Контракти.ua

14194  —  25.02.11
Первый год Януковича: семь итогов и три вывода
Первый год Януковича: семь итогов и три вывода

Прошедший год со дня фактического вступления в должность четвертого президента Украины не принес, по сути, ничего удивительного. Все те черты донецкого миропонимания и образа действий, о которых говорилось еще в 2004-м, оказались реальностью сегодняшней жизни. При этом власть продемонстрировала некую гибкость – но эта гибкость сродни попыткам бронтозавра научиться мимикрировать и танцевать.



Построение вертикали власти – единственное реальное достижение и основной фетиш, который превращен в базовый лозунг тех, кто прогнозируемо улучшил жизнь уже сегодня.

Итог первый. Автократом не стал
Первый итог года – Янукович не оправдал пессимистических прогнозов о пришествии диктатора в его лице. У новой власти – не очень глубокое понимание стратегии. Она способна мыслить среднесрочными перспективами. Она постоянно меняет правила игры, и уже одно это подрывает сам принцип стабильности. Персональные же качества первого лица в этих условиях, при всей «монархизации» власти, играют лишь вторичную роль.
Автократа или диктатора порождают несколько факторов – общественный запрос, наличие предпосылок и личные качества самого правителя. В украинском случае мы видим, что Янукович, при всех более чем выгодных позициях по этим пунктам, так и не стал классическим автократом. Конечно, это утверждение – итог всего лишь года правления, и что будет в ближайшие 10 лет (ну если два срока) – неведомо. Попытки манипулировать главой государства со стороны разных олигархических групп могут, в конечном счете, привести к автократии. Причем в двух вариантах. Либо это будет персональная автократия лично Януковича, которому надоест лавировать между олигархическими группами, либо автократия, сопряженная с преференциями в пользу одной из олигархических группировок.
Оба варианта для украинского общества – опасны и неприемлемы. Персональную автократию Януковича можно условно назвать «путем Лукашенко», причем с наличием всех негативных, и отсутствием позитивных (относительно высокий уровень социальных стандартов, низкая коррупция, порядок и чистота на улицах) факторов. Иной путь – «путинский» - предусматривает наличие неких договоренностей с крупнейшими олигархами и встраивание этих олигархов в систему управления государством в качестве верховных наемных менеджеров. Но у этого пути – свои сложности: потенциальная трудность приручения олигархов до такого состояния, как в РФ (для этого, снова-таки, нужно решаться кого-то сажать), отсутствие сырьевой ренты, позволяющей повышать уровень жизни населения и – немаловажно - приемлемой большинством идеологии, объясняющей «временные трудности».
Поэтому Украина вряд ли станет, во всяком случае, до 2015 года, сонным политическим царством, с унифицированной идеологией и вождистским культом. Уже первый год Януковича показал, что это – невозможно.

Итог второй. Принял «крест» многовекторности
Пока что для главы державы важно мнение Запада. Он понимает, что пришел руководить страной, которая не является самодостаточной, и не может однозначно избрать внешнеполитический путь. Каковы бы ни были персональные сантименты к российской модели управления, казалось, сами мировые события, и особенно «внезапные» арабские революции, подталкивают президента к тому, чтобы задуматься о перспективности автократии, тем более, автократии по-украински - нестойкой, с изрядной долей лени, обладающей небольшим запасом прочности. Да и Запад терпеливо преподает Януковичу уроки, пытаясь «воспитать» его в хотя бы минимально демократическом духе. К этому прибавляется и персональная амбиция президента достичь успехов именно «на западном фронте», добившись безвизового режима и зоны свободной торговли.
Отсюда – хаос и шатания, попытка создать свою, украинскую, модель «управляемой демократии», которая пока что видится самой мягкой из трех моделей постсоветских славянских республик. Но эта модель всегда сохраняет тенденцию к ужесточению. Запад, понимая это, старается не дать Януковичу повод сделать критический шаг – окончательно развернуть страну лицом к России и Азии, и провозгласить Украину частью «русского мира» не только в идеологическом, но и экономическом и геополитическом аспектах.

Итог третий. Не все отдал Москве
По итогам своего первого года у власти Янукович оказался достаточным экономическим националистом. По состоянию на февраль-2011, говорить о сдаче России стратегических отраслей отечественной экономики (о чем открыто шла речь весной), нельзя. Но потенциал к этому остается, и все время правления Януковича будет оставаться угрозой. Однажды Янукович может решить, что ему нужна российская поддержка против собственного олигархата. Однако на практике получить такую защиту будет непросто. Прежде всего, в этом случае он поставит страну на грань силового противостояния, потому что протестные настроения в этом случае будут простимулированы и оседланы недовольными олигархами, увидевшими угрозу своим позициям. Националистическим организациям будет дан карт-бланш, после чего России останется либо отказаться от поддержки Януковича, либо идти до конца, вплоть до ввода войск в Украину. Но этот апокалипсический сценарий имеет, слава Богу, очень маленькую потенцию к реализации.
Понимая, чем чреват полный уход в московское подданство, Янукович прогнозируемо продолжит наработанную в первый год политику балансирования в отношении России. Иное дело – как долго Москва будет терпеть такую политику «кучмизма-2». Пока что очевидной и показной является лишь гуманитарная политика Януковича, воплощенная в инициативах Дмитрия Табачника и неприкрытой протекции для УПЦ МП. Возможно, это и есть высшая форма уступок, на которые готов пойти Янукович в отношении Москвы, с учетом его равнодушия к украинской культуре и гуманитарной сфере вообще. Удивительно при этом другое – те уступки и отступления, которые допускаются при нем в отношении украинских языка и культуры. Пока что в борьбе двух культурных пространств и менталитетов о поражении украинской идеи говорить рано: по большому счету, Табачник сделал больше символических жестов, чем реально успешных шагов в пользу «русского мира».
Опаснее ситуация в конфессиональном вопросе. Амбиции патриарха Кирилла делают будущую ликвидацию УПЦ КП вполне возможной. В этом случае Янукович, похоже, действительно не понимает последствия этого шага, более чем подрывающего дорогую его сердцу стабильность.

Итог четвертый. Нивелировал оппозицию и «полюбил» «Свободу»
Еще одно успешное в тактическом, но непрогнозируемое в стратегическом плане достижение года – ликвидация БЮТовской позиции и протежирование «Свободы». Похоже, Янукович действительно согласен встретится с Тягнибоком в 2015-м, а Тимошенко считает самым опасным врагом и собирается вывести из игры. Власти также показали, что боятся смычки социальных и национальных протестных настроений. Как видим, острие репрессий ныне направлено на неконтролируемые властью протестные группы, особенно радикального толка. Но пузыри недовольства будут возникать постоянно, тем более – в существующих условиях «остаточной демократии». Оппозиция в ее прежнем виде умерла, однако это не значит, что умерла сама оппозиция.

Итог пятый. Показал истинные цели власти
Наверное, это один из главных итогов первого года Януковича. При нем стало ясно, для кого строят новую страну и кому в ней будет хорошо. А также попытались «указать место» всем остальным.
Менталитет донецкой команды оказался прост и прям: страна должна быть уподоблена огромному заводу, в крайнем случае, корпорации, с четкой иерархией и понятными механизмами управления и контроля. Мир в пролетарском представлении (а иного мира многие и не знают) – это незамысловатый, патриархальный и консервативный свод правил, в котором нет места таким непонятным вещам, как свобода слова, общественные организации, самоуправление, зато есть пайка и грубоватая справедливость. Все, кто не вписывается в эту систему, в эту картину мира – средний класс, интеллигенция, студенчество – должны быть приведены к порядку.
На особенности такого менталитета накладывается и четко обозначившаяся в первый год правления Януковича олигархический, патрицианский, стиль управления государством и стиль отношений между властной прослойкой «300 лучших семей» и всеми остальными. Стремление создать обособленный правящий класс и закрепить его привилегии всеми возможными способами стало за этот год абсолютно очевидным. Как и то, что давление на средний класс, СМИ и интеллигенцию, равно как и попытки избавиться от доставшихся в наследство от СССР соцгарантий – это четкая и откровенная тенденция. Такая тенденция может, конечно, в краткосрочной перспективе привести к усилению апатии, но намного более вероятна радикализация протестных настроений, уже проявившаяся в налоговом майдане.

Итог шестой. «Построил» всех, но без толку
Нынешняя политическая ситуация характеризуется размытостью и незавершенностью действия. Остаются «отдушины» и «отворы», через которые общество получает информацию о неприглядных деяниях режима и даже может попытаться дать ему бой. Классическим примером последнего стал налоговый майдан – и эта акция стала для власти испытанием на прочность, на умение правильно реагировать и общаться с населением, давшим мощнейшую «обратную связь». Последующие зачистки и аресты активистов предпринимательского сопротивления, увы, показали, что власти намного проще действовать в привычном силовом духе, и она считает такой метод самым эффективным в общении с протестными группами.
Парламент также уничтожен как независимый законодательный орган и площадка для дискуссий, как канал выражения оппозиционных мнений. Это неприемлемо с точки зрения демократического развития и будущего государства, но вполне вписывается в канон «управляемой демократии». При этом для простого обывателя, не очень, мягко говоря, жалующего депутатов всех мастей, ничего страшного не произошло. Обывателю намного важнее поведение конкретных чиновников, мэров и налоговиков на местах.

Итог седьмой. Разочаровал страну
Невыполнение Януковичем большинства пунктов собственной программы можно рассматривать как еще один, комплексный, итог первого года его президентства. Но стоит напомнить, что эта программа писалась не для того, чтобы ее выполнять, а для того, чтобы обещать. Важнее другое - вертикаль власти, которую выстроил Янукович, возвращение ему полномочий 1996 года, только увеличивает персональную ответственность за происходящее в стране. Он становится максимально уязвим для критики – и уже получает ее. Эрозия доверия к первому лицу будет возрастать. Янукович, похоже, не осознает эту тенденцию – а именно она является одной из главных мин, которую он закладывает под собственную власть.
Тем более, что прошедший год правления Януковича показывает – он продолжает оставаться президентом только одной части страны, и пока что работает на этом посту только на свой электорат. И то – с оговорками (имеются в виду наступление на социальные гарантии).
Пожалуй, лучшим итогом первого года Януковича при власти стала оценка, данная ему при опросе, проведенном Институтом Разумкова. Украинцы практически одинаково оценили деятельность Виктора Ющенко и Виктора Януковича за аналогичный период их пребывания у власти. По пятибалльной шкале в 2011 году Янукович в среднем получил оценку в 2,7 балла. Точно так же – 2,7 балла - народ оценил деятельность Ющенко в конце 2005 года.

Вывод первый: вертикаль «зависла»
Итак, произошедшая за год максимальная централизация власти и замыкание ее на кабинете президента и его администрации стало лишь удовлетворением амбиций главы державы и его ближайшего окружения, без всякой проекции на улучшении жизни не только сегодня, но завтра и послезавтра. Тенденция обособления правящего класса от остального народа, разочарование значительных масс населения в новой власти, поиск выхода для протестных настроений (налоговый майдан, «Свобода») и, одновременно, апатия в «сине-белом» поясе, возращение забытых было проблем с дефицитом продуктов, наступление на социальные гарантии – все это создает власти в целом более чем негативный имидж.
При этом сам Янукович пока еще воспринимается миллионами людей как «последняя инстанция», как неплохой, в общем-то, царь, которому мешают плохие бояре. Ему придется регулярно тасовать колоду бояр, дабы оттянуть разочарование в себе лично. Но на это нужно время, отведенное на жесткие либеральные реформы, каждая из которых уже буксует при своем начале.

Вывод второй: президент – на перепутье
Глава державы стал заложником собственного образа и идеологических клише, которыми он сам обставил свое восхождение - простой парень, прораб, управляющий государством, грозный начальник, который может решить все проблемы одним своим видом. Он до сих пор не может решить – возвращаться ему на некий путь популизма квазисоциалистического образца, или сделать ставку на союз с олигархатом и продолжить жесткое строительство неолиберального государства с опорой на силу и ликвидацией социальных льгот. То есть, стать «вождем простого народа» или же «прорабом олигархической перестройки».
И вопрос даже не в его личном выборе, а в объективной реальности: популистский путь, ассоциируемый с Тимошенко, неприемлем не только им лично, но и невозможен в силу ограничения ресурсов в период мирового кризиса и истощения экспортно-сырьевой модели экстенсивной экономики, а ставленничество олигархата чревато революционным завершением президентской карьеры.

Вывод третий: кредит доверия остается
У Украины как страны, в которой реформирование постсоветской социально-экономической структуры затянулось донельзя, еще есть шанс на реформы. Янукович и его «команда профессионалов» могут провести их, но лишь с вящей выгодой для себя. При этом кредит доверия лично главе державы еще сохраняется – у тех миллионов жителей Украины, которые ждали его президентства долгие годы. И даже сейчас, когда они увидели, что правление очередного «спасителя страны» не соответствует их ожиданиям, и даже ведет к ухудшению жизни, политически и ментально он по-прежнему остается для них своим. В этом и состоит главный парадокс: даже перестав быть своим в экономическом (куда более насущном плане), он остается для своих поклонников политическим «светом в окошке». И зная об этом, похоже, готов еще долго использовать кредит доверия юго-восточного электората.

Павел Серов, специально для kontrakty.ua
Статьи по теме
Президент, уряд, парламент, ЗСУ: кому найбільше довіряють українці
Президент, уряд, парламент, ЗСУ: кому найбільше довіряють українці

Станом на кінець березня 2024 року серед державних та суспільних інститутів найчастіше довіра висловлюється до Збройних сил України (їм довіряють 96% опитаних).
11.04 — 224

Голова СБУ відповів, чого очікувати після псевдоперемоги Путіна на президентських виборах у РФ
Голова СБУ відповів, чого очікувати після псевдоперемоги Путіна на президентських виборах у РФ

Чи несе новий президентський термін Путіна ще більшу загрозу для України?
27.03 — 295

Росіяни зганяють військових на
Росіяни зганяють військових на "вибори президента" в окупації, - ЦНС

Російські терористи намагаються збільшити явку на так званих "виборах президента" на тимчасово окупованих територіях шляхом примусового голосування особового складу.
04.03 — 295