Контракти.ua

Автор: Вилен Веремко —  21077  —  19.04.11
Тень зарплаты: как правительство предлагает бороться с нелегальной зарплатой
Тень зарплаты: как правительство предлагает бороться с нелегальной зарплатой

7 апреля Верховная Рада приняла несколько законов, призванных упростить предпринимательскую деятельность. Так, в целом приняты изменения в закон № 7176 «О разрешительной системе…».

Они предусматривают выдачу, аннулирование, переоформление и пр. разрешительных документов исключительно через разрешительные центры. Также в целом принят законопроект № 7516, которым отменяется свидетельство о госрегистрации юридических и физических лиц-предпринимателей. Его заменит выписка из единого госреестра. Кроме того, в первом чтении принят проект закона № 8294, направленный на упрощение регистрации бизнеса. Этим документом предусмотрено создание уставного фонда для юрлиц в размерах, необходимых для бизнеса, сокращен срок регистрации юрлица с трех до двух дней, упрощаются требования относительно нотариального оформления некоторых документов и др. А в принятом за основу законопроекте № 8295 предлагается упростить процедуру закрытия бизнеса. В частности, предусмотрено сокращение сроков проведения проверок субъектов хозяйствования, которые ликвидируются.

Нововведения, очевидно, должны смягчить негативные последствия от вступления в силу с нового года Налогового кодекса и закона о едином социальном взносе, которые привели к сокращению количества желающих вести свой бизнес. Ситуация усугубилась после вступления в силу с 1 апреля III раздела Кодекса. Это не может не отразиться на отчислениях бизнеса в госбюджет, Пенсионный и социальные фонды. В то же время забуксовала пенсионная реформа, с помощью которой правительство надеялось поправить ситуацию с дефицитом ПФ. «Я даже не исключаю, что в процессе доработки мы придем к тому, что нынешний законопроект (о пенсионной реформе. — Прим. ред.) будет отозван, а вместо него будет подан другой», — отметил глава фракции ПР Александр Ефремов. И МВФ, похоже, уже не в силах заставить власти закончить крайне непопулярную в обществе реформу. «Сейчас мы можем себе позволить вести совсем другие переговоры с МВФ, может, даже, хотя это крайне невыгодно для нашей страны, и отказаться (от очередного транша кредита МВФ. — Прим. ред.)», — сказал премьер Николай Азаров.

Каждому — по труду

Однако проблема дефицита ПФ сама собой не рассосется. Поэтому правительство намерено подойти к решению вопроса с другой стороны — объявить войну теневым зарплатам. Но, как и следовало ожидать, действовать решено было быстро и административными методами. Минтруда и соцполитики разработало три законопроекта, усиливающие контроль над оплатой труда и увеличивающие санкции за нарушения в данной сфере. Так, в Законе «Об оплате труда» предлагается закрепить кроме минимальной зарплаты еще и гарантированную, ниже которой не может быть ставка сотрудников того или иного уровня в разных отраслях. Законопроект определяет это понятие как минимальный размер заработной платы работников соответствующих профессионально квалификационных групп, работающих на предприятиях внебюджетной сферы и у физлиц.

Размер гарантированной зарплаты устанавливается Кабмином (а не законом о бюджете, как это предусмотрено для минимальной зарплаты) по восьми профессионально-квалификационным группам в расчете на месяц (час). Он определяется в зависимости от сложности, ответственности исполняемых работ и квалификации работника. Вице-премьер Сергей Тигипко объяснил: «Мы предложили утвердить восемь категорий, начиная с работающих граждан с низкой профессиональной квалификацией или ее отсутствием и заканчивая руководителями. Для каждой из них установят специальный коэффициент, который будет умножаться на минимальную зарплату». В частности, сегодня обсуждаются такие коэффициенты: для руководителей предприятий — 3–5 (2880–4800 грн), для главных бухгалтеров — 2,5 (2400 грн), работников — 1,5 (1440 грн). По словам Сергея Тигипко, сейчас в стране более 120 тыс. руководителей предприятий официально получают зарплату в минимальном размере, и дальше так продолжаться не может.

Зарплатный инспектор

Кроме того, правительство планирует повысить статус и полномочия контролирующего органа в системе оплаты труда. Таковым теперь будет Государственная инспекция Украины по вопросам труда. Причем положение о данном институте уже утверждено указом президента № 386/2011 от 06.04.2011. Согласно документу, инспекция является правопреемником прав и обязанностей Госдепартамента надзора за соблюдением законодательства о труде Минтруда и соцполитики. Только новый институт получил уже статус центрального органа исполнительной власти, подчиненного непосредственно Кабмину через вице-премьер-министра — министра соцполитики. А вот увеличить его полномочия президентским указом не получится. По­этому Минтруда предлагает дополнить КЗоТ ст. 259–1 и тем самым расширить права должностных лиц Госинспекции по вопросам труда. В частности, согласно соответствующему законопроекту, контролеры получат право беспрепятственно, без предварительного оповещения, в любое время посещать все помещения предприятий и рабочие места сотрудников. Инспекторы получат доступ к любым документам юрлиц и предпринимателей, смогут задавать вопросы руководителям предприятий, выносить им обязательные к исполнению предписания, составлять админпротоколы и даже требовать у сотрудников паспорта, проводить кино-, фото-, аудиофиксацию проверок и прочее.

Также функциями по проверке субъектов хозяйствования на предмет нарушений законодательства о труде предлагается наделить налоговую, КРУ и даже органы лицензирования. Отметим, ранее правительство возлагало основные надежды по выявлению теневых зарплат именно на ГНАУ. Широкие полномочия налоговиков по проверке выплаты юрлицами зарплат своим работникам были заложены в проекте Налогового кодекса, который прошел первое чтение. К счастью, в дальнейшем эти нормы были изъяты из кодекса. Но фискалы не оставляют надежд расширить свои полномочия и сегодня. По словам главы ГНАУ Виталия Захарченко, с начала года налоговики «отработали» почти 5 тыс. предприятий, руководители которых насчитывают своим работникам заработную плату в незначительных размерах. Кроме того, вследствие «индивидуальной разъяснительной работы по детенизации заработной платы» 12,5 тыс. предприятий повысили уровень оплаты труда. По данным ГНАУ, материалы по 6,6 тыс. предприятий, где заработная плата выплачивалась ниже законодательно установленной минимальной, направлены в органы прокуратуры. Более того, туда же поступили материалы и сведения по 682 предприятиям, которые имели долговременную задолженность по выплате заработной платы на сумму 242,6 млн грн.

Сядут все

Вновь созданный орган не сможет эффективно бороться с нелегальными зарплатами без усиления ответственности предпринимателей за нарушения трудового законодательства. Так решили в Минтруда и разработали отдельный законопроект об ответственности предприятий, учреждений, организаций, а также физлиц-предпринимателей в сфере труда. Документом, в частности, предлагается за уклонение от официального оформления работников карать работодателей штрафом в размере 2 тыс. н. м. д. г. (34 тыс. грн). За несвоевременную или неполную выплату зарплаты юрлицам выпишут штраф в 150 н. м. д. г. (2250 грн) за каждого работника. В случае выплаты работнику зарплаты меньшей, чем минимальная, работодателю придется заплатить штраф в 700 н. м. д. г. (11 900 грн) за каждого такого работника. При этом в законопроекте не установлен исчерпывающий перечень нарушений, за которые предполагается административная ответственность, и предусмотрено, что «другие нарушения требований законодательства о труде» приведут к наложению на предпринимателя штрафа в размере 30–100 н. м. д. г. (510–1700 грн). Посему, можно предположить, что любой визит контролера уже обойдется субъекту хоздеятельности минимум в 510 грн. Рассматривать дела о трудовых правонарушениях будет Госинспекция по вопросам труда или прокуратура. При этом, невзирая на огромные полномочия данного органа, проект закона не предполагает установить никакой ответственности за нарушения для самих инспекторов.

Но и таких санкций правительству, по-видимому, мало. Поэтому разработан еще один проект закона, который вносит изменения в КоАП и ККУ. Так, за нарушение сроков выплаты зарплат и «другие нарушения требований законодательства о труде» предлагается повысить админответственность с 510–1700 грн до 850–4250 грн. За нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда предусмотрен штраф для сотрудников — 85–425 грн (сейчас 34–85 грн), для должностных лиц — 340–850 грн (сейчас 85–170 грн). Также предложено увеличить штраф за неисполнение требований инспекторов по труду или препятствование их деятельности с 850–2550 грн до 1700–3400 грн. При этом даже отказ работника от дачи пояснений трудовым контролерам повлечет за собой штраф от 170 до 340 грн. За грубое нарушение законодательства о труде, например, отсутствие оформления трудовых отношений с работником, законопроектом предлагается установить уголовную ответственность в виде штрафа в 3400–17 000 грн или ареста на полгода с запретом занимать определенные должности на три года. А за уклонение от уплаты единого социального взноса предусмотрен штраф в размере от 8500 до 17 000 грн. Более того, сегодня обсуждается возможность ввести уголовную ответственность за нелегальные зарплаты в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Ужесточение уголовной ответственности за конверты поддерживает и вице-премьер Борис Колесников. «Если сегодня кто-то в метро залез в карман и украл 150 грн, его судят и дают реальные сроки, а когда предприниматель платит $1 тыс. в конверте, он залазит в карман на $300 пенсионерам и на $170 — учителям и врачам», — аргументировал он свою позицию. Стоит отметить, что сегодня в карман пенсионерам, учителям и врачам также залазит и государство, которое не выплачивает им положенные по закону надбавки. Однако никакой ответственности за это никто не несет.

Пряник сильнее кнута

Проблема теневых зарплат в Украине сегодня одна из основных. И в данной сфере необходимо проводить реформы. Однако они должны быть просчитанными и взвешенными. Предложенный пакет законов предлагает лишь усилить контроль над выплатой зарплат и ужесточить ответственность работодателей, но не предусматривает никаких стимулов. А при нынешней фискальной нагрузке на фонд оплаты труда у многих работодателей, особенно в малом и среднем бизнесе, просто нет другого выхода, чем оплачивать работу сотрудников нелегально. «Правильным был бы подход сокращения налогов, если их невозможно платить. В свое время в одной из стран обложили налогами каждую печную трубу — в результате увеличилось количество пожаров, потому что люди начали убирать печные трубы и топить «по-черному». Обложить налогом зарплату им не удастся, потому что никто ее платить не сможет», — отмечает руководитель Школы политической психологии Геннадий Балашов.

Вряд ли сработает и идея правительства заставить самого наемного работника следить за легальностью его зарплаты. Ведь здесь предусматриваются штрафы, но нет мотивации. А работник понимает, что половина его легальной зарплаты идет государству, но он не чувствует никакой социальной защищенности. По словам народного депутата Александра Стояна, прежде всего нужно было хотя бы ввести накопительную систему пенсионного обеспечения, чтобы человек понимал, что в его интересах требовать у работодателя легализации своей реальной заработной платы.

Мотивацией к легализации зарплат могли бы стать реальные реформы в налоговой, судебной системе, реальная борьба с коррупцией. «Намного эффективнее было бы перекрыть возможности перечисления прибыли предприятий, особенно крупных, в офшорные зоны по схемам оплаты услуг, например», — отмечает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк. А просто создание еще одного контролирующего органа с чрезмерными полномочиями приведет лишь к росту коррупции и дальнейшему сворачиванию бизнеса, который уже не сможет оплачивать прихоти всех чиновников. «Эти запреты усилят коррупционное давление на бизнес, а результат будет таким, что чиновники получат больше теневых доходов», — считает первый вице-президент Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.

Статьи по теме
Реальна зарплата українців перевищить довоєнний рівень: НБУ назвав строки
Реальна зарплата українців перевищить довоєнний рівень: НБУ назвав строки

Конкуренція за працівників змушує роботодавців підвищувати зарплати. Реальна зарплата (з урахування інфляції) українців зросте на 14% та перевищить свій довоєнний рівень наприкінці поточного року.
11.11 — 1039

Коли в українців зросте зарплата: прогноз Нацбанку
Коли в українців зросте зарплата: прогноз Нацбанку

Дефіцит кадрів на ринку праці продовжує підживлювати зростання зарплат.
10.11 — 926

Середня зарплата досягла 21 тисячі гривень, але в окремих сферах платять у 2-2,5 рази більше
Середня зарплата досягла 21 тисячі гривень, але в окремих сферах платять у 2-2,5 рази більше

Середня зарплата штатних працівників в Україні зросла у другому кварталі 2024 року на 22,1% до 20 964 гривень. Фінансистами та айтішникам платять у 2-2,5 рази більше.
09.09 — 284