Благодаря маркетинговому чутью Стива Джобса на рынке портативных ПК появился новый тренд — планшетные компьютеры. Достаточно было лишь показать iPad, чтобы на следующий день только ленивый пользователь не заговорил о планшетах как о будущем рынка мобильных ПК.
«Большинство людей, которых я встречал, называют iPad «гламурной фоторамкой». В чем-то это похоже на правду. Удобнее всего на планшете просматривать фотографии. Другой вопрос, можно ли отдать за фоторамку почти $1 тыс., — размышляет Василь Лацанич, директор по маркетингу компании «МТС-Украина», обладатель самой навороченной модели iPad за $780. — Один известный человек в США дал наиболее точную оценку устройству: «Купил планшет — отличная вещь, такие возможности, такая графика, такое качество, сижу и наслаждаюсь, и никак не могу придумать, что с ним делать». От себя добавлю: iPad — это та игрушка, которую хочется иметь, непонятно зачем».
Несмотря на то, что большинство пользователей пока четко не могут ответить на вопрос, зачем им планшет, продажи «таблеток» стремительно растут. Рынок устройств «взорвался» весной этого года, когда в продажу поступил iPad от Apple. В первый месяц было куплено чуть более миллиона «яблочных» планшетов. На данный момент компания Стива Джобса продала более 7,5 млн электронных «таблеток». Уже в начале декабря стало известно о выпуске новой модели iPad в первой половине 2011-го, в которой производитель исправит все недостатки, присущие первой версии планшета. Устройство выйдет со встроенной фронтальной камерой, позволяющей осуществлять видеозвонки, с поддержкой технологии EV-DO для сетей стандарта CDMA, будет иметь более тонкий корпус и mini-USB вместо фирменного порта Apple.
Безоговорочный успех iPad дал стимул другим производителям выпускать нечто похожее. Сейчас планшеты занимают нишу между ноутбуком и смартфоном. Корейская корпорация Samsung в середине октября запустила в продажу «убийцу» iPad, как назвали устройство журналисты и продвинутые пользователи, —
планшет Galaxy Tab (работает на ОС Android — это антагонист «эппловской операционки»). Результаты превзошли все ожидания. В течение нескольких недель компания продала 600 тыс. устройств, которые вдвое дороже самого дешевого iPad. А буквально на днях корейцы заявили о преодолении миллионного рубежа, хотя столько Samsung планировала продать только к концу этого года. Компания уже рассчитывает на то, что к 2011-му Galaxy Tab купят 1,5 млн человек.
В планшетную гонку включились другие не менее именитые производители. Уже стало известно о выпуске аналогичных устройств от RIM (ТМ Blackberry), Acer, Lenovo. Дань моде отдали и местные вендоры: украинская компания «Навигатор» уже заявила о скорой продаже собственного планшета ImPad. По оценке Александра Костюка, директора департамента компьютерных систем компании «Навигатор», уже в следующем году доля планшетов на рынке нетбуков достигнет 35%. «Появление новых устройств в этой категории будет зависеть от рыночной конъюнктуры: спроса, способов применения планшетов, конкуренции. Сегодня в этой нише все производители — в начале пути», — рассуждает Олег Овчаренко, руководитель отдела продактмаркетинга телекомдепартамента Samsung Electronics Ukraine.
Все — в сетьБлагодаря маркетинговому чутью Стива Джобса на рынке портативных ПК появился новый тренд — планшетные компьютеры. «Все планшетные устройства так или иначе похожи на iPad», — констатирует Валерий Остапенко, руководитель отдела цифровой и IT-техники компании «Фокстрот. Техника для дома».
Apple, как и нью-йоркский Vogue, является законодателем мод, только на IT-рынке. Например, благодаря популярности iPhone в новых моделях телефонов установлены сенсорные экраны, практически полностью вытеснившие традиционные кнопки, а большинство производителей мобильных устройств занялись разработкой виртуальных сервисных магазинов, в которых с помощью смартфона можно купить программу или игру, как в App Store.
Вот и на этот раз на зимней конференции в Сан-Франциско Стиву Джобсу достаточно было выйти с iPad, чтобы на следующий день только ленивый пользователь не заговорил о планшетах как о будущем рынка мобильных ПК.
Что такое планшет? Ноутбук без клавиатуры. Обладает достаточно мощными техническими характеристиками, чтобы пользователь мог просматривать видео в режиме онлайн, читать книгу, газету или журнал, узнать из интернета последние новости, написать по электронной почте письмо, позабавиться на досуге игрой, переписываться с друзьями по социальной сети, просматривать фотографии, слушать музыку, смотреть фильмы. «Аудитория планшетов — это любители технических новинок, продвинутые пользователи, привыкшие к постоянному мобильному доступу в интернет, активные пользователи социальных сетей», — рассказывает Контрактам Олег Овчаренко. Речь идет о современном среднестатистическом городском жителе 20–35 лет, так что потенциал у производителей планшетов огромен.
Плата за привлекательностьВесной 2010-го, когда Стив Джобс на презентации iPad назвал стартовую цену в $499, по залу пробежал возглас удивления, ведь поклонники Apple рассчитывали на то, что стоить он будет вдвое дороже. Однако они не учли того, что у Apple иная модель заработка на пользователях. Устанавливая относительно небольшую наценку на свои устройства, компания зарабатывает сотни миллионов долларов на продаже контента из собственного магазина App Store.
Тем не менее единственное, что пока удерживает пользователей от покупки, — стоимость «таблеток». Заявленная $499 — это цена планшета iPad с самыми скромными техническими возможностями, а официальная стоимость самой навороченной модели составляет $829.
Возьмем, к примеру, Украину. Нелегально привезенный iPad (официально Apple не продает планшеты в нашей стране) обойдется пользователю в 8 тыс. грн. По словам Олега Овчаренко, официальные продажи Galaxy Tab в Украине стартуют в конце декабря. Устройство можно будет купить ориентировочно за 8,5 тыс. грн. Цена IмPad от «Навигатора», который поступит в розницу к концу этого года, составит от 4,8 тыс. грн.
Для сравнения: нетбук с похожими характеристиками обойдется украинцу вдвое-втрое дешевле — 3–4 тыс. грн. «К сожалению, на сегодняшний день ожидаемая цена планшетов достаточно высока. Стоимость таких устройств начинается от $500, достигает $700–900, но есть и дороже. Этот сегмент будет перспективным для Украины, если его цена вплотную приблизится к цене нетбуков, то есть составит около $400–500. А если производители планшетов и дальше будут устанавливать такую высокую стоимость на свою продукцию, то, думаю, особого интереса это предложение не вызовет», — замечает Валерий Остапенко.
Новизна устройства и подогретый интерес пользователей позволяют производителям хорошо зарабатывать на планшетах (достаточно вспомнить, сколько стоили первые ноутбуки). Аналитики компании iSuppli подсчитали себестоимость компонентов планшета: цена аппаратной начинки Galaxy Tab составляет $205,22; iPad 3G 16 ГБ — $264,27 (разница себестоимости двух устройств заключается в ценах экранов: семидюймовый ЖК-дисплей Samsung стоит всего $57 по сравнению с IPS-панелью iPad за $95). И хотя здесь не учитываются расходы на маркетинг, исследования и другие факторы, тем не менее в III квартале 2010-го продажи iPad обеспечили 13,7% выручки Apple — это больше, чем принес медиаплеер iPod за девять лет существования в линейке «яблочной» продукции.
По прогнозам Тьюдора Брауна, главы компании ARM (производит процессоры для различных устройств), в скором времени планшетные компьютеры будут приносить пользователям доход не столько за счет продажи самих аппаратов, сколько за счет продажи программного обеспечения и благодаря сетевой поддержке. Скорее всего, именно этот фактор позволит снизить стоимость планшетов до приемлемых $200–300. «Параметры нетбуков не полностью отвечают потребностям пользователей из-за своей громоздкости, недостаточного времени автономной работы и несовершенного функционала в приемлемых по цене конфигурациях», — считает Александр Костюк.
Тем не менее планшеты не смогут потеснить рынок нетбуков. Во всяком случае это произойдет не в ближайшие пять лет. Уж слишком разные эти устройства и их назначения.
«У нетбуков — своя ниша. Есть люди, которым нравится клавиатура, а есть потребители, предпочитающие маленькие сенсорные экраны. По собственному опыту могу сказать, что планшет может быть удобен в использовании, к примеру, в командировках», — подытоживает Валерий Остапенко.
По данным iSuppli, в текущем году объемы реализованных планшетов составят 15,6 млн шт. А по подсчетам аналитиков из ABI Research, в 2010 году на мировом рынке появится почти 60 млн нетбуков. В 2011-м поставки Tablet PC превысят 57,3 млн шт., в то время как нетбуков будет продано около 120 млн.
Надежда Гончарук, «Контракты»