Контракти.ua

23269  —  09.04.08
Рубка от насморка. Отмена закона о госзакупках, искоренит коррупцию временно
Рубка от насморка. Отмена закона о госзакупках, искоренит коррупцию временно

Верховная Рада конституционным большинством голосов (440 — «за») приняла, а президент утвердил решение, отменяющее закон о госзакупках и предписывающее Кабмину в двухнедельный срок внести на рассмотрение парламента новый законопроект «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, Контракты
 До принятия этого документа тендерную сферу будет регулировать временное положение, которое Кабмин, согласно решению ВР, должен разработать в соответствии с законодательными нормами, действовавшими до 17 ноября 2004 года. Напомним, что именно тогда народные депутаты начали «совершенствовать» базовый закон, вписывая в него откровенно коррупционные статьи, а сейчас, как заметил спикер ВР Арсений Яценюк, «освободили государство от законодательной коррупции». Речь идет прежде всего об отмене норм, наделяющих Тендерную палату полномочиями, несвойственными общественным организациям, о кассации статей, обязывающих госучреждения размещать объявления о предстоящих торгах на платных сертифицированных сайтах и т. д.

Это, впрочем, не означает, что сфера госзакупок (оборот — около 100 млрд грн ежегодно без учета оборонных заказов) станет прозрачнее и освободится от коррупции. Во-первых, месяцем ранее фракция БЮТ, Партия регионов и КПУ приняли в первом чтении законопроект о госзакупках, расходящийся не только по букве, но и по духу с законом, на который предложено ориентироваться Кабмину. Во-вторых, не факт, что новый проект, разработанный правительством, будет принят безотлагательно и без изменений: многие члены профильного комитета ВР по вопросам экономической политики, через который будет проходить документ, кровно не заинтересованы в новой процедуре госзакупок.

В-третьих, за последние четыре года лоббистам общественных организаций удалось подорвать тендерную систему государства. Вестник государственных закупок (в котором печатали тендерные объявления) находится в состоянии ликвидации; департамент по госзакупкам в структуре Минэкономики давно перепрофилирован, а его специалисты ушли в бизнес-структуры; полноценное подразделение по вопросам госзакупок в Антимонопольном комитете так и не создали и т. д. Наконец, в-четвертых, правительство Тимошенко уже имеет опыт регулирования сферы госзакупок в условиях правового вакуума, и этот опыт скорее негативный.

В апреле 2005 года, в частности, было разработано постановление, приостанавливающее действие закона о госзакупках (до внесения в него очередных изменений). Главная фишка документа — проведение тендера на сумму свыше 500 тыс. грн (в первоначальном варианте постановления фигурировала сумма 200 тыс. грн) возможно только после согласования с премьер-министром. В остальном данное постановление вполне соответствовало нормам закона о госзакупках в редакции от 22 февраля 2000 года. Среди прочего правительство было ориентировано на межведомственную координацию госзакупок во главе с ГАК «Укрресурсы», которая должна была организовывать и проводить централизованные тендеры по товарным позициям, зафиксированным в специальном поручении правительства. Не исключено, что данное постановление частично или полностью станет основой временного положения, которое готовит Минэкономики.

Источники Контрактов в министерстве утверждают, что сейчас Юлия Тимошенко, как и в апреле 2005 года, держит руку на пульсе и ориентирована не столько на принятие нового закона, сколько на скорейшее утверждение положения — большинство тендерных контрактов, как известно, заключаются в первом полугодии. Как бы там ни было, вполне вероятно, что в ближайшее время тендерные потоки центральных распорядителей бюджетных средств будут структурированы по схемам, предложенным правительством Тимошенко в апреле 2005-го — см. ЗАО «Украинское государство».

ЗАО «Украинское государство»
(формирование тендерных потоков в случае, если временное положение о госзакупках будет соответствовать правительственному постановлению, разработанному в апреле 2005-го)

Главные распорядители бюджетных средств (84 субъекта)

Государственные комитеты и министерства формируют годовые планы закупок и передают их в Минэкономики

Министерство экономики
(орган власти, выполняющий контрольные и регуляторные функции в сфере госзакупок)

Полученные планы Минэкономики сводит в один и передает в Минфин

Министерство финансов
(орган власти, ответственный за подготовку проекта госбюджета)

В формате правительственных заседаний обсуждается приоритетность госзакупок. Оформление ведомственного плана закупок отдельной бюджетной строкой зависит от первых лиц Минфина, премьер-министра и вице-премьеров. Законопроект о госбюджете подается в парламент. Ведомственным кураторам тендерных потоков ничто не мешает предложить, к примеру, министру финансов 10% от суммы бюджетной строки

Верховная Рада Украины
(высший орган законодательной власти)

Принимает госбюджет, в котором реализованы планы закупок отдельных ведомств, или же отправляет его на доработку в Кабмин.

На этом этапе политическая корреляция между руководством компаний, участвующих в тендерах, народными депутатами и руководством бюджетных распорядителей прослеживается особенно четко

Министерство экономики

На основании специального правительственного постановления поручает ГАК «Укрресурсы» курировать организацию и проведение тендеров по отдельным позициям из общего плана госзакупок (мебель, компьютеры, офисная техника, транспорт и т. д.)

ГАК «Укрресурсы» (орган межведомственной координации госзакупок)

Организует, проводит тендер, определяет победителя, доводит информацию о победителе до распорядителей бюджетными ресурсами. Тендерный комитет формируется из представителей ГАК и ведомств-заказчиков.

Не исключена узаконенная монополизация тендерной отрасли

Главные распорядители
бюджетных средств
(84 субъекта)

1. Формируют тендерные комитеты
2. Делегируют в тендерные комитеты при Укрресурсах своих представителей
3. Проводят тендеры и определяют победителей
4. Акцептируют договоры с победителями, определенными в порядке межведомственной координации госзакупок. За акцептирование и выполнение финансовых обязательств, возможно, придется платить

Премьер-министр

До внесения изменений в законодательство о госзакупках проведение тендеров на сумму свыше 500 тыс. грн возможно только после согласования с премьером (в остальных случаях — с первым лицом главного распорядителя бюджетных средств). Тендеры на закупку проводятся исходя из квартальной потребности распорядителя в продукции. Следствие — смена групп предприятий, обслуживающих ведомства

Статьи по теме
Ціни на овочі: в Україні здешевшав один з базових овочів
Ціни на овочі: в Україні здешевшав один з базових овочів

На ринку збільшилася кількість пропозицій моркви.
вчера, 17:27 — 276

Можуть втратити виплати: як українцям зараховуватимуть трудовий стаж за кордоном
Можуть втратити виплати: як українцям зараховуватимуть трудовий стаж за кордоном

Зміни до закону дозволяють враховувати страховий стаж, напрацьований за кордоном, крім Росії.
вчера, 15:27 — 252

Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
21.11 — 329