17116 — 08.02.11
Декрет о земле: что и кому даст земельная реформа
Все возвращается на круги своя: земельный вопрос снова, как и почти 100 лет назад, становится актуальным. Министерство агарной политики разработало пять законопроектов - «О рынке земли», «О земельном кадастре», «О зонировании земель», «О сохранении и соблюдении плодородия почв» и «О консолидации земель».
Последний предоставляет возможность консолидировать значительные объемы земли, дабы развивать аграрный сектор. В стране имеется 32,5 млн гектаров плодородной земли, что соответствует трети пахотных земель ЕС. Сегодня земли сельскохозяйственного назначения разделены на 5-6 миллионов паев, розданных бывшим колхозникам.
Прощай мораторий
9 лет назад, когда во времена массовой скупки паев у сельских жителей, начались масштабные спекуляции, стали очевидны хаос и злоупотребления в этой сфере, был введен мораторий на продажу земли. С тех пор владельцы паев (у кого они еще остались) не могут распоряжаться землей по собственному желанию, но могут наследовать/передавать в наследование и использовать право долгосрочной аренды.
Экс-президент Виктор Ющенко хотел отменить мораторий, но ни БЮТ, ни Партия регионов, ни, естественно, коммунисты так и не позволили ему это сделать. Зато нынешний президент Виктор Янукович практически сразу после прихода к власти заявил о том, что будет добиваться отмены моратория. Земельной реформе, уверял президент, будут предшествовать общественные слушания и только после этого начнутся изменения законодательного поля.
Уже в Давосе Янукович приглашал в Украину западных инвесторов, соблазняя их земельной приватизацией. Что пока выглядит странно, поскольку законопроект, представленный на сайте Госкомзема, запрещает продажу земли иностранцам. Предусматривается, что иностранные граждане, лица без гражданства, предприятия, основанные при участии иностранных физических и юридических лиц, иностранные юридические лица и иностранные государства не могут приобретать в собственность земли сельскохозяйственного назначения. Такие земли, приобретенные в собственность данными лицами, подлежат отчуждению в течение года с даты покупки (а если не были отчуждены, то подлежат принудительной продаже на торгах).
Таким образом, земли сельхозназначения могут приобретать лишь граждане Украины, юридические лица, само государство в лице специализированного учреждения или территориальные общины через соответствующие органы местного самоуправления.
Менять целевое назначение земли в течение 10 лет после покупки запрещается. Покупатель также должен нести ответственность за качественное состояние земли – дабы не истощать ее посадкой одной рентабельной культуры в течение нескольких лет, а потом забрасывать.
Что ожидает покупателя
Прямые земельные спекуляции, использование земли не по назначению, вывоз плодородных почв – все эти угрозы действительно реальны, но более в отношении потенциальных украинских, а не зарубежных, владельцев. Потому многие чиновники, начиная с главы Администрации президента Сергея Левочкина, уверяют, что земельная реформа исключает такие акции, равно как и предусматривает механизм отчуждения земли у недобросовестного собственника.
В ходе подготовки законопроекта были и иные предложения – к примеру, установить пошлину, в зависимости от срока, который земля пребывала в собственности. В переходных положениях проекта указано, что в закон о госпошлине вносятся следующие изменения: в случае если земельный участок будет отчужден на протяжении 5 лет со дня покупки, пошлина за первый год составит 100 % от нормативной денежной оценки, за второй – 90 % и т.д.
Предусмотрено также увеличение минимальной цены за гектар. Сейчас она составляет 12 тысяч гривен, а планируется установить цену в 24 тысячи. Также будет увеличен размер участка, который может быть сосредоточен в одних руках: сейчас он ограничен 100 гектарами, но можно будет покупать до нескольких тысяч. Причем максимально допустимый к покупке размер участка будет определять... Кабинет министров в зависимости от региона.
И здесь мы подходим к важнейшему вопросу – управлению продажей земли. К вопросу о том, у кого будет право разрешительной подписи. Законопроект предусматривает создание государственного специализированного учреждения по управлению сельскохозяйственными землями. Оно будет подконтрольно Кабмину. Это ведомство получает приоритет в покупке земельных участков по объявленной цене. То есть, оно и будет распоряжаться участками, находящимися в госсобственности. Весьма вероятно, что чиновники придумают и административную оценку продаваемых паев – дабы подольше затянуть разрешительную процедуру.
Кому выгодно
Однако никакой «Декрет о земле» невозможно принять без смежного закона о земельном кадастре. Именно кадастр является основным камнем преткновения на пути снятия моратория и введения рынка земли. Строгий учет и документированная защита прав собственников и арендаторов напрямую связаны с налоговой политикой. По оценкам Украинского центра независимых политических исследований, до того, как система земельного кадастра начнет работать, пройдет примерно два года, поскольку для составления общего каталога карт необходимо провести аэрофотосъемку 58 млн га территории Украины и разработать современную компьютеризированную систему поиска информации.
Однако базовым вопросом, без которого невозможно понять смысл и стратегию земельной реформы, является дальнейшее развитие освобожденных от моратория земель. Крупные собственники, имеющие интересы в агарном секторе, являются сторонниками больших вертикальных холдингов, с замкнутыми циклами производства. В то время, как значительная часть активного сельского населения, а также средний бизнес заинтересованы в развитии фермерских хозяйств.
По словам народного депутата Анатолия Гриценко, известного категорическим неприятием идеи продажи земли в кризисное время, сегодня в распоряжении местной власти находится лишь 12% земель (земля в пределах застройки населенных пунктов). Остальными 88% земель распоряжаются назначенные президентом главы администраций. Это, по словам Гриценко, позволит уже до конца 2011 года прибрать к рукам, в той или иной форме, большую часть пригодных к эксплуатации земель. Дабы к официальному старту реформы скупать было уже особо нечего.
Иную опасность видит экономист Виктор Суслов. Он считает, то Украина начнет распродавать земли, чтобы рассчитаться по кредитам. Иностранные государства и фонды, утверждает Суслов, дают нам кредит, одновременно подталкивая к дерегуляции рынка земли и внедрению свободной ее купли-продажи. То есть, несмотря на имеющийся в проекте запрет на продажу земли не гражданам Украины, иностранные корпорации все же могут зайти в агарный сектор, ведь часто невозможно отследить, кто на самом деле стоит за тем или иным юридическим лицом.
Одним из основных рисков реформы президента Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса считает появление узкой прослойки латифундистов. Украинская земля перейдет в собственность нескольких семей или олигархических группировок и этому будет способствовать хаос на земельном рынке, который начнется сразу же после снятия моратория.
И еще. О пресловутом неистощимом плодородии наших черноземов. Последняя оценка земельных ресурсов в Украине проводилась в 1995 году. Как утверждают в Госкомземе, с тех пор реальная капитализация украинской земли значительно понизилась. За эти полтора десятилетия миллионы гектаров деградировали, плодородие существенно снизилось, орошение сократилось. Высокий уровень распашки угодий, хищническое расширение посевов технических культур, неудовлетворительное состояние лесозащитных полос привели к развитию небывалых эрозионных процессов. В итоге наши, известные миру черноземы, на самом деле не такие уж и плодородные.
Очевидные выводы
Нынешняя реформа неизбежно приведет к возникновению латифундий и «третьему закрепощению» крестьян. Тем самым формирование высшего слоя сверхбогатых владельцев будет завершено. В Украине появится ярко выраженное агарное лобби, имеющее связи с иностранным капиталом и являющееся крупным экспортером сельскохозяйственной продукции. Эти латифундисты могут составить конкуренцию нынешнем промышленным магнатам. Впрочем, скупать землю, будут и последние.
Олигархату невыгодно становление свободного, грамотного, технически оснащенного фермерского класса. Свободное фермерство в Украине вряд ли станет возможным – в силу того, что ее черноземы, несмотря на их истощение, продолжают быть привлекательным активом. Если 200-300 тысяч фермерских хозяйств способны завалить Украину продуктами, то что тогда делать посредникам? На селе фермерскому классу не дадут созидаться изначально: помещику нужны рабы, а не свободные фермеры. И это вполне вписывается в стратегию власти, уничтожающей средний класс как конкурентный и потенциально независимый слой. Так что отмена моратория если и приведет к значительному улучшению, то только у избранных. Тех, кто эту реформу и готовит.
Павел Серов, специально для kontrakty.ua