11039 — 15.12.10
Почему относительно низкая инфляция 2010 года может обернуться масштабным подорожанием потребительских товаров весной
8 декабря Кабинет министров утвердил проект бюджета на 2011 год с инфляцией не более 8,9%, дефицитом до 3% ВВП и среднегодовым курсом 7,95 UAH/USD. Оптимизм правительства во многом базируется на неплохих результатах нынешнего года. «У нас есть все возможности для того, чтобы впервые за последние семь лет завершить 2010 год с инфляцией ниже 10%», — заявил во время обсуждения бюджета премьер Николай Азаров.
С прогнозом Кабинета министров согласны и в Национальном банке. «Есть шансы получить годовую инфляцию менее 10%», — отметил сразу после заседания Кабмина руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий. Добавив, что правительственный показатель инфляции в 8,9% на 2011 год тоже «находится в зоне досягаемости».
Действительно, после рекордного роста потребительских цен в сентябре (+2,9% за месяц, +10,1% в годовом выражении) следующие два месяца темп роста инфляции только падал. По итогам октября индекс инфляции составил лишь 0,5%, в ноябре темп роста цен упал до беспрецедентно низкого уровня в 0,3%. С учетом того что по итогам января–ноября потребительские цены выросли лишь на 8,2%, большинство экспертов сходятся во мнении, что по результатам 2010-го индекс инфляции не превысит 9–9,5%, даже несмотря на традиционный предновогодний скачок цен.
А вот с прогнозом на 2011-й все обстоит не столь однозначно. Дело в том, что низкая инфляция октября–ноября — следствие жесткого административного контроля над продуктовыми ценами, ограничения экспорта зерновых и искусственного сдерживания роста коммунальных тарифов. Ценами на продукты с прошлого месяца занимается Антимонопольный комитет. В итоге вместо ожидавшегося, по мнению экспертов, роста на 7–8%, молоко в ноябре подорожало лишь на 3,6%; сыр — на 2,4%; растительное масло — на 2,2%; а яйца и мясопродукты и вовсе подешевели — на 4,4% и 0,7% соответственно. Квотирование экспорта зерновых Кабинет министров ввел еще в октябре, а коммунальные тарифы в большинстве регионов так и не были пересмотрены после августовского роста цен на газ в полтора раза.
Правительство Николая Азарова сумело отсрочить инфляцию, но не избавиться от нее. Более того, подобный перенос может сыграть с Кабмином злую шутку, поскольку в 2011 году к перечисленным инфляционным фактором добавятся как минимум еще два.
Во-первых, Украину ожидает значительное подорожание нефтепродуктов из-за увеличения акцизов на все виды моторного топлива, это предусмотрено в Налоговом кодексе. По предварительным оценкам, розничная стоимость литра бензина, дизтоплива и сжиженного газа вырастет на 20–50 копеек уже в январе: на себестоимости всех товаров, входящих в индекс потребительских цен, это скажется не позднее марта. Во-вторых, весной крайне вероятно подорожание продуктов питания на мировых рынках: по данным Продовольственной организации ООН, уже сейчас цены на продовольствие выросли до максимума, последний раз зафиксированного в июле 2008 года. И продолжают расти. Кстати, стоит напомнить, что в 2008-м — в основном из-за агфляции — индекс потребительских цен в Украине увеличился более чем на 22%. А ведь к нефтепродуктам и продовольствию могут присоединиться: рост цен на нефть, дальнейшее подорожание газа, курсовые риски и много еще чего.
В общем, инфляционный прогноз правительства на следующий год имеет все шансы традиционно не оправдаться — так же, как он не оправдывался последние лет пять. Единственным исключением из этого правила (по причинам, описанным выше) может стать 2010 год. Но не 2011-й.
Владимир Хомяков, «Контракты»