10448 — 20.03.11
Немужской ВВП: как украинские домохозяйки подняли ВВП на 4,2%
Недавно Госкомстат опубликовал уточненные данные динамики валового внутреннего продукта в 2010-м: год к году ВВП вырос на 4,2% без учета инфляции, составив 1085,9 млрд грн. Впрочем, тут интересен даже не столько конечный показатель объема или темпов роста, сколько его составляющие.
Вопреки распространенному убеждению, влияние экспорта на экономику в прошлом году оказалось не слишком существенным: его прирост в таблице оценки ВВП по категориям конечного потребления достиг всего 4,6%. Для сравнения: затраты домохозяйств за год увеличились на 5,8%.
С учетом того что затраты домохозяйств составляют более половины ВВП, а большей частью семейных расходов в Украине традиционно распоряжаются женщины, можно считать рост ВВП в 2010 году почти исключительно заслугой отечественных домохозяек.
Значительный вклад домохозяйств в рост валового национального продукта подтверждается и другими данными. Выручка магазинов и ресторанов увеличивается 11 месяцев подряд, при этом с сентября темпы роста розничного товарооборота превышают 10%. «Основная причина оживления спроса — рост зарплат украинцев, в первую очередь в частном секторе», — объясняет главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан. Действительно, в 2010-м реальная зарплата сограждан увеличилась на 10,2%.
Вместе с ростом доходов существенно улучшились и потребительские настроения. В кризисном 2009-м после падения промпроизводства на 20%, девальвации национальной валюты на 50% и сокращения гривневых зарплат на 9,2% украинцы уменьшили потребление почти в полтора раза. В 2010-м деньги снова начали возвращаться в сферу потребления — на рынке начал сказываться отложенный спрос.
В итоге в январе розничный товарооборот увеличился уже на 11,1% относительно первого месяца 2010 года — до 21,3 млрд грн. «Как правило, начало года — достаточно спокойный период в плане покупок, — говорит старший аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. — Но по сравнению с январем прошлого года украинцы действительно начали больше покупать товаров долговременного пользования и увеличили свои расходы не только на обслуживание жилья, но и на развлечения — рестораны, кинотеатры и т. п.».
Впрочем, в ближайшие месяцы потребительская эйфория может пойти на спад. К примеру, Александр Жолудь считает, что в 2011-м темп роста розничного товарооборота не превысит 9%.
Дело в том, что в нынешнем году существенно замедлится рост доходов граждан — этого ожидают и в Dragon Capital, и в МЦПИ. По прогнозу экспертов, в 2011-м реальные зарплаты увеличатся едва на 5% год к году — соответственно, упадет и темп роста выручки розницы. Одновременно с этим растут инфляционные ожидания: несмотря на оптимизм официальной статистики, ценники в магазинах убеждают потребителей — в первую очередь женщин — в обратном. В результате уже в январе рассчитываемый МЦПИ и GfK Ukraine индекс инфляционных ожиданий вырос до рекордного значения — 187,6 пункта. А индекс потребительских настроений снизился сразу на 7,3 п. п. — до 75,1, такого падения ИПН в январе не было с начала кризиса.
«Основной причиной ухудшения потребительских настроений в январе 2011 года стало увеличение инфляционного давления и, следовательно, инфляционных ожиданий, обусловленное ростом цен на подавляющее большинство групп товаров и услуг повседневного спроса, в частности на продукты питания, топливо, жилищно-коммунальные услуги, — отмечает замдиректора МЦПИ Максим Борода. — Дальнейший рост цен в феврале не дает оснований ожидать быстрого восстановления оптимизма потребителей».
Потерять доверие женщин легко, заслужить — трудно. Так что спасением валового внутреннего продукта в нынешнем году придется заняться все же экспортерам. В противном случае темп роста ВВП по итогам 2011-го недотянет ни до запланированных правительством 4,5%, ни до 4%, прогнозируемых Европейским банком реконструкции и развития.
Ирина Перевозченко, Анна Сайченко - «Контракты»