Контракти.ua

40147  —  28.09.07
Лугансктепловоз
Лугансктепловоз

Лугансктепловоз — самая быстрорастущая компания по итогам августа. Акции Лугансктепловоза снова растут небывалыми темпами (за месяц на 21,3%) — совсем как год назад, незадолго до приватизации компании. В августе на фондовом рынке просели практически все активы, включая голубые фишки. Луганский машиностроитель — единственная компания в составе индекса ПФТС, прибавившая в весе.

По материалам еженедельника "КОНТРАКТЫ"


По словам аналитика ИК «Милленниум Капитал» Надежды Иванчук, рост акций Лугансктепловоза возобновился примерно полгода назад. «Есть все основания верить заявлению бессменного директора завода Виктора Быкадорова, пообещавшего увеличивать доходы компании на 50% ежегодно. Кроме того, намечается покупка Российскими железными дорогами 25% акций российского Трансмашхолдинга, владельца Лугансктепловоза. Если сделка состоится, продажи украинского машиностроителя значительно вырастут», — уверена аналитик.

«Судебные разбирательства между Днепровагонмашем (бывшим претендентом на покупку завода. — Прим. Контрактов) и ФГИ относительно результатов приватизации длятся уже довольно долго. Судебные тяжбы на котировки не влияют. Компания привлекательна, нет ничего удивительного, что бумаги дорожают», — говорит аналитик ИК «Конкорд Капитал» Инна Перепелица. Правда, брокеры инвесткомпаний придерживаются иного мнения: инвесторы и торговцы скупают актив, поскольку ожидают реприватизации предприятия.

 

Локомотив Донбасса

Лугансктепловоз — одно из старейших предприятий в Украине. Его открыли 110 лет: в 1896 году немец Густав Гартман и россиянин Иван Гольдштанд по согласованию с императором и российским правительством основали в Луганске Русское общество машиностроительных заводов им. Гартмана. РОМЗГ было предприятием полного цикла — с металлургическим, механическим и паровозным подразделениями, со своими цехами, станциями и лабораториями. Производственные мощности позволяли выпускать около 20 машин в месяц. Сейчас Лугансктепловоз — крупнейшее предприятие в машиностроительной отрасли на территории СНГ. Выпускает магистральные и маневровые тепловозы, дизельные и электропоезда, трамваи, запчасти для железнодорожного транспорта и пр., являясь монополистом в СНГ по выпуску магистральных грузовых тепловозов.

В 1995 году Луганский тепловозостроительный завод преобразовали в открытое акционерное общество — государственную холдинговую компанию «Лугансктепловоз». Тогда же началась приватизация предприятия. Около 4% акций были проданы по льготной подписке работникам компании, на ваучерных аукционах. В 1996-1998 гг. государство лишилось еще 20% акций завода (пакет распродали на фондовых биржах), в госсобственности осталось около 76% акций Лугансктепловоза. С 1998 года ФГИ предпринимал несколько неудачных попыток продать госпакет Лугансктепловоза — в одних случаях не было покупателей, в других — предприятие становилось предметом политических разборок.

Весь прошлый год фондовый рынок ждал приватизацию машиностроителя. Рост котировок Лугансктепловоза был одним из самых высоких в первой половине 2006 года: актив подорожал в 1,85 раз. В числе претендентов на завод были компания «АвтоКрАЗ» (входит в группу «Финансы и Кредит» Константина Жеваго), немецкая компания Siemens, российская Трансмашхолдинг, Днепровагонмаш (группа «Приват» Игоря Коломойского). В Фонде госимущества не раз заявляли, что намереваются выручить за пакет $300-400 млн.

В марте этого года ФГИУ признал победителем конкурса УК «Брянский машиностроительный завод» (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг» — ведущую группу в российском транспортном машиностроении). Компания предложила за украинское предприятие 292,505 млн грн при стартовой цене 292 млн грн. Результат приватизации удивил рынок — акции Лугансктепловоза медленно поползли вниз.

Через пару месяцев после приватизации компания «Днепровагонмаш» решила оспорить в суде законность сделки. Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск, однако ФГИ подал апелляцию — судьба 76% акций завода пока в руках Фемиды.

Лугансктепловоз по-прежнему интересен инвесторам, даже при том что финансовые показатели завода оставляют желать лучшего. Чистый убыток в 2006-м вырос в 33 раза по сравнению с 2005 годом — до 15,77 млн грн (в 2005-м — минус 478 тыс. грн). По мнению аналитиков, основная причина ухудшения финрезультатов компании — подготовка предприятия к приватизации (реструктуризация компании и пр.). При этом чистый доход от реализации увеличился на 10,7% — до 442,17 млн грн. «По нашим расчетам, прибыль Лугансктепловоза в 2007 году вырастет до 40,4 млн грн. Новый собственник откроет перед компанией массу перспектив, в том числе и на российском рынке», — говорит Перепелица.

 

Радужные перспективы

Российские железные дороги рассчитывают купить 25% акций Трансмашхолдинга. Эта новость подкрепляет уверенность аналитиков в том, что россияне обеспечат Лугансктепловоз заказами на десятки лет вперед. Однако как долго бумаги компании будут расти, никто точно сказать не берется. «Поведение акций напрямую зависит от решения Апелляционного суда. Если предприятие вернут в госсобственность, акции сильно подешевеют. Если же компания останется у прежних собственников, бумаги продолжат расти», — уверена Надежда Иванчук. Впрочем, есть мнение, что реприватизация завода пойдет на пользу активу: мол, на повторном конкурсе продадут значительно дороже.

Конкурентное преимущество Лугансктепловоза — вертикальная интеграция с материнской Трансмашхолдинг, считает аналитик. Но с компанией связано немало инвестиционных рисков: львиная доля продукции Лугансктепловоза идет на российский рынок, диверсификацией рынков сбыта компания не занимается.

В Милленниум Капитал пока предпочитают не давать рекомендации по акциям Лугансктепловоза. Больше уверен в предприятии Конкорд Капитал — аналитики рекомендуют покупать бумаги.


 

От чего зависят котировки Лугансктепловоза

  • Улучшение финансовых показателей
  • Рост объемов заказов, продаж
  • Покупка Российскими железными дорогами 25% акций Трансмашхолдинга
  • Внедрение новых разработок, инвестиции в актив

  • Затяжные судебные разбирательства вокруг предприятия
  • Ухудшение финансовых показателей
  • Падение производственных показателей, снижение объемов заказов
  • Отказ РЖД от планов покупать часть Трансмашхолдинга

По данным ИК «Милленниум Капитал», ИК «Конкорд Капитал», ИК «Керамет Инвест», Контрактов



P/S (price/sales) — отношение рыночной капитализации компании к ее доходам. Низкий (в сравнении с аналогичным показателем конкурентов) P/S может свидетельствовать либо о недооцененности актива, либо о низкой эффективности операций компании.

P/E (price/earnings) — отношение рыночной капитализации компании к ее чистой прибыли. Высокое в сравнении с аналогичным показателем конкурентов значение коэффициента может свидетельствовать либо о переоцененности актива, либо о возможном росте прибылей компании в будущем.

EV/S (enterprise value/sales) — отношение стоимости компании (рыночная капитализация плюс чистый долг минус наличные средства в кассе) к ее выручке. Высокий в сравнении с аналогичным показателем конкурентов EV/S может свидетельствовать о том, что инвесторы ожидают роста продаж компании в будущем. В финансовой теории считается более корректным показателем, чем P/S, но при этом более сложным для расчета.

EV/EBITDA (enterprise value/earnings before interest, tax, depreciation, amortization) — отношение стоимости компании (рыночная стоимость плюс дебиторская задолженность минус наличные средства в кассе) к ее доходам до уплаты налогов, выплаты процентов и амортизации. Также применяется для оценки компаний с неэффективными капиталовложениями, поскольку дает возможность оценить, каким будет финансовое состояние компании, если она одновременно сократит инвестиции и откажется от кредитного финансирования. Показатель ниже среднего по рынку может свидетельствовать о неэффективности компании.


Лугансктепловоз

Тикер на ПФТС: LTPL

Свободных акций в обращении: 24%

Профиль деятельности:

железнодорожное машиностроение (производство магистральных тепловозов, дизельных поездов, электропоездов постоянного и переменного тока, транспортеров, вагонов и оборудования для поездов пригородного сообщения и трамваев, а также горно-шахтного оборудования)

Чистый доход в 2006 году: $87,6 млн

Чистый убыток в 2006 году: $3,1 млн

Рост производства: -2,7%

Кому принадлежит, %

Рыночная капитализация: $245 млн*

Динамика торгов на ПФТС:

*На 6 сентября 2007 года

По данным ИА «Интерфакс-Украина», ПФТС


Оценка аналитиков

Можно ли назвать компанию открытой?

С приходом нового собственника — российской компании «Трансмашхолдинг» — Лугансктепловоз стал более открытым. Появилась информация о заказах, менеджмент компании стал чаще общаться с аналитиками

...4

Как компания проявила себя за последний год?

В 2005 году убыток составлял $50 тыс., в 2006-м — $3,1 млн. При этом продажи компании в прошлом году выросли на 10,7%

...1

Профессионален ли менеджмент компании?

После приватизации новый собственник не стал менять менеджеров, компанией по-прежнему руководит Виктор Быкадоров. Он считается хорошим специалистом и знатоком своего дела

...5

Какова история акций на рынке?

Акции ХК «Лугансктепловоз» появились на ПФТС в начале 2004 года. До начала 2005-го цена акций не менялась и составляла $0,23 за штуку. С появлением перспективы приватизации компании инвесторы начали интересоваться активом. Но в конце 2006 года стоимость бумаг снова снизилась — после объявления о результатах приватизации, разочаровавших рынок

...3

Есть ли у компании долги?

Показатель Net Debt/Equity (чистый долг компании к активам) равен 0,13%, то есть финансовая задолженность у предприятия практически отсутствует

...5

Платит ли компания дивиденды?

В прошлом и позапрошлом году компания не платила дивиденды, поскольку была убыточна

...1

Есть ли у компании конкурентные преимущества?

Лугансктепловоз — монополист на рынке СНГ по выпуску магистральных грузовых тепловозов. Блокирующий пакет акций Трансмашхолдинга собирается покупать РЖД. Это может стать еще одним преимуществом компании — РЖД увеличит объемы заказов на Лугансктепловозе

...4

Какова справедливая стоимость компании (target-price) на 12 месяцев?

Справедливая стоимость одной акции — $1,1. Текущие котировки в ПФТС соответствуют этому уровню, то есть компания справедливо оценена рынком. Нынешняя капитализация Лугансктепловоза — около $245 млн

...3

Общая оценка: 3,25 из 5

На вопросы Контрактов отвечали аналитик ИК «Конкорд Капитал» Инна Перепелица (1-4, 6-7 вопросы) и аналитик ИК «Милленниум Капитал» Надежда Иванчук (5 и 8 вопросы).


От редактора

Любому, даже самому искушенному частному инвестору не помешает гид. Investor’s Guide — рассказ о самых интересных для инвестора акциях украинского фондового рынка. Два раза в месяц Контракты с ведущими аналитиками отечественных инвестбанков оценивают инвестиционную привлекательность украинских компаний, акции которых являются наиболее ликвидными на фондовом рынке. Объекты для анализа: компании — лидеры (либо аутсайдеры) роста на площадке ПФТС по итогам предыдущего месяца*.

Журналисты и аналитики инвесткомпаний отвечают на вопросы, почему бумаги компании подорожали или подешевели, как компания будет развиваться в дальнейшем, чего стоит ожидать от ее собственников. Насколько на стоимость бизнеса влияют открытость, прозрачность и корпоративная культура. Иными словами, стоит ли инвестировать в такие компании или лучше держаться от них подальше.

* Из числа компаний, входящих в фондовый индекс Foyil 40, 40 наиболее ликвидных бумаг отечественного фондового рынка, по мнению специалистов инвестбанка Foyil Securities 
Статьи по теме
Позади паровоза: почему не исключена еще одна реприватизация Лугансктепловоза
Позади паровоза: почему не исключена еще одна реприватизация Лугансктепловоза

Третья попытка приватизации Лугансктепловоза может иметь не менее скандальные последствия, чем предыдущие две. Новый-старый победитель конкурса российский Трансмашхолдинг заплатил за предприятие на $9 млн меньше, чем должен ему Фонд госимущества, а недопущенная к торгам компания «Мантара Холдинг» грозится судебными тяжбами.
13.07.10 — 10179

 «Лугансктепловоз» уезжает в Россию
«Лугансктепловоз» уезжает в Россию

ФГИ решил выставить на продажу 76,001% акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз».  Но, учитывая стартовую стоимость, а также самого вероятного покупателя украинского железнодорожного гиганта, закрадывается мысль, что данный аукцион носит больше политический характер, нежели экономический.  
09.04.10 — 14128