Ударные волны: землетрясение и цунами в Японии подорвали мировую экономику
В 5 часов 46 минут 11 марта 2011 года в 400 км от японского острова Хонсю Тихоокеанская тектоническая плита ударилась о выступ Североамериканской. Силы удара хватило, чтобы создать землетрясение силой в 9 баллов по шкале Рихтера и волну цунами высотой 10 метров. Все это уже через четыре минуты обрушилось на северо-запад острова Хонсю. Одно возмущение земной коры отбросило Японию на несколько лет в развитии и вызвало панику на мировых рынках.
Сейчас префектура Фукусима, на которую пришелся основной удар природных сил, превратилась в руины, а японские острова за несколько дней получили более 30 подземных толчков магнитудой свыше 6 баллов. Регион Азии уже готовится к затяжной экономической рецессии, ведь последствия землетрясения были бы намного меньше, если бы экономика стремительно развивалась. Но рост мирового ВВП в 4–4,5% в 2011 году, по прогнозам Всемирного банка, не дает оснований надеяться на экономический скачок Японии после восстановления. Наоборот, экономисты ООН заявили, что сотрясение земли длительностью в несколько секунд может стоить более $170 млрд и снизить рост мирового валового продукта на 0,5%.
Мировые рынки неуверенно топчутся на месте, ожидая развития ситуации в Японии и во всем регионе Тихого океана. Тектонические сдвиги продолжаются до сих пор, и любая страна региона не застрахована от повторных землетрясений. Кроме того, ситуация на ядерных станциях Фукусимы остается угрожающей: их реакторы медленно горят, выбрасывая в атмосферу радиацию. Пока японские власти не могут справиться с этой аварией.
Даже если АЭС в Фукусиме будут остановлены, экономический ущерб для Токио и всего мира окажется очень существенным. Потому что страна, которая давала во всемирный ВВП 7,8%, теперь потеряет ускорение в своем развитии. По прогнозам МВФ, в экстренном выпуске бюллетеня World Economic Outlook, в 2011 году темпы роста японской экономики снизятся до 0,2%, хотя раньше предполагался рост в 1%.
Нефть и газ
Первыми на подземные толчки в Тихом океане отреагировали торговцы нефтью. Ее стоимость на Chicago Mercantile Exchange за день снизилась с $106 до $98 за баррель, хотя до этого энергоносители старательно набирали цену в течение двух месяцев. Тенденция роста, начавшаяся вместе с революцией в Египте, практически остановилась. Теперь аналитики Bloomberg прогнозируют падение цен на нефть до $90 и закрепление ее на этом уровне.
Причиной такого поведения трейдеров стало закрытие большинства нефтеперерабатывающих заводов в Японии. Часть из них просто приостановили свою работу из-за опасности подземных толчков. Но три предприятия попали под удар цунами, в результате чего там начались пожары. Производства компаний Cosmo Oil Co. и JX Nippon Oil & Energy Corp. теперь нескоро смогут перерабатывать нефть. Пожар на их заводах был ликвидирован только к понедельнику. Поэтому направляемая сейчас в Японию нефть становится уже ненужной.
До землетрясения Страна восходящего солнца ежедневно перерабатывала 4,621 млн баррелей нефти, или 5,08% всего мирового объема. Сегодня же не менее 20% этой нефти останется в сыром виде. Пока нет информации о количестве черного золота в портах Японии. Но представители компании Maersk, занимающейся морскими перевозками, уже заявили, что будут выводить свои танкеры к заводам Китая, так как опасаются нового цунами.
С другой стороны, в бюллетене ОПЕК за 12 марта 2011 года сообщается, что падение цен на нефть будет кратковременным, ведь Японии предстоит восстанавливаться и для этого потребуется много ресурсов. И китайские НПЗ в прибрежных областях этой страны смогут переработать дополнительно 927 тыс. баррелей в день, чтобы на рынке не было дефицита.
Более того, вскоре нефть вновь окажется на гребне роста, так как авария на АЭС в Фукусиме заставит мир пересмотреть свое отношение к атомной энергетике. По мнению специалистов Института Брукингса, правительства будут готовы платить больше за энергоносители, чтобы их избиратели не волновались из-за строительства реакторов рядом.
Зато природный газ на Chicago Mercantile Exchange за день прибавил в цене $0,5 (на 15 марта цена газа на бирже Чикаго $3,99 за 1 млн британских тепловых единиц). До этого, с конца 2010 года, газ постоянно дешевел (в начале марта цена составляла $3,23 за 1 млн БТЕ). Тогда МАГАТЭ прогнозировало, что рынок и дальше будет идти вниз, но землетрясение в Стране восходящего солнца переломило эту тенденцию. Теперь Катар и Россия заявляют, что могут поставить Японии столько газа, сколько ей будет необходимо — конечно, по мировым ценам. Газ стал таким привлекательным, ведь его не нужно перерабатывать, поэтому он не требует дополнительных мощностей, как нефть.
Финансовая пропасть
Вслед за нефтяной волна кризиса покатилась и по финансовым рынкам региона. 14 марта 2011 года Центробанк Японии сообщил, что собирается вложить 8 трлн иен ($898 млрд) в поддержание ликвидности своих компаний и финучреждений. Но это не спасло от падения основные фондовые индексы Тихого океана. MSCI Asia Pacific упал в на 1,4%, японский Nikkei ушел вниз сразу на 4,4%. То же самое случилось в октябре 2008 года, когда мир вступал в экономический кризис.
Другим фондовым показателям региона также не удалось избежать падения: фондовый рынок Тайваня погрузился на 3%, Южной Кореи — на 2,5%, Австралии — на 2%. На этом фоне более успешными выглядели только торговые площадки Китая и Индии, индикаторы которых просели всего на 1–1,5%. Инвесторы считают, что если восстановление Токио затянется, то многие вложения будут направлены именно в Дели и Пекин, хотя кризис в Японии коснется и этих стран. Единственной отраслью, которая хорошо себя чувствует в пострадавшем государстве, остается строительство. Ведь страна рано или поздно будет восстанавливаться, поэтому инвесторы вкладывают деньги в строительные компании, ожидая щедрых государственных заказов. Акции Fucuda — самой большой компании в отрасли — выросли на 30%. Эту тенденцию поддержал и премьер-министр Японии Наото Кан, заявив, что его правительство готово потратить $146 млрд на восстановление страны.
Однако по мнению Чарльза Волкса, эксперта International Value Advisers LLC, Токио может натолкнуться на серьезные проблемы. «Экономическая конъюнктура в регионе негативная. В прошлом году рост экономики Японии дотягивал только до 0,8%, теперь же мы не ожидаем и этого», — прокомментировал аналитик Контрактам. По его мнению, для изыскания средств стране придется увеличивать внешний долг. Банк Японии уже заявил о намерениях выпустить государственные облигации на сумму в 2 трлн иен. Этот шаг может привести к возрастанию внешнего долга на 0,4%. Всего же, по оценкам Mitsubishi UFJ Securities, государство в ходе восстановления может нарастить внешние обязательства на 10% от ВВП. Сейчас суверенный долг Японии составляет 55% ее внутреннего продукта.
Для Азии это может означать сокращение широкой программы японского инвестирования. Японские деньги играли значительную роль в развитии Кореи, Тайваня, а в последние 10 лет — Индонезии. В 2010 году Джакарта получила $3,3 млрд прямых инвестиций из Токио. Только с начала XXI века Япония в рамках программы ASEAN ежегодно вкладывала в десять стран региона более $5 млрд, теперь же могут возникнуть дефицит кредитов. Ведь Китай и Индия имеют собственные резервы и предприятия, куда надо вкладывать средства. А США и ЕС вряд ли рискнут массово строить заводы в регионе, где только что произошли землетрясения. Всемирный банк предполагает, что за следующие два года инвестиционная активность в Азии сократится на 25%.
Горящие заводы
Япония готова отказаться от внешней активности и нарастить государственный долг только ради восстановления своей промышленности. В 1995 году после землетрясения в Кобе именно резкий рост в автомобиле и машиностроении дал возможность стране за два года выйти на рост ВВП в 4%.
Сегодня же по всей Японии остановилось большинство заводов. По оценкам Института Брукингса, многие из них можно восстановить за несколько недель, но предприятия в Фукусиме (там расположены производства Honda Motor, Sony и Toyota) почти разрушены и могут приступить к работе лишь через несколько месяцев. А между тем толчки все продолжаются.
Многие компании ради получения денег на восстановление начали распродавать свои активы по всему миру. К примеру, корпорация IHI — лидер рынка крупногабаритного оборудования — заявила, что продает мощности на сумму 278 млрд иен. И это неудивительно: за первые сутки после землетрясения капитализация 50 ведущих промышленных компаний страны упала на 7,5%.
Наконец, Чарльз Волкс считает, что правительство Японии так долго искусственно подстегивало свою экономику в период кризиса, что теперь мало что может предложить для своих заводов. Возможно, центры производства будут постепенно перемещаться в сторону материкового Китая.
Тем не менее большинство аналитиков соглашается, что восстановление экономики — дело времени. Но одна отрасль, атомная энергетика, может повлиять на весь мир уже сейчас.
Отложенный ренессанс
Через пять дней после удара цунами три реактора на АЭС «Фукусима1» и «Фукусима2» продолжают гореть. Там взрываются водородные пары и выбрасывается радиация. Правительство уже создало 20километровую зону отчуждения вокруг станций, отселив 200 тыс. человек. В Японии не исключают нового Чернобыля, но надеются, что реакторы не взорвутся.
А по всему миру политики и население смотрят на атомные станции, построенные возле их городов. Сейчас на земном шаре 440 реакторов в 30 странах мира, они дают более 14% всего мирового электричества. И до 2011 года не было официальных заявлений об отказе от использования мирного атома.
Напротив, президент США Барак Обама в начале 2009 года заявил, что выделит на возведение новых станций $54 млрд, так как это обеспечит энергетическую независимость Америки и безопасность. Тогда же Китай проинформировал, что построит 15 новых энергоблоков для обеспечения потребностей своей растущей экономики.
Но после аварии в Фукусиме мир начал задумываться над безопасностью ядерных станций. Ведь Япония всегда была примером образцового использования атомной энергии и гордилась безопасностью и экологичностью своих объектов. Теперь же многие страны приостанавливают строительство новых реакторов (сейчас в мире возводится 55 энергоблоков). Пока в стороне от этого процесса только КНР, заявившая, что будет строить АЭС прежними темпами.
Акции мировых производителей тепловых сборок потеряли 5% своей капитализации, а цена на уран за один день снизилась на 8,9%. Мир, который готовился пережить ядерный ренессанс, сегодня с опаской смотрит на атомную энергетику вообще. По мнению аналитиков Совета по внешней политике, если в Японии взорвется хотя бы один реактор, то атомная энергетика будет отброшена в развитии на 30–40 лет.
Теперь мир с еще большим интересом смотрит на нетрадиционные виды энергии. Однако выбор не так велик: платить за дорожающие нефть или газ, развивать солнечную и ветровую энергию или быть готовыми к новым радиационным авариям.
Павел Сивоконь, «Контракты»