15247 — 14.01.11
Пенсионная петля: при каких условиях возможна пенсионная реформа
Назвать предложения правительства «пенсионной реформой» как-то не поворачивается язык. Предложения правительства носят скорее косметический характер и направлены на решение текущих проблем.
Недавно был опубликован законопроект №7455 который правительство называет «пенсионной реформой». Напомню основные новации проекта.
1. Повышение пенсионного возраста женщин с 55 до 60 лет. Повышение начнется с февраля 2011 года на полгода ежегодно и продлится до 2020 года;
2. Повышение пенсионного возраста для мужчин-госслужащих, которые родились после 31 декабря 1952 года;
3. Увеличивается выслуга лет для получения пенсии военнослужащими с 20 до 25 лет;
4. Увеличивается минимальный стаж, необходимый для получения обычной пенсии (с 20 до 30 лет для женщин, с 25 до 35 лет для мужчин) и социальной пенсии (с 5 до 15 лет);
5. Пенсии будут назначать, исходя из данных персонифицированного учета (т.е. с июля 2000 г.), заработок будет учитываться без материальной помощи;
6. Работающих пенсионеров лишат надбавки за сверхурочный стаж и доплат, которые возникают при увеличении прожиточного минимума;
7. Учителям, медикам и работникам культуры будет положена единовременная выплата - десятикратная пенсия;
8. Максимальная пенсия составит 12 минимальных объемов пенсий (в данный момент это 8,8 тыс. грн);
9. Предлагается ввести накопительный уровень государственного (обязательного) страхования. Размер взноса предлагается увеличивать от 2% до 7%. Участниками этой системы будут те, кому на дату ее введения исполнилось 35 лет. Правда, условием начала функционирования этой системы является бездефицитность Пенсионного фонда;
Сергей Тигипко, представлявший проект в парламенте, всячески подчеркивал, что эти новации еще будут обсуждаться и являются далеко не окончательными.
Итак, с чем мы имеем дело? Назвать предложения правительства «реформой» как-то не поворачивается язык. Предложения правительства носят скорее косметический характер и направлены на решение текущих проблем.
Откуда берутся проблемы пенсионных систем? Так называемая «солидарная» пенсионная система состоит в том, что пенсии платятся за счет налоговых поступлений работающих поколений. Со стороны «спроса» здесь все четко и понятно — люди, достигшие пенсионного возраста, будут обязательно предъявлять спрос на полагающиеся им пенсии. Со стороны «предложения» всегда возникают вопросы — налоги ведь никто платить не хочет. Хуже того, рост «спроса» со стороны пенсионеров провоцирует рост налогов. А рост налогов провоцирует уход от налогов. Это, в свою очередь, сокращает поступления от налогов и провоцирует новый рост налогов и т.д.
Суть мер, предлагаемых правительством, состоит в том, чтобы попытаться сократить «спрос» на пенсии, то есть уменьшить количество их получателей. Очевидно, увеличение «предложения» путем повышения налогов более невозможно. Нужно сказать, что хотя доля ВВП, расходуемая на пенсии в Украине самая высокая в Европе, наша проблема не уникальна. В такую же петлю попали страны Европы, которым приходится постоянно увеличивать пенсионный возраст. Сейчас Евросоюз планирует довести пенсионный возраст до 70 лет. Правда, основная причина проблем ЕС и США — рост продолжительности жизни, в то время, как у нас — сокращение трудоспособного населения. Однако, сути дела это не меняет.
Существующие тенденции требуют изменения системы. Вот, к примеру, доклад экспертной группы ПРООН «Пенсионная реформа – вызов для Украины» приводит следующие данные. Если сохранится нынешняя ставка сбора в Пенсионный фонд, то к 2025 году средняя пенсия будет составлять не 42% средней зарплаты, как сейчас, а 35%, что при существующих сегодня нормах означает переход пенсионеров за черту бедности. Если же целью ставить сохранение соотношения пенсии к зарплате, то сборы вырастут через 15 лет до 40% и к 2050 году — до 50%. Совокупная ставка налога с учетом остальных выплат составит 70%, то есть за гранью бедности оказывается уже работающее население. Уже сейчас в Украине плательщиков взносов на пенсионное страхование 14,4 млн, а пенсионеров 13,7 млн, то есть, на 10 работающих приходится 9 пенсионеров.
Однако, несмотря на очевидные угрозы, правительство не намерено менять систему. Так называемая реформа решает две локальные задачи. Первая — уменьшение дефицита Пенсионного фонда. Если предложенные меры будут приняты, то дефицит ПФ составит 18 млрд грн, если нет — 20 млрд. Как видим, речь идет о простой экономии, и хотя 2 млрд гривен — это много, такая экономия все равно проблему дефицита не решает. Вторая задача еще более прозаична — получение транша кредита МВФ. Как только правительственный проект был опубликован, МВФ заявил, что Украина может рассчитывать на следующий транш.
Ну, а что же «накопительная система», которую якобы намерено вводить правительство? Сергей Тигипко попросил нас «не переоценивать» накопительную систему, мол, не так все с ней хорошо, как кажется. Однако, переоценить ее трудно, так как трудно вообще оценить. Правительство обещает приступить к реализации этой системы только после достижения бездефицитности ПФ, то есть после дождичка в четверг.
В общем, пока что говорить о каких-то адекватных мерах по решению «проблемы пенсий» рано. Ну, а в чем же возможно это решение? Главное - разорвать порочный круг, когда работающее поколение платит за неработающее. Это как дедовщина в армии — меня били, когда я был «салагой», а теперь я бью, поскольку стал «дедом». Только в отличие от дедовщины, здесь страдает все общество, и страдания эти прогрессируют. Змея уже давно проглотила свой хвост и жует его с такой скоростью, что он уже практически неотличим от шеи. «Большой кабум» солидарных систем не просто неизбежен, судя по всему, он наступит гораздо быстрее, чем об этом говорят расчеты.
Для того, чтобы «реформы» были вообще возможны, необходимо, чтобы были поняты и приняты такие вещи:
1. Государственная пенсия не является «правом», а является привилегией.
2. Гарантии обеспечения старости находятся на трех уровнях. Первый — личная ответственность, обеспечение старости — личное дело каждого. Второй уровень — семья. Дети должны заботиться о родителях. Третий уровень — общество. Голодные старики недопустимы.
3. Государство должно отказаться от «обеспечения старости».
«Реформа» в этом случае состояла бы в обеспечении государством как можно более плавного и безболезненного ухода из сферы «пенсионного обеспечения», а точнее, сбережений на старость. Однако, ключевым моментом здесь является реформа финансовой системы. Дело в том, что даже накопительная пенсионная система не решает всей проблемы. Особенно в том виде, в каком это планируется у нас, когда «накопление» состоит в принудительном (!) отчислении работодателем (!) средств в государственный (!) пенсионный фонд. Дело в том, что накопительная система все равно несет в себе риски, связанные с государственной монополией на деньги, выражаемой в постоянной инфляции. В этих условиях накопительные пенсионные фонды вынуждены спекулировать, а значит, подвержены риску разорения. Проблему нужно решать с другой стороны. Не каждый может заработать себе на старость, но каждый может делать сбережения. Необходимо, чтобы небольшие сбережения, делаемые на протяжении жизни, имели экономический смысл. Это означает полный отказ от инфляционной политики, а значит и отказ от государственной монополии на деньги. Только в этом случае в деле «пенсионной реформы» может быть поставлена точка.
Владимир Золоторев, специально для kontrakty.ua