека, но в желающих поучиться недостатка нет.

Эксперты поясняют моду на программы личностного роста последствием кризисных изменений в обществе. «Когда человек испытывает давление, а события последних двух с половиной лет явно об этом свидетельствуют, он начинает искать способ укрепить свой дух. Одни ищут внешние «опоры» - уходят в секты, к психотерапевтам, гуру, которые могут дать уже готовые рецепты решения проблем. Другие же делают ставку на внутреннее самосовершенствование, коим и являются тренинги личностного роста», - поясняет Оксана Величко.

Но все же о пользе таких программ единого мнения не существует. Анжела Ястреб, к примеру, о тренингах лайф-стринг отзывается следующим образом: «Они подходят для молодых участников, которым не претит, если тренер их сначала размажет по стенке, а потом похвалит. Там идет своего рода ломка психики. Насколько подходит такой метод взрослым участникам – большой вопрос», - резюмирует эксперт.

Статьи по теме
HR эпохи пандемии: офисы уже не будут прежними
HR эпохи пандемии: офисы уже не будут прежними

Пандемия и связанные с ней карантинные ограничения изменили нашу жизнь по многим направлениям. Приостановленные проекты, отложенные путешествия, вынужденная дистанция. А еще – работа вне офиса, требующая самоорганизации и необходимости совмещать профессиональную и личную жизнь в одном пространстве.
23.12.20 — 1512

Торговые сети и заведения питания должны организовать ИФА-тестирование сотрудников — Кличко
Торговые сети и заведения питания должны организовать ИФА-тестирование сотрудников — Кличко

Владельцы и руководители торговых сетей, предприятий общественного питания, сферы бытового обслуживания должны организовать тестирование своих сотрудников ИФА-тестами.
23.06.20 — 999

Tesla уволит четыре тысячи сотрудников
Tesla уволит четыре тысячи сотрудников

Такой шаг глава компании объяснил реорганизацией, направленной на увеличение рентабельности производства.  
13.06.18 — 4620