«В этом году мы с вами ежемесячно из бюджета будем платить порядка 8 млрд грн долгов по кредитам, которые получили предшественники, — сетовал Виктор Янукович. — Это очень тяжелая ноша». Тем не менее одним из первых его шагов на президентском посту стало возобновление сотрудничества с главным кредитором Украины — Международным валютным фондом.
Сразу после выборов украинские власти обратились к МВФ с просьбой не только продлить сотрудничество еще на два года, но и увеличить размер финансовой помощи. В 2010-м Киев получил от международной организации новый кредит на SDR10 млрд ($15,15 млрд) под 3,5% годовых, в обмен обязавшись выполнить ряд непопулярных требований (самое одиозное — повышение пенсионного возраста). Первые два транша на сумму $3,4 млрд поступили в Украину в прошлом году. Февральские переговоры с МВФ о предоставлении третьего транша оказались самыми сложными: украинские власти добивались смягчения условий кредитования, на которые еще не так давно согласилось правительство. Миссия Фонда даже продлила свой киевский визит на пять дней, но улетела, так и не поставив точку в переговорах. Обсуждение неурегелированных вопросов продлится еще неделю.
Строгий ревизор
МВФ — не бездонная бочка. Средств организации может не хватить для решения всех долговых проблем. В 2010 году Фонд был вынужден увеличить кредитную линию странам для предотвращения финансовых кризисов (программа NAB) в 10 раз на $500 млрд. Доступ к таким ресурсам МВФ получил благодаря расширению числа участников программы, к которой присоединились 13 новых государств, включая Китай и Бразилию. Еще в 2009-м МВФ рассматривал возможность пополнения средств за счет выпуска облигаций, ведь дефицит бюджетов стран огромен. Денег мало, а желающих их получить — много. Так, в 2011 году очередной кредит от Фонда в размере $30 млрд получила Польша. Румыния рассчитывает на кредитную линию в EUR5 млрд. В прошлом году Греция договорилась с ЕС и МВФ о предоставлении финансовой помощи на EUR110 млрд. Хотя уже в 2011-м в организации усомнились в эффективности займа. По мнению первого заместителя директора-распорядителя МВФ Джона Липски, кредитование Греции и Ирландии не спасет Европу от финансового кризиса. МВФ со всеми заемщиками работает на жестких условиях.
Одно из главных требований к Украине — сокращение дефицита бюджета. Маяк на 2010 год: дефицит (включая дефицит бюджета НАК «Нафтогаз України») не должен превышать 6,5% ВВП. Украина еле втиснулась в установленные рамки, в основном урезая затраты специального фонда, но не без помощи НБУ, перечислившего в казну на 5 млрд грн больше, чем было предусмотрено законом о бюджете-2010. Отказ от снижения социальных выплат в преддверии выборов и недобор по налогам (особенно по НДС) поставили под угрозу выполнение этого пункта договоренностей с МВФ. Но стабилизировать дефицит все же удалось (в 2009-м он был на уровне 9% ВВП). В МВФ результатом довольны. «Мы положительно оцениваем то, что в Украине достигается финансовая стабильность, но нужно помнить, что прошлый год был достаточно сложным», — отметил руководитель миссии МВФ Атанасиос Арванитис.
В 2011м правительство постаралось учесть свои ошибки. В этом году Кабмин планирует сократить дефицит бюджета до 3,5% ВВП, за что будет расплачиваться в основном население. Темпы роста социальных выплат резко замедлятся. В 2012-м Украина обязалась уменьшить разрыв между доходами и расходами казны до 2,5% ВВП. Это необходимая мера для стабилизации отношения растущего госдолга к ВВП, которое в 2011 году достигнет пикового значения, а также для рефинансирования внешних выплат.
Но методы, которыми Украина достигала сокращения дефицита, расходятся с теми, что определил кредитор. Слабыми местами были признаны разбалансированный Пенсионный фонд, НАК «Нафтогаз України» и национализированные банки. Так, в первоначальном варианте меморандума между правительством и МВФ значилось, что Украина проведет пенсионную реформу, включающую не только повышение трудового стажа, но и пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, еще до конца прошлого года. Тем не менее дебаты по поводу реформы идут до сих пор. Норма о повышении возрастного порога выхода на пенсию крайне негативно воспринимается обществом. К тому же она может привести к росту безработицы, в частности среди выпускников вузов. «МВФ с пониманием принял мои доводы по… поэтапному переходу и реализации пенсионной реформы», — заявил Николай Азаров после февральских переговоров с миссией. По его словам, с 1 января 2013 года может заработать накопительный уровень пенсионной системы, а уже к концу 2012-го премьер-министр пообещал навести порядок в солидарной системе, выйдя на бездефицитный бюджет Пенсионного фонда. Проведение реформы остается принципиальным требованием МВФ, представители которого рассчитывают, что соответствующий закон будет принят уже в марте этого года.
Для ликвидации дефицита бюджета Нафтогаза Украина взяла на себя обязательство повысить тарифы на голубое топливо для населения в августе 2010 года на 50%, а потом дополнительно еще на 50% с апреля 2011-го. Но второго подорожания Кабмин хотел бы все же избежать или хотя бы растянуть во времени. «На переговорах (в феврале этого года. — Прим. ред.) с Международным валютным фондом мы настаиваем на поэтапном изменении тарифов на протяжении 2011 года в соответствии с реалиями рынка, чтобы не сорвать рост экономики и не уменьшить покупательную способность населения», — объяснил Николай Азаров. В этом МВФ пошел навстречу правительству, согласившись на «более постепенный» рост цен.
Судьбу проблемных банков Кабмин тоже пытается решить по-своему. МВФ рекомендует ликвидировать финучреждения (прежде всего Надра Банк и Родовид Банк) или продать их частным инвесторам. Не видел смысла в их спасении за счет бюджетных средств и Всемирный банк. Но, как сообщил глава НБУ Сергей Арбузов, в 2011м пройдет дополнительная капитализация Надра Банка, в первую очередь за счет частного инвестора. Однако при этом Сергей Арбузов не исключил возможности предоставления государственных средств для увеличения регулятивного капитала банка. В финучреждении уже объявили об увеличении уставного капитала на 3,5 млрд грн. О будущем остальных проблемных банков, в частности Родовид Банка, НБУ пока не распространяется, но уже продлил на полгода полномочия временных администраций и в Надра Банке, и в Родовиде.
Правительство не устраивают меры по сокращению бюджетного дефицита, предложенные МВФ, поэтому сейчас стороны изыскивают другие пути достижения этой цели. По мнению начальника отдела анализа финансовых рынков ING Банка Александра Печерицына, резерв есть в уменьшении некоторых статей расходной части бюджета. «МВФ идет на уступки любым правительствам, заинтересованным в сотрудничестве с Фондом. Этим и объясняется его гибкость в подходах. Украинское правительство ведь тоже шло на компромиссы в вопросах повышения тарифов на газ для населения или либерализации валютного рынка. Сам же Фонд заинтересован в стабилизации ситуации для того, чтобы государство могло выплатить долги», — объясняет эксперт.
Нужное впечатление
Украина еще долго будет нуждаться в заемных средствах. Госдолг в $40,6 млрд (без учета госгарантий), который нужно возвращать или рефинансировать, — железный аргумент в пользу этого предположения, как и дефицит бюджета, образовавшийся из-за проблем со сбором налоговых платежей и неэффективной структуры расходов. Источников его покрытия не так много — приватизация и внешние займы. В прошлом году часть кредита МВФ уже направили на погашение дефицита бюджета, поскольку остатки на счетах правительства снизились до критического уровня. На 1 января 2010 года остатки средств на едином казначейском счете составили 1,05 млрд грн. По сути, многие органы местной власти, бюджетные организации не могли получить в свое распоряжение финансовые ресурсы. Сам Николай Азаров утверждал, что для нормального функционирования Госказначейства остатки на его счетах не должны падать ниже 10 млрд грн. Но в 2010-м так было лишь дважды — в сентябре (13,8 млрд грн), когда Украина получила первый транш нового кредита МВФ в размере $1,89 млрд, и в декабре (10,9 млрд грн) — после второго транша на $1,5 млрд.
По мнению главного экономиста Dragon Capital Елены Белан, деньги МВФ уберегли экономику от монетизации дефицита бюджета, иначе пришлось бы запускать печатный станок. Другой важный аспект сотрудничества с МВФ — имидж Украины как государства, предпринимающего меры по удержанию финансовой стабильности. Удачные переговоры с МВФ в 2011 году этим как раз и важны.
Осенью прошлого года, после трехлетнего перерыва, Украина сумела вернуться на рынок международных займов, разместив десятилетние евробонды на $1,5 млрд с купоном 7,75% и пятилетние — на $500 млн под 6,875%. Однако удачно разместить еврооблигации удалось лишь со второй попытки. Первая была предпринята в июле — еще до того, как МВФ выделил первый транш нового кредита. Сейчас суверенные еврооблигации с длительным сроком погашения (до 2020 года) торгуются с доходностью 7,5%. Это неплохо. Ведь в 2011-м правительство озвучило амбициозные планы по привлечению дополнительных $4,5 млрд (при этом дефицит бюджета запланирован в размере 38,8 млрд грн). «Без МВФ реализация поставленной задачи вряд ли будет возможной. С этой точки зрения Украина находится не в том положении, чтобы диктовать свои условия Фонду», — говорит Елена Белан. Именно сейчас, отмечает эксперт, сложилась благоприятная ситуация для таких заемщиков, как Украина. Цена привлечения денег пока еще низкая.
Главное, чтобы темпы наращивания долга не опережали темпы восстановления экономики. Но динамика прироста гособязательств за последние два года, когда они увеличивались на 40–50%, настораживает все больше и больше. Ведь, как показывает практика, добиться ее замедления нелегко. Поэтому ухудшение экономической ситуации может поставить под вопрос способность Украины обслуживать свои обязательства. Европейский банк реконструкции и развития недавно снизил прогноз роста ВВП Украины в нынешнем году на 0,5 п. п. — до 4%. Риски связаны с возможными неблагоприятными изменениями в конъюнктуре мировых сырьевых рынков.
В любом случае украинскому правительству нескоро удастся соскочить с крючка МВФ, тем более что выплаты по кредитам самому Фонду начнутся в 2012м. Самое интересное впереди.
Кредитная история
Ноябрь 2008 года — МВФ по просьбе правительства Юлии Тимошенко принял решение о предоставлении Украине двухгодичной программы кредитования stand-by на сумму около $16,4 млрд. Украина получила первый транш в размере $4,5 млрд для поддержания стабильности национальной валюты и рекапитализации банков.
Февраль 2009 года — МВФ приостановил выделение второго транша из-за того, что Украина не смогла принять бюджет на 2009 год с минимальным дефицитом, сбалансировать государственный Пенсионный фонд и финансовый план НАК «Нафтогаз України».
Май 2009 года — Украина получила второй транш кредита на сумму $2,625 млрд.
Июль 2009 года — МВФ перечислил Украине $3,3 млрд третьего транша кредита stand-by.
Ноябрь 2009 года — Украина рассчитывала получить четвертый транш в размере $3,8 млрд, но МВФ решил продолжить сотрудничество с нашей страной только после завершения президентских выборов в январе 2010 года.
Март 2010 года — правительство Николая Азарова просит МВФ возобновить сотрудничество с Украиной. После отставки правительства Юлии Тимошенко новое правительство по договоренности с МВФ закрыло действующую кредитную линию и начало сотрудничество с Фондом по новой программе.
Июль 2010 года — новая программа сотрудничества Украины и МВФ предусматривает выделение нашей стране кредита на сумму $15,15 млрд. Срок действия программы — 2,5 года. Средства привлекаются под 3,5% годовых. Сразу после одобрения программы сотрудничества Украина получила первый транш кредита в размере $1,89 млрд.
Декабрь 2010 года — совет директоров МВФ выделяет Украине второй транш кредита stand-by в объеме $1,5 млрд.
Февраль 2011 года — миссия МВФ приехала в Украину для пересмотра программы сотрудничества и согласования третьего транша кредита в рамках программы stand-by.
Елена Струк, «Контракты»