Азербайджанского газа для Европы не будет. Не успел глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу уехать из азербайджанской столицы, где он обменивался с президентом Ильхамом Алиевым улыбками и обещаниями, как оказалось, что в Баку решили договориться с Москвой окончательно и бесповоротно.
Договоренность председателя правления Газпрома Алексея Миллера и президента Государственной нефтяной компании Азербайджана Ровнага Абдуллаева о закупках российской стороной практически всех объемов добываемого в Азербайджане газа поставило точку на многолетних надеждах относительно создания «кавказской альтернативы» российским поставкам. Эти надежды были не только европейскими, но и украинскими. Европе азербайджанский газ был необходим для загрузки проектируемого энергопровода «Набукко», Украине — для дополнительных транзитных возможностей. Теперь все эти проекты оказываются под вопросом.
В Европе — как, впрочем, и в Украине — всегда переоценивали политические интересы президента Ильхама Алиева. Возможно, его предшественник и отец Гейдар Алиев еще думал о том, как отстроить азербайджанскую государственность, чтобы не поссориться с Россией и вместе с тем не дать ей возможности контролировать энергетические планы соседней страны. Когда Ильхам Алиев пришел к власти, эта цель была уже фактически достигнута, а характер государства — семейно-олигархический — определен. Ильхам Алиев в этом не очень отличается, например, от Александра Лукашенко. Белорусский президент проводил переговоры с Евросоюзом и летал в Каракас, чтобы добиться от Москвы дешевой нефти. Азербайджанский президент проводил переговоры с европейцами, чтобы добиться высокой цены на газ. Если бы ее предложили европейцы, Баку согласился бы с этим. Но цену предложили россияне — и в азербайджанской столице с готовностью пошли навстречу их предложениям. Потому что Ильхаму Алиеву не столь уж важно, как выглядит проблема энергобезопасности Европы и каким будет будущее Азербайджана, если он станет просто продавцом газа России. Сейчас ему нужно продать голубое топливо подороже. Что и происходит. Можно удивиться российской логике: зачем РФ такой дорогой газ? Но тут важно не сырье, а отсутствие конкурента — это как раз то, чего не могут понять в Европе.
Москва и Брюссель играют на газовом рынке по разным правилам. Европейцы хотели бы диверсифицировать источники поставок газа, но при этом они не стремятся переплачивать. Россия делает все, чтобы не дать конкурентам самостоятельно выйти на европейские рынки. И в этой борьбе все средства хороши. Можно годами чинить неожиданно поломавшийся газопровод, как в случае с Туркменистаном. А можно просто предложить цену повыше, как в случае с Азербайджаном. Это совершенно естественная для России тактика кнута и пряника на постсоветском пространстве. При этом в России прекрасно понимают, что пойти на открытую конфронтацию с ней в Азербайджане все равно не могут. Москва все еще держит в руках ключ к окончательной стабилизации ситуации в регионе, поддерживая особые отношения с Арменией. Без России решить карабахскую проблему невозможно — как, впрочем, и с Россией. Но в Москве знают, что Карабах — это тот поводок, от которого не освободится ни один из руководителей Азербайджана. Так почему бы Ильхаму Алиеву, прекрасно осведомленному об этой своей вечной, пусть и не очень влияющей на энергетические дела зависимости, еще и не получить энную сумму денег от ревнивого соседа?
При этом преимущество Москвы связано еще и с тем, что предлагая Баку слишком большие, по мнению европейцев, деньги за транзит, российское руководство имеет дело со «своими», бывшими советскими партнерами, кровно заинтересованными в том, чтобы о подробностях сделки не знали даже подушки Миллера и Абдуллаева. С европейцами такие штуки не проходят, и поэтому Баку может подписывать любые декларации с Брюсселем, а договариваться все же с Москвой. Для того чтобы переломить ситуацию, европейцы должны сделать Азербайджану слишком щедрое предложение, от которого Ильхам Алиев не сможет отказаться.
Виталий Портников, «Контракты»