Период экстенсивного использования ресурсов украинского фондового рынка закончился. Назрела необходимость перестать создавать механизмы ускоренного поедания того, что растет само по себе, и общими усилиями государства, профессиональных участников и бирж запустить новые инструменты, продукты, рынки
Иностранные инвесторы. «Он улетел, но обещал вернуться…»Очевидно, что иностранные инвесторы еще не вернулись на украинский рынок, по крайней мере, в масштабе докризисных времен. И надежды на их скорое возвращение пока еще зыбки. После кризиса «они» (т. е. инвесторы – ред.) покупают, в первую очередь, свои рынки, потом смотрят на Emerging markets и страны БРИК, и только потом очередь доходит до Frontiers, к которым относится рынок Украины. Как будто бы весной наша очередь уже подошла, но возникли проблемы у Греции и Испании, поэтому про Украину опять на время забыли.
Итак, что видит иностранный инвестор на рынках Украины?
Страна еще не вернулась к уровню 2007 года, а значит, есть потенциал роста. Но если индексу ПФТС до уровня 2007 года осталось «всего» 33%, то капитализации - 77%, и нерезидент четко осознает, что на рынке торгуются исключительно «суперголубые» фишки – и даже они уже достигли своих исторических максимумов или приближаются к ним. Free float по ним слишком мал, а акций эмитентов второго или третьего эшелонов на рынке практически нет.
Капитализация Украины составляет всего 16% от капитализации, например, Польши, а со странами БРИК сравнивать вообще не имеет смысла. Кроме того, при существующем валютном регулировании мы, наверное, никогда не увидим «длинных» денег от крупных иностранных институциональных инвесторов, потому что Украина заставляет их брать на себя, кроме рисков рынка, страны и бумаги, еще и курсовые риски, и головную боль с выводом капитала. Необходимость борьбы с вывозом капитала понятна. Но возможность вывоза капитала незаконным путем через ценные бумаги, имеющие рыночную стоимость, — это просто миф. Пусть будет «окно» для сделок на бирже с перечнем ценных бумаг, утвержденным НБУ, - и это даст Украине качественного нерезидента с «длинными» деньгами.
Украинский суперволатильный фондовый рынок постоянно ставит рекорды - как роста, так и падения; он живет своей жизнью, в последнее время не связанной не только с мировой экономикой, но и с отечественной. Поэтому ставка делается на более привлекательные и прогнозируемые рынки Китая, России или Польши.
Внутренние инвесторы. «Ставка на заначку…»Под внутренними инвесторами подразумеваются частные инвесторы - физические лица, которые вышли на рынок через Интернет-трейдинг. Их восприятие происходящего отличается от позиций организованного инвестора.
Физлица — это совершенно другой тип инвестора. В их сознании не задержался безумный рост рынка в начале 2010 года, но они надолго запомнили, как буквально в течение нескольких весенних дней потеряли практически весь рост І квартала. Внутренние инвесторы видели, что падение рынка летом в Украине было сильнее, чем у соседей. И сейчас они понимают, что рост в сентябре-октябре так и не начался.
Украина не получит физлицо в качестве массового инвестора, пока не воспользуется опытом других стран в налогообложении. В Великобритании, например, доход от операций с акциями меньше чем 50 тыс. фунтов не облагается подоходным налогом, а если физлицо инвестирует в ценные бумаги на срок больше года, — получает налоговые каникулы. Только так мы привлечем на рынок внутреннего инвестора с «длинными» деньгами. А пока при выборе между рискованным доходом на фондовом рынке, который еще и облагается подоходным налогом, и менее рискованным депозитом массовый внутренний инвестор абсолютно логично выбирает депозит.
Участники рынка. «Отбросим сантименты…»Профессиональное сообщество, если отбросить внешнюю эйфорию от интернет-трейдинга, который для многих брокеров пока ни что иное, как работа на перспективу, видит, что в 2010 году количество торговцев, регулярно заключающих сделки с акциями на бирже, — не более 55. В то время как в 2009 году их было 168, а в 2008-м — 116. Но это совсем не свидетельствует о вымирании слабых брокеров, консолидации рынка и повышении качества услуг, потому что количество сделок, приходящихся на одного брокера (притом, что их стало меньше), все равно почти в два раза меньше, чем в 2007 и 2008 годах.
С одной стороны объем торгов на биржевом рынке исчисляется миллиардами. Но только 80% этого объема приходится на 10 ценных бумаг, на них же приходится и 60% капитализации рынка. И все торгуемые бумаги — плод приватизационных процессов. Новых ликвидных инструментов в стране так и не появилось.
Сегодня фондовые компании, предлагая населению услуги по инвестициям в ценные бумаги, сталкиваются с низким уровнем готовности потребителей к этим услугам из-за незнания и слабого понимания механизмов рынка. Популяризация фондового рынка среди населения — это необходимая задача, требующая активных действий не силами 10-ти крупнейших он-лайн брокеров, а в масштабах всей страны и при серьезной поддержке на государственном уровне.
Эмитенты. «И хочется, и колется…»Закон Украины «Об акционерных обществах» в существующей редакции обязывает публичные акционерные общества (ПАО) обеспечить обращение их акций на фондовом рынке. Но многие эмитенты относятся к этому крайне негативно, хотя неоспоримых плюсов в этом много. Например, при проведении эмиссии акций ПАО должно получить рыночную оценку. Услуги специализированных оценщиков обойдутся эмитенту не менее чем в 10 тыс. долларов, тогда как определение рыночной стоимости акций путем включения и поддержания бумаг в листинге биржи — на порядок меньше. Эмитент может следить за изменением цены своих акций на организованном рынке и определить момент необоснованного роста или падения цены, что зачастую является признаком назревания корпоративных конфликтов. Обращение акций эмитента на внутреннем биржевом рынке — всегда дополнительный плюс при выходе на международные рынки заимствования.
В период сокращения программ банковского кредитования многие эмитенты снова обратились к выпуску корпоративных облигаций. С начала года на ПФТС через первичные размещения корпоративных облигаций эмитенты привлекли более 2 млрд грн. Однако восстановление доверия к этому инструменту после громких дефолтов 2009 года происходит очень медленно.
Украинские эмитенты начали привлекать капитал через выпуски акций. Только это происходит в Лондоне или Варшаве. Ни одного рыночного размещения внутри страны через IPO за всю историю существования рынка так и не состоялось. Эмитенты не верят в возможность привлечения серьезного капитала на внутреннем рынке. В России, например, чтобы сломить этот стереотип, пошли на проведение так называемых «народных» IPO (Сбербанк, Роснефть). И это было не просто желание эмитентов, а государственная политика.
Государство. «Не зарабатывает только ленивый…»Разглядеть в фондовом рынке простой и доступный инструмент наполнения экономики живыми деньгами госчиновникам, похоже, мешает только лень. Понятно, что государство не может выпускать «голубые фишки», но оно в состоянии создать условия для их появления и/или обращения внутри страны.
Сегодня государство может предложить рынку только ОВГЗ и НДС-облигации. Но для большинства физлиц уровень вложений в ОВГЗ неподъемный. А ведь на руках у населения аккумулированы приличные средства, вливание которых в экономику было бы очень кстати. Что касается приватизации, то нужно продавать, пока есть что продавать, но при этом не только гоняться за стратегическим инвестором, но и обеспечить попадание этих акций на биржевой рынок. Эффективный стратегический инвестор, безусловно, важен. Но почему бы не продать 10-20% портфельщикам мелкими лотами? 5% Одесского припортового завода, проданных портфельщикам, могут дать государству больше, чем эти же 5% в составе контрольного пакета.
Любое государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, преследует две цели: чтобы свои эмитенты не уходили торговаться за границу и чтобы чужие эмитенты торговались в этой стране. Почему украинский эмитент уходит за границу? Лучше законодательство, сильнее защита инвесторов, более универсальная инфраструктура, но главное — привычка. Это тот случай, когда необходимы административные ограничения: есть желание размещаться в Лондоне, значит, 50% выпуска следует разместить дома; хочется выпускать ADR (американские депозитарные расписки), - нужно обеспечить 20 % free float внутри страны.
Украинские депозитарные расписки (УДР) — еще один инструмент в руках государства. Все равно все торгуют в России, многие - в Европе и США. Почему наших инвесторов заставляют это делать непрозрачно, выгоняют их деньги из страны в оффшоры? Ведь всего-то необходимо нормативно урегулировать обращение иностранных ценных бумаг в Украине: определить процедуру их учета и наделить УДР статусом украинской ценной бумаги.
Стимулирование институциональных инвесторов (институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании) - это становой хребет рынка ценных бумаг в любой стране мира, это «длинные» деньги, которые в одночасье не убегают с рынка, потому что не могут. Именно институциональные инвесторы (ИИ) должны быть доминирующими на рынке и составлять разумный противовес спекулянтам. Без ИИ мы получим рынок, управляемый только короткими деньгами: получил прибыль – зафиксировался; рынок скорректировался, падаем – лучше маленький убыток, чем ждать обратного роста, убегаем. Поэтому наличие большого количества инструментов и широкого спектра инвесторов – первейшие задачи государственной политики.
Все вышесказанное совсем не означает, что на рынке все плохо. Нам еще есть куда расти, а соответственно, впереди еще очень много работы. Понятие «инвестировать в экономику своей страны» должно стать популярным и эффективным. А это значит, что необходимо самим растить и воспитывать клиентов, которые, конечно же, есть, но которые еще просто не знают, что хотят и главное могут работать на фондовом рынке. При этом рынок не должен зависеть от состояния дел всего у 7-10 эмитентов и возможностей одного-двух профессиональных игроков на этом рынке. Нам нужен рынок для всех: рынок многих, рынок большинства.
Александр Скляров, председатель совета директоров биржи ПФТС, специально для «ГVардии»
Разбор полетов: кто есть кто на украинском фондовом рынке
Период экстенсивного использования ресурсов украинского фондового рынка закончился. Назрела необходимость перестать создавать механизмы ускоренного поедания того, что растет само по себе, и общими усилиями государства, профессиональных участников и бирж запустить новые инструменты, продукты, рынки
Иностранные инвесторы. «Он улетел, но обещал вернуться…»
Очевидно, что иностранные инвесторы еще не вернулись на украинский рынок, по крайней мере, в масштабе докризисных времен. И надежды на их скорое возвращение пока еще зыбки. После кризиса «они» (т. е. инвесторы – ред.) покупают, в первую очередь, свои рынки, потом смотрят на Emerging markets и страны БРИК, и только потом очередь доходит до Frontiers, к которым относится рынок Украины. Как будто бы весной наша очередь уже подошла, но возникли проблемы у Греции и Испании, поэтому про Украину опять на время забыли.
Итак, что видит иностранный инвестор на рынках Украины?
Страна еще не вернулась к уровню 2007 года, а значит, есть потенциал роста. Но если индексу ПФТС до уровня 2007 года осталось «всего» 33%, то капитализации - 77%, и нерезидент четко осознает, что на рынке торгуются исключительно «суперголубые» фишки – и даже они уже достигли своих исторических максимумов или приближаются к ним. Free float по ним слишком мал, а акций эмитентов второго или третьего эшелонов на рынке практически нет.
Капитализация Украины составляет всего 16% от капитализации, например, Польши, а со странами БРИК сравнивать вообще не имеет смысла. Кроме того, при существующем валютном регулировании мы, наверное, никогда не увидим «длинных» денег от крупных иностранных институциональных инвесторов, потому что Украина заставляет их брать на себя, кроме рисков рынка, страны и бумаги, еще и курсовые риски, и головную боль с выводом капитала. Необходимость борьбы с вывозом капитала понятна. Но возможность вывоза капитала незаконным путем через ценные бумаги, имеющие рыночную стоимость, — это просто миф. Пусть будет «окно» для сделок на бирже с перечнем ценных бумаг, утвержденным НБУ, - и это даст Украине качественного нерезидента с «длинными» деньгами.
Украинский суперволатильный фондовый рынок постоянно ставит рекорды - как роста, так и падения; он живет своей жизнью, в последнее время не связанной не только с мировой экономикой, но и с отечественной. Поэтому ставка делается на более привлекательные и прогнозируемые рынки Китая, России или Польши.
Внутренние инвесторы. «Ставка на заначку…»
Под внутренними инвесторами подразумеваются частные инвесторы - физические лица, которые вышли на рынок через Интернет-трейдинг. Их восприятие происходящего отличается от позиций организованного инвестора.
Физлица — это совершенно другой тип инвестора. В их сознании не задержался безумный рост рынка в начале 2010 года, но они надолго запомнили, как буквально в течение нескольких весенних дней потеряли практически весь рост І квартала. Внутренние инвесторы видели, что падение рынка летом в Украине было сильнее, чем у соседей. И сейчас они понимают, что рост в сентябре-октябре так и не начался.
Украина не получит физлицо в качестве массового инвестора, пока не воспользуется опытом других стран в налогообложении. В Великобритании, например, доход от операций с акциями меньше чем 50 тыс. фунтов не облагается подоходным налогом, а если физлицо инвестирует в ценные бумаги на срок больше года, — получает налоговые каникулы. Только так мы привлечем на рынок внутреннего инвестора с «длинными» деньгами. А пока при выборе между рискованным доходом на фондовом рынке, который еще и облагается подоходным налогом, и менее рискованным депозитом массовый внутренний инвестор абсолютно логично выбирает депозит.
Участники рынка. «Отбросим сантименты…»
Профессиональное сообщество, если отбросить внешнюю эйфорию от Интернет-трейдинга, который для многих брокеров пока ни что иное, как работа на перспективу, видит, что в 2010 году количество торговцев, регулярно заключающих сделки с акциями на бирже, — не более 55. В то время как в 2009 году их было 168, а в 2008-м — 116. Но это совсем не свидетельствует о вымирании слабых брокеров, консолидации рынка и повышении качества услуг, потому что количество сделок, приходящихся на одного брокера (притом, что их стало меньше), все равно почти в два раза меньше, чем в 2007 и 2008 годах.
С одной стороны объем торгов на биржевом рынке исчисляется миллиардами. Но только 80% этого объема приходится на 10 ценных бумаг, на них же приходится и 60% капитализации рынка. И все торгуемые бумаги — плод приватизационных процессов. Новых ликвидных инструментов в стране так и не появилось.
Сегодня фондовые компании, предлагая населению услуги по инвестициям в ценные бумаги, сталкиваются с низким уровнем готовности потребителей к этим услугам из-за незнания и слабого понимания механизмов рынка. Популяризация фондового рынка среди населения — это необходимая задача, требующая активных действий не силами 10-ти крупнейших он-лайн брокеров, а в масштабах всей страны и при серьезной поддержке на государственном уровне.
Эмитенты. «И хочется, и колется…»
Закон Украины «Об акционерных обществах» в существующей редакции обязывает публичные акционерные общества (ПАО) обеспечить обращение их акций на фондовом рынке. Но многие эмитенты относятся к этому крайне негативно, хотя неоспоримых плюсов в этом много. Например, при проведении эмиссии акций ПАО должно получить рыночную оценку. Услуги специализированных оценщиков обойдутся эмитенту не менее чем в 10 тыс. долларов, тогда как определение рыночной стоимости акций путем включения и поддержания бумаг в листинге биржи — на порядок меньше. Эмитент может следить за изменением цены своих акций на организованном рынке и определить момент необоснованного роста или падения цены, что зачастую является признаком назревания корпоративных конфликтов. Обращение акций эмитента на внутреннем биржевом рынке — всегда дополнительный плюс при выходе на международные рынки заимствования.
В период сокращения программ банковского кредитования многие эмитенты снова обратились к выпуску корпоративных облигаций. С начала года на ПФТС через первичные размещения корпоративных облигаций эмитенты привлекли более 2 млрд грн. Однако восстановление доверия к этому инструменту после громких дефолтов 2009 года происходит очень медленно.
Украинские эмитенты начали привлекать капитал через выпуски акций. Только это происходит в Лондоне или Варшаве. Ни одного рыночного размещения внутри страны через IPO за всю историю существования рынка так и не состоялось. Эмитенты не верят в возможность привлечения серьезного капитала на внутреннем рынке. В России, например, чтобы сломить этот стереотип, пошли на проведение так называемых «народных» IPO (Сбербанк, Роснефть). И это было не просто желание эмитентов, а государственная политика.
Государство. «Не зарабатывает только ленивый…»
Разглядеть в фондовом рынке простой и доступный инструмент наполнения экономики живыми деньгами госчиновникам, похоже, мешает только лень. Понятно, что государство не может выпускать «голубые фишки», но оно в состоянии создать условия для их появления и/или обращения внутри страны.
Сегодня государство может предложить рынку только ОВГЗ и НДС-облигации. Но для большинства физлиц уровень вложений в ОВГЗ неподъемный. А ведь на руках у населения аккумулированы приличные средства, вливание которых в экономику было бы очень кстати. Что касается приватизации, то нужно продавать, пока есть что продавать, но при этом не только гоняться за стратегическим инвестором, но и обеспечить попадание этих акций на биржевой рынок. Эффективный стратегический инвестор, безусловно, важен. Но почему бы не продать 10-20% портфельщикам мелкими лотами? 5% Одесского припортового завода, проданных портфельщикам, могут дать государству больше, чем эти же 5% в составе контрольного пакета.
Любое государство, проводя свою политику на рынке ценных бумаг, преследует две цели: чтобы свои эмитенты не уходили торговаться за границу и чтобы чужие эмитенты торговались в этой стране. Почему украинский эмитент уходит за границу? Лучше законодательство, сильнее защита инвесторов, более универсальная инфраструктура, но главное — привычка. Это тот случай, когда необходимы административные ограничения: есть желание размещаться в Лондоне, значит, 50% выпуска следует разместить дома; хочется выпускать ADR (американские депозитарные расписки), - нужно обеспечить 20 % free float внутри страны.
Украинские депозитарные расписки (УДР) — еще один инструмент в руках государства. Все равно все торгуют в России, многие - в Европе и США. Почему наших инвесторов заставляют это делать непрозрачно, выгоняют их деньги из страны в оффшоры? Ведь всего-то необходимо нормативно урегулировать обращение иностранных ценных бумаг в Украине: определить процедуру их учета и наделить УДР статусом украинской ценной бумаги.
Стимулирование институциональных инвесторов (институты совместного инвестирования, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании) - это становой хребет рынка ценных бумаг в любой стране мира, это «длинные» деньги, которые в одночасье не убегают с рынка, потому что не могут. Именно институциональные инвесторы (ИИ) должны быть доминирующими на рынке и составлять разумный противовес спекулянтам. Без ИИ мы получим рынок, управляемый только короткими деньгами: получил прибыль – зафиксировался; рынок скорректировался, падаем – лучше маленький убыток, чем ждать обратного роста, убегаем. Поэтому наличие большого количества инструментов и широкого спектра инвесторов – первейшие задачи государственной политики.
Все вышесказанное совсем не означает, что на рынке все плохо. Нам еще есть куда расти, а соответственно, впереди еще очень много работы. Понятие «инвестировать в экономику своей страны» должно стать популярным и эффективным. А это значит, что необходимо самим растить и воспитывать клиентов, которые, конечно же, есть, но которые еще просто не знают, что хотят и главное могут работать на фондовом рынке. При этом рынок не должен зависеть от состояния дел всего у 7-10 эмитентов и возможностей одного-двух профессиональных игроков на этом рынке. Нам нужен рынок для всех: рынок многих, рынок большинства.
Александр Скляров, председатель совета директоров биржи ПФТС, специально для «ГVардии»