Производители выпускают сверхдешевые ноутбуки не только для того, чтобы застолбить место на рынках развивающихся стран. Ограниченная функциональность и падение стоимости комплектующих делают производство ноутбуков по цене «до $400» выгодной.
Летом 2008-го корпорация Intel начнет продавать в США и странах ЕС ноутбук 2go PC всего за $400. Производитель процессоров №1 специально разработал под 2go PC платформу Intel Shelton: встроенная графика, недорогой чипсет 945GSE, одноядерные процессоры с тактовой частотой от 1,6 ГГц. Собирать 2go PC будет американская компания CTL.
Новый ноутбук от Intel — продолжение парада сверхбюджетных лэптопов, начавшегося в прошлом году. Первая коммерчески успешная модель «самого дешевого ноутбука» — Eее PC от тайваньской AsusTeK (ТМ Asus) по цене $400. По предварительным данным, с начала продаж в мире было куплено около 350 тыс. Eее PC. Успех тайваньской компании заставил конкурентов — MSI, Gigabit, Acer — спешно налаживать выпуск устройств, схожих с Eее PC по соотношению цены и производительности. На днях о выпуске ноутбука стоимостью «до $500» заявила НР. Вендоры планируют увеличить долю на глобальном рынке за счет продаж сверхдешевых моделей в развивающихся странах — с низким уровнем проникновения ПК, но огромным потенциалом рынка. «Устройства, подобные Eее PC, разработаны для пользователей с небольшими доходами, для которых не критична невысокая производительность», — замечает Михаил Хохуля, начальник отдела маркетинга компании K-Trade.
Новая стратегия вендоров — ставка на более дешевые модели — уже приносит свои плоды. Снижение средней стоимости ноутбуков отразилось на темпах роста выручки производителей. Например, в Украине, где Eее PC и его клоны пока не появились, продажи лэптопов в абсолютном выражении за прошлый год выросли на 87,2% до 515 тыс. шт. Рост в денежном выражении, по данным Unitrade Group, был ниже: +78,7% до $432,6 млн.
Производители выпускают сверхдешевые ноутбуки не только для того, чтобы застолбить место на рынках развивающихся стран. Ограниченная функциональность и падение стоимости комплектующих делают производство ноутбуков по цене «до $400» выгодной. Например, большинство сверхдешевых лэптопов не имеют жесткого диска: его заменяет флеш-память, себестоимость которой только за последние два года упала почти на 100%. Экраны с диагональю 9-15 дюймов, не самые современные версии процессоров и чипсетов, ограниченная по объему оперативная память — тоже уменьшают себестоимость сверхбюджетных лэптопов. Конкретных цифр производители не называют, но о себестоимости можно судить по ноутбукам, разработанным под социальные проекты. Например, организация OLPC (One laptop per child — «Один лэптоп каждому ребенку») оценивает затраты на производство ноутбука ХО всего в $188. Себестоимость лэптопа для учебных заведений — проект ООН и Массачусетского технологического института — составляет около $150.
«Если было бы невыгодно, компания не производила бы Eее PC, — говорит Евгений Севериновский, руководитель продакт-центра ASUS в Украине. — «Конечно, заработок на них меньше, чем на обычных ноутбуках, но Еее РС выпускаются в больших объемах и при цене в рознице около $400 производить их все еще выгодно».
Интересно, что Eее PC уже полгода продается в Европе и США — несмотря на его ориентированность на развивающиеся рынки. «Изначально такие ноутбуки разрабатывались для бедных развивающихся стран, жители которых не могут себе позволить ноутбук за $600, — говорит Олег Мельничук, продакт-менеджер АО «DiaWest — Комп’ютерний світ». — Никто не ожидал, что на такие модели будет огромный спрос и в развитых странах. Например, в США настоящий бум продаж и бешеный дефицит данных устройств». «Спрос на дешевые и сверхдешевые лэптопы увеличивается. Их покупают в качестве первого ПК, популярность таких устройств растет в корпоративном сегменте», — говорит Сергей Тарасов, продакт-менеджер по ноутбукам компании Everest. «Eее PC можно купить в качестве первого компьютера для ребенка, потому что он небольшой, легкий, — объясняет Севериновский. — Кроме того, это идеальный ПК для студента или IТ-специалиста».
Впрочем, не все производители считают сегмент дешевых ноутбуков приоритетным. «Потребители (в Украине. — Прим. Контрактов) предпочитают устройства с расширенными функциональными возможностями — поддержкой HDMI, широким экраном, встроенным DVD-RW, — говорит Дмитрий Пильтяй, генеральный менеджер представительства Dell в Украине. — Поэтому сегмент ноутбуков стоимостью более $1000 растет. Да, устройства по цене $600-800 занимают 40% рынка, но они служат в основном заменой настольных ПК. Для нас этот сегмент интересен, но не приоритетен. Все наши ноутбуки стоят от $800, хотя в ближайшее время появится модель в ценовом сегменте $600-800».
Не исключено, что следующей моделью Dell будет как раз супердешевый ноутбук. В IV квартале 2007-го в мировом рейтинге поставщиков портативных ПК компанию потеснила тайваньская Acer, которая со второго полугодия 2008-го будет продавать субноутбук стоимостью всего $250-300.