Процесс объединения оппозиционных сил продолжается. После обнародования проекта закона о выборах народных депутатов стало понятно, что альтернативы такому объединению у мелких партий нет. Лидер партии «За Украину!» Вячеслав Кириленко в интервью kontrakty.ua признал, что переговоры между оппозиционными силами продолжаются, однако пока говорить о результатах рано.
Кто к вам в гости из оппозиционеров ходит, о чем договариваетесь?
Вячеслав Кириленко: Я общаюсь со всеми лидерами оппозиции. То они ко мне в гости заходят, то я к ним.
С Арсением Яценюком видитесь чаще, чем с другими?
Вячеслав Кириленко: Заходим друг к другу. В основном, обсуждаем текущие политические вопросы. То, что мы согласовываем свои позиции, в том числе, и в парламентской работе, это уже хорошо. Есть немало принципиальных вещей, по поводу которых оппозиция должна выступать единым фронтом.
Можно ли утверждать, что украинскую оппозицию «расшевелил» обнародованный законопроект о выборах народных депутатов? Судя по всему, там будут не очень приятные для маленьких партий нормы.
Вячеслав Кириленко: Главная опасность как раз не в повышении проходного барьера и не в запрете блоков, как кому-то кажется. Гораздо хуже – непрозрачный принцип формирования избирательных комиссий, как это было на местных выборах, когда 70% членов комиссий представляли парламентские партии, поддерживающие власть. А по квоте непарламентских тоже почему-то в основном проходили партии, лояльные к власти. Такой принцип позволит власти де-факто контролировать работу комиссий: от участковых избиркомов до ЦИК. Для настоящей оппозиции это будет большая проблема. Мне известно, что по этому вопросу проводились серьезные дебаты, и инициаторы закона якобы признали, что здесь есть явные перегибы. Но послушное большинство, конечно, может безропотно нажать кнопки «за».
А что будет делать оппозиция? Блокировать трибуну?
Вячеслав Кириленко: Я думаю, блокировать трибуну нужно ради более важных для людей вопросов, нежели закон о выборах – социальные законы или все то, что касается защиты национальных интересов. Мы, безусловно, внесем в закон свои поправки. Чтобы заставить власть изменить порядок формирования комиссий, лично я готов общаться с любым представителем оппозиции. Как и по поводу согласования кандидатур для выдвижения во всех мажоритарных округах. Ведь уже понятно, что следующие выборы будут проходить по смешанной системе. Оппозиционерам нужно согласовывать свои позиции, чтобы во время выборов хотя бы не воевать друг против друга на округах, играя на руку власти.
Вы верите, что партийные лидеры поступятся амбициями и не станут выдвигать своих представителей, поддерживая более рейтингового кандидата из другой партии?
Вячеслав Кириленко: Конечно, стопроцентной чистоты не будет, потому что все равно найдутся нарушители «конвенции» (смеется – ред.). Но я думаю, что на 70% ситуацию отрегулировать можно. Ведь известно, у кого и где наиболее сильные позиции. Уровень поддержки и политических сил, и лидеров. Ключевые оппозиционные силы должны согласовать между собой кандидатов по мажоритарке.
Процесс уже начался?
Вячеслав Кириленко: Он начался, но пока конкретных фамилий нет. Их пока и не может быть. Но разговоры на эту тему ведутся активно.
Вы использовали словосочетание «настоящая оппозиция». Значит, есть и не ненастоящая? Кстати, Юлия Тимошенко к таковой причисляет и вас, и Яценюка, подозревая вас в заигрываниях с Банковой…
Вячеслав Кириленко: Правда? Я такого не слышал. Обязательно ей позвоню и спрошу, что она имела в виду…
Говорят, это была реакция на то, что в День соборности вы выступали на митинге, инициированном «Фронтом перемен» Яценюка, а не с ней, на Софиевской площади…
Вячеслав Кириленко: На День соборности у нас действительно была общая акция с «Фронтом перемен». Но в тот же день я был на молебне на Софиевской площади, где проводил митинг Народный комитет защиты Украины. Почему я не выступал? Там было 30 выступающих, которые призывали друг друга делать, в общем-то, правильные вещи. Я решил, что не стоит повторяться. Моя позиция по этим вопросам известна. Что касается Тимошенко, у нас с ней есть определенная разница во взглядах, которая не позволяет нашим силам объединиться. Но мы поддерживаем контакты, поскольку у БЮТ есть большая фракция в парламенте, и мы ведем диалог по многим вопросам.
Если уголовные дела против Тимошенко все-таки закончатся арестом, ваша партия готова добиваться ее освобождения под стенами СИЗО?
Вячеслав Кириленко: Я, безусловно, против политических репрессий. И это касается всех. Кстати, депутатов группы «За Украину!» тоже неоднократно вызывали на допросы по поводу ратификации харьковских соглашений. Но допросы – это одно. А вот о Юрии Луценко, который почти полгода сидит в СИЗО, как-то все забыли и молчат. Я убежден, что Луценко незачем держать за решеткой. И поэтому уже не один раз подписывал обращение к прокуратуре и следствию о взятии Юрия Луценко на поруки.
Так кто все-таки настоящая и ненастоящая оппозиция?
Вячеслав Кириленко: 27 апреля состоится большой митинг оппозиции за денонсацию Харьковских соглашений. Партия «За Украину!» инициировала единый оргкомитет по проведению акций протеста. В нем объединились 12 партий. Все они и есть настоящая оппозиция.
А что происходит в когда-то родной вам партии «Наша Украина»?
Вячеслав Кириленко: Это всегда была сложная партия. Думаю, те политики, которые сейчас ею руководят, сами справятся со своими проблемами. Никакие советы или рецепты извне там не проходят. Единственное, что мне хотелось бы сказать своим коллегам по национально-демократическому лагерю – что патриотические силы требуют объединения. Без национальной демократии не может быть настоящей независимости страны. Это та составляющая, которая не позволила ни одному президенту независимой Украины откровенно плясать под дудку России и торговать суверенитетом вплоть до утраты независимости. Сейчас в национально-демократическом лагере большие проблемы. И как их решить - единого рецепта нет. Для начала нужно просто быть активнее.
«Наша Украина» участвует в крупных оппозиционных раскладах? Лидер партии Валентин Наливайченко заявил, что к осени этого года объединительный процесс оппозиционных сил закончится…
Вячеслав Кириленко: Возможно, если это будет процесс объединения идейных политических сил, а не создание структуры под очередного старого или нового вождя.
То есть, вы хотите сказать, что инициативы объединяться от ваших бывших однопартийцев не поступало…
Вячеслав Кириленко: Знаете, на словах у всех есть желание объединяться. А вот на деле – почти ни у кого.
Оппозиция могла бы активнее отреагировать на заявления Виктора Януковича по поводу Таможенного союза. Похоже, это заявление стало неожиданностью даже для его сторонников. Как считаете?
Вячеслав Кириленко: Мы выступили с соответствующим заявлением по этому поводу. Учитывая, что раньше президент публично об этом не заявлял, значит, имеют место какие-то непубличные договоренности. А это – удар по европейской интеграции Украины. Хотя, судя по тексту того же послания, интеграция в Европу должна являться основой внешней политики страны. Интересная деталь: в тексте послания, который раздавали депутатам, ни одного упоминания о Таможенном союзе не было. Такое впечатление, что Янукович решил его озвучить в последний момент.
Но ведь реальных шагов в этом плане нет. Путин приезжал, но уехал несолоно хлебавши…
Вячеслав Кириленко: Хорошо, если так! Иначе и быть не могло, если власть заботится о суверенитете и экономической выгоде своей страны. Я убежден, что нам от Таможенного союза будут одни осложнения. Мы подпишем рамочный документ, а никаких преференций не получим. Кстати, об этом мало кто говорит, но у Украины есть соглашения о зоне свободной торговли и с Россией, и с Казахстаном, и с Беларусью. То есть, мы свободно можем торговать со всеми странами Таможенного союза. Другой вопрос, что Россия постоянно вводит исключения из режима свободной торговли. И это бьет по интересам наших производителей. Кстати, в соглашении о вступлении в Таможенный союз тоже предполагаются исключения. Значит, это просто политическая конструкция.
Как вы относитесь к инициативе облсоветов Западной Украины запретить коммунистическую символику? Возможен ли в связи с этим новый запрет Компартии?
Вячеслав Кириленко: Есть решения Европарламента, Совета Европы и ОБСЕ, касающиеся фашистских и коммунистических практик. Они там признаны тоталитарными. Я – сторонник таких решений. Коммунистическая идеология должна уйти в прошлое. Как и нынешняя Компартия, являющаяся преемницей того тоталитарного режима, который привел к уничтожению миллионов украинцев. То, что у нас все 20 лет независимости в парламенте постоянно находится антиукраинская и антигосударственная фракция, наносит большой вред Украине. Ни одна власть за все эти годы не могла обойтись без услуг коммунистов. И это большая беда для страны. В 1991 году крайне необходима была люстрация, но ее не произошло. Если бы сейчас такой законопроект появился в парламенте, я бы за него голосовал. И мои коллеги – тоже.
Так внесите.
Вячеслав Кириленко: Внесу, но большинство за него, к сожалению, не проголосует.
Вы в последнее время частый гость на политических ток-шоу. И часто ваши заявления нравятся аудитории. Вам пиарщики подсказывают, что говорить?
Вячеслав Кириленко: Нет, у меня нет пиарщиков, но есть политические взгляды. Что касается поддержки, то, видимо, люди видят, что я верю в то, что говорю. Но проблема в другом. Если бы все эти прекрасные вещи (или хотя бы четверть), которые говорятся в эфире, воспринимались властью, качество управления страной было бы куда лучше. А так мы пока имеем возможность провозглашать острые идеи, но у нас нет никакой возможности быть услышанными. В парламенте члены большинства делают то, что им говорят сверху. Правительство занимается своими делами, далекими от реальных потребностей общества. А президент просто периодически что-то провозглашает. Этого слишком мало, чтобы изменить страну. О чем можно говорить, если премьер-министр страны дает советы народу взять лопаты и сажать картошку? Если бы в Великобритании или в Словении премьер-министр в разгар социального кризиса дал людям такой совет, он через 20 минут был бы отправлен в отставку. Ведь для того, чтобы давать такие рецепты, не нужно занимать пост главы Кабмина, контролировать бюджет и получать высокую зарплату.