Верховная Рада конституционным большинством голосов (440 — «за») приняла, а президент утвердил решение, отменяющее закон о госзакупках и предписывающее Кабмину в двухнедельный срок внести на рассмотрение парламента новый законопроект «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».
До принятия этого документа тендерную сферу
будет регулировать временное положение, которое Кабмин, согласно решению ВР,
должен разработать в соответствии с законодательными нормами, действовавшими до
17 ноября 2004 года. Напомним, что именно тогда народные депутаты начали
«совершенствовать» базовый закон, вписывая в него откровенно коррупционные
статьи, а сейчас, как заметил спикер ВР Арсений Яценюк, «освободили государство
от законодательной коррупции». Речь идет прежде всего об отмене норм,
наделяющих Тендерную палату полномочиями, несвойственными общественным
организациям, о кассации статей, обязывающих госучреждения размещать объявления
о предстоящих торгах на платных сертифицированных сайтах и т. д.
Это, впрочем, не означает, что сфера госзакупок (оборот — около 100 млрд грн ежегодно без учета оборонных заказов) станет прозрачнее и освободится от коррупции. Во-первых, месяцем ранее фракция БЮТ, Партия регионов и КПУ приняли в первом чтении законопроект о госзакупках, расходящийся не только по букве, но и по духу с законом, на который предложено ориентироваться Кабмину. Во-вторых, не факт, что новый проект, разработанный правительством, будет принят безотлагательно и без изменений: многие члены профильного комитета ВР по вопросам экономической политики, через который будет проходить документ, кровно не заинтересованы в новой процедуре госзакупок.
В-третьих, за последние четыре года лоббистам общественных организаций удалось подорвать тендерную систему государства. Вестник государственных закупок (в котором печатали тендерные объявления) находится в состоянии ликвидации; департамент по госзакупкам в структуре Минэкономики давно перепрофилирован, а его специалисты ушли в бизнес-структуры; полноценное подразделение по вопросам госзакупок в Антимонопольном комитете так и не создали и т. д. Наконец, в-четвертых, правительство Тимошенко уже имеет опыт регулирования сферы госзакупок в условиях правового вакуума, и этот опыт скорее негативный.
В апреле 2005 года, в частности, было разработано постановление, приостанавливающее действие закона о госзакупках (до внесения в него очередных изменений). Главная фишка документа — проведение тендера на сумму свыше 500 тыс. грн (в первоначальном варианте постановления фигурировала сумма 200 тыс. грн) возможно только после согласования с премьер-министром. В остальном данное постановление вполне соответствовало нормам закона о госзакупках в редакции от 22 февраля 2000 года. Среди прочего правительство было ориентировано на межведомственную координацию госзакупок во главе с ГАК «Укрресурсы», которая должна была организовывать и проводить централизованные тендеры по товарным позициям, зафиксированным в специальном поручении правительства. Не исключено, что данное постановление частично или полностью станет основой временного положения, которое готовит Минэкономики.
Источники Контрактов в министерстве утверждают, что сейчас Юлия Тимошенко, как и в апреле 2005 года, держит руку на пульсе и ориентирована не столько на принятие нового закона, сколько на скорейшее утверждение положения — большинство тендерных контрактов, как известно, заключаются в первом полугодии. Как бы там ни было, вполне вероятно, что в ближайшее время тендерные потоки центральных распорядителей бюджетных средств будут структурированы по схемам, предложенным правительством Тимошенко в апреле 2005-го — см. ЗАО «Украинское государство».
ЗАО «Украинское государство» | |
---|---|
Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта) Государственные комитеты и министерства формируют годовые планы закупок и передают их в Минэкономики | |
⇓ | |
Министерство экономики Полученные планы Минэкономики сводит в один и передает в Минфин | |
⇓ | |
Министерство финансов В формате правительственных заседаний обсуждается приоритетность госзакупок. Оформление ведомственного плана закупок отдельной бюджетной строкой зависит от первых лиц Минфина, премьер-министра и вице-премьеров. Законопроект о госбюджете подается в парламент. Ведомственным кураторам тендерных потоков ничто не мешает предложить, к примеру, министру финансов 10% от суммы бюджетной строки | |
⇓ | |
Верховная Рада Украины Принимает госбюджет, в котором реализованы планы закупок отдельных ведомств, или же отправляет его на доработку в Кабмин. На этом этапе политическая корреляция между руководством компаний, участвующих в тендерах, народными депутатами и руководством бюджетных распорядителей прослеживается особенно четко | |
⇓ | |
Министерство экономики На основании специального правительственного постановления поручает ГАК «Укрресурсы» курировать организацию и проведение тендеров по отдельным позициям из общего плана госзакупок (мебель, компьютеры, офисная техника, транспорт и т. д.) | |
⇓ | |
ГАК «Укрресурсы» (орган межведомственной координации госзакупок) Организует, проводит тендер, определяет победителя, доводит информацию о победителе до распорядителей бюджетными ресурсами. Тендерный комитет формируется из представителей ГАК и ведомств-заказчиков. Не исключена узаконенная монополизация тендерной отрасли |
Главные распорядители 1. Формируют тендерные
комитеты |
Премьер-министр До внесения изменений в законодательство о госзакупках проведение тендеров на сумму свыше 500 тыс. грн возможно только после согласования с премьером (в остальных случаях — с первым лицом главного распорядителя бюджетных средств). Тендеры на закупку проводятся исходя из квартальной потребности распорядителя в продукции. Следствие — смена групп предприятий, обслуживающих ведомства |