ФГИ решил выставить на продажу 76,001% акций ОАО «Холдинговая компания «Лугансктепловоз». Но, учитывая стартовую стоимость, а также самого вероятного покупателя украинского железнодорожного гиганта, закрадывается мысль, что данный аукцион носит больше политический характер, нежели экономический.
Торги состоятся 15 июня этого года. Фиксированные условия конкурса предполагают полное погашение или реструктуризацию кредиторской задолженности в течение шести месяцев с момента подписания договора купли-продажи пакета, погашение задолженности по социальным платежам и недопущение появления новой, внесение инвестиций, сумма которых не указывается и запрет на увольнения сотрудников по инициативе покупателя в течение шести месяцев.
Напомним, это уже вторая попытка продать данный пакет акций ХК Лугансктепловоз. Первый конкурс по продаже «Лугансктепловоза» был объявлен ФГИ 19 июля 2006 года. В конце марта 2007 года ФГИ признал ЗАО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» (УК «Брянский машзавод» входит в ЗАО «Трансмашхолдинг – крупнейшую в России компанию в области транспортного машиностроения) победителем конкурса. Однако результаты торгов были оспорены в суде ОАО «Днепровагонмаш» и «Марганецкий ГОК», которые не были допущены к конкурсу из-за несоответствия квалификационным требованиям. В начале ноября 2009 года 76%-ный пакет акций «Лугансктепловоза» по решению суда был возвращен на счет ФГИ. По словам исполнявшего до середины марта обязанности главы Фонда Дмитрия Парфененко, компенсация УК «Брянский машзавод», которая весной 2007 года заплатила за эти акции 292,505 млн грн при стартовой цене 292 млн грн, по закону будет выплачена только после повторной продажи этого пакета. По данным пресс-службы ФГИ, на будущем конкурсе стартовая цена пакета составит 400 млн грн. Шаг аукциона — 4 млн грн. Отраслевые аналитики полагают, что данная сумма занижена.
«Если учитывать котировки акций компании Лугансктепловоз на украинской Бирже, то на сегодняшний день стоимость 76% акций предприятия должна составлять 992 млн. грн. (125 млн. долларов)», — утверждает Оксана Ляшук, финансовый аналитик ИК «Синком Капитал». «Это текущая цена, а не максимально потенциальная. Исходя из состояния рынка спроса на продукцию железнодорожного машиностроения, сумма в 400 млн — сегодня адекватна. Рынок вагонов в кризис существенно просел», — поясняет Дмитрий Подтуркин, Руководитель Атлантической группы Консалтингового Консорциума «Менеджмент консалтинг групп». По мнению экспертов, в ходе торгов цена может вырасти до 700-900 млн грн, но лишь при условии проведения прозрачного конкурса и участию в нем нескольких крупных профильных игроков. Ввиду отсутствия нормальной конкуренции цена не намного превысит стартовую. Но на данный момент, по мнению Егора Самусенко аналитика Concorde Capital завод интересен только ЗАО «Трансмашхолдинг» и это предприятие будет единственным покупателем на аукционе (второй игрок, полагает эксперт, будет технической компанией для легитимности аукциона). В ЗАО «Трансмашхолдинг» «Контрактам» подтвердили заинтересованность в приобретении выставляемого на продажу пакета акций украинского предприятия. Однако, озвучивать приемлемые для себя условия конкурса и стоимость отказались.
Российская «Синара – Транспортные машины», являющаяся вторым производителем тепловозов в СНГ, пока не высказала интереса к участию в аукционе – компания сконцентрирована на развитии проектов в России. Вряд ли решится на такую покупку и Игорь Коломойский (напомним, ОАО «Днепровагонмаш», оспорившая результаты прошлого конкурса была основана на паритетных началах группами «Приват» и ТАС), свои усилия он сосредоточит скорее на другом, более привлекательном для него предприятии — ОПЗ. Корейскую корпорацию Hyundai, чешскую Skoda и концерн Siemens, эксперты также не рассматривают в качестве серьезного соперника — они не смогут обеспечить выход продукции украинского предприятия на российский рынок, который для ХК «Лугансктепловоз» сегодня является основным (в 2009 году «Лугансктепловоз» поставив в РФ 95% изготовленной продукции).
Справка:
ЗАО «Трансмашхолдинг» контролируют структуры совладельцев «Кузбассразрезугля» Искандера Махмудова (75%) и владельцы компании «Трансгрупп» (25%). В конце марта 2009 года был заключен опцион на продажу 25 % плюс 1 акции, из пакета Махмудова и Бокарева, французской компании Alstom (один из мировых лидеров в производстве железнодорожного транспорта). По условиям опциона, акции перейдут к Alstom через три года. «Трансгрупп» входит в пятерку крупнейших железнодорожных операторов с парком из 9500 вагонов. Финансовые показатели не раскрываются. Основные владельцы — предприниматели Искандер Махмудов, Сергей Глинка и Максим Ликсутов.
ХК «Лугансктепловоз» завершила 2008 год с чистой прибылью в размере 1,081 млн грн, тогда как по итогам 2007 года его чистый убыток превышал 14,75 млн грн. Чистый доход от реализации продукции превысил показатель 2007 года в 2,4 раза, составив 1 млрд 271,92 млн грн. Компания пока не обнародовала финансовые результаты деятельности за 2009 год. Объем производства предприятия в 2009 году составил 429,661 млн грн, что на 66,5% меньше аналогичного показателя 2008 года (1,284 млрд грн).
Текст: Светлана Синицына