В интервью Контрактам председатель Госком- предпринимательства Константин Ващенко рассказал о том, что: 1) членство Украины в ВТО не повлияет на малый и средний бизнес 2) от государства предпринимателям сейчас нужны лишь дешевые кредиты
Госкомпредпринимательства времен Кужель запомнился громкими решениями в поддержку малого бизнеса, при председательстве Богословской — заполитизированностью и скандальными заявлениями об азаровщине. Начиная с 2004 года Госкомпредпринимательства начал терять влиятельность. Чем сейчас занимается возглавляемое вами ведомство?
— За последние годы в Украине был принят ряд важных законодательных актов, направленных на улучшение предпринимательского климата: закон о регуляторной политике, регистрации бизнеса, о разрешительной системе. Зарегистрировать бизнес и получить разрешения стало намного проще, регламентированы проверки. Впрочем, остаются проблемы с выполнением этих законов, прежде всего из-за сопротивления чиновников, долгое время зарабатывавших на «ускорении» оформления документов. Так что приоритет Госкомпредпринимательства — контроль над соблюдением законодательства в сфере хозяйственной деятельности. Комитет также отслеживает нормативные акты, затрагивающие интересы бизнеса, с целью выявления документов, которые не прошли обязательную процедуру предварительного обсуждения. Работаем над созданием электронного единого окна, благодаря которому предприниматель сможет получить у государственного регистратора все документы, подтверждающие постановку на учет, а не только свидетельство о регистрации.
Как Госкомпредпринимательства оценивает налоговые изменения, предложенные новым правительством?
— К сожалению, независимо от состава правительства продолжается практика внесения изменений в налоговое законодательство через закон о госбюджете. И это притом, что по законодательству принятие налоговых новаций возможно лишь за полгода до вступления их в действие.
Большинство предложенных правительством Тимошенко нововведений не на пользу бизнеса. Например, необоснованно на 14% повышены сборы за использование поверхностных вод при производстве напитков. Со вступлением Украины в ВТО и уменьшением пошлины импортеры получают лучшие конкурентные условия перед украинскими производителями. Так что комитет предложит правительству отменить эту норму или обосновать. Согласно закону об основах государственной регуляторной политики, при подготовке новых регуляторных актов должно быть учтено мнение предпринимателей и отраслевых ассоциаций. Но этого сделано не было.
В законе о бюджете-2008 есть норма, по которой налогоплательщики, зарегистрированные менее чем 12 месяцев назад, при покупке оборудования, основных фондов получают право на возмещение НДС только по решению правительства. Представьте, сколько усилий нужно приложить владельцу небольшой фирмы, чтобы получить правительственное «добро». Понятно, что первым его приобретут крупные предприятия, которые знают, как сделать соответствующие разрешения в Минэкономики, Минфине, Минюсте и т. д. Не представляю, как правительство будет обрабатывать вал заявок претендентов на возмещение, ведь их будут десятки тысяч. Очевидно, таким образом оно ставит барьер для фиктивных возмещений. Но подобные методы борьбы принесут больше вреда, чем пользы. Комитет будет настаивать на отмене этой противоречивой нормы.
Как комитет воспринял идею ГНАУ внедрить электронную отчетность для плательщиков НДС, которая якобы позволит автоматически возмещать налог реальным претендентам?
— Это может усложнить работу предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса. В любом случае должен оставаться выбор: отчет в электронном виде или бумажном. Комитет также против администрирования НДС на основе определения обычной цены на товар. Есть риски, что обычная цена будет определяться административно государством. Предприниматели хотят изменений, но все они должны пройти обсуждение. Некоторые радикальные новации надо испытать в пилотном режиме.
Правительство отчитывается о перевыполнении плана налоговых поступлений в начале года. При этом премьер-министр требует от ГНАУ чуть ли не удвоить сбор налогов. Предприниматели не жалуются на давление налоговой?
— Рост поступлений в бюджет — результат политики нового правительства. Важно, что увеличить налоговые поступления удалось не за счет усиления давления на бизнес, а вследствие перекрытия некоторых схем минимизации налогообложения, особенно на границе. При этом жалобы от предпринимателей на налоговиков, требующих заплатить налоги авансом, еще не поступали, хотя пока будут существовать планы, будут и авансы. Какой бы ни была позиция председателя ГНАУ, независимо от персоны, инспектор Иванов, который должен принести в бюджет 300 тыс. грн, прибегнет к любым действиям, чтобы выполнить план. Сама система стимулирует инспекторов либо просить, либо давить.
Есть две философии в отношениях государства и бизнеса. Первая — государство усиливает фискальное давление. В этом случае в краткосрочной перспективе можно получить рост поступлений в бюджет, но тогда теряется стимул для создания новых предприятий. Другая философия — либерализация налогового законодательства. В краткосрочной перспективе государство недополучит немалые суммы, в долгосрочной — увеличение налоговых поступлений в несколько раз. При постоянных выборах-перевыборах правительства выбирают первый вариант. Важно получить результат сейчас, чтобы реализовать социальные проекты, заявленные в избирательной программе. Поэтому сегодня на уменьшение фискального давления надеяться не приходится. Уменьшение налогов возможно лишь в условиях политической стабилизации, если правительство пришло всерьез и надолго.
Комитет анализировал, как повлияет вступление Украины в ВТО на средний и малый бизнес?
— Учитывая развитие малого бизнеса, на который по отечественной методике подсчета приходится всего 10-12% ВВП (в мире 60-70%), это влияние будет несущественным. ВТО больше затрагивает интересы крупных компаний, отраслей. Скорее всего, пострадают малые предприятия, работающие в аграрном секторе, но лишь потому, что вступление Украины в ВТО негативно скажется на АПК в целом. Государство должно создать соответствующие компенсации для фермеров, но таким образом, чтобы эти деньги не «растворились».
Ежегодно под лозунгами поддержки малого и среднего бизнеса создают определенные государственные программы, но предприниматели утверждают, что большинство из них неэффективны и создаются ради чиновников, зарабатывающих на откатах. Ваше ведомство делало ревизию таких программ?
— Многие государственные программы действительно не приносят реальной пользы бизнесу, однако среди них есть и с довольно высоким коэффициентом полезного действия. В частности, программа возмещения процентов по кредитам для предпринимателей. В прошлом году ставки возмещали с учетом 1,5 ставки НБУ. Если банк устанавливал ставку на уровне 18%, государство за бюджетные средства погашало 12%. В 2007 году кредиты с государственным возмещением процентов получили более 430 предпринимателей, в этом — правительство на 20% увеличило финансирование программы. Впрочем, 32 млн грн — скорее декларация о намерениях.
Почему Госкомпредпринимательства не вмешивается в процесс реформирования системы закупок за государственные средства?
— Так сложилось, что изменения в профильный закон затрагивают интересы многих депутатов, причем представителей разных политических сил. В таких условиях очень сложно принципиально изменить существующую систему госзакупок. Тендерная палата сейчас намного больше обременяет бизнес, чем когда-то Минэкономики, занимавшееся этим вопросом. Это абсурд — общественная организация фактически имеет полномочия отдельного министерства. Палата должна осуществлять контроль, а за государственные средства должно отвечать государство. Госкомпредпринимательства прежде всего предлагает поднять порог суммы, за которой должны начинаться тендеры при закупке работ и услуг за государственные средства. 20 тыс. грн — смешная сумма. Создается парадоксальная ситуация: чтобы получить контракт, предпринимателю надо заплатить за публикацию в вестнике Тендерной палаты сумму, в которую оценивается контракт на поставку товаров или услуг государственному учреждению. Очевидно, государство должно контролировать многомиллионные контракты, где есть большой соблазн заработать за счет государства.
Карьера чиновника
2007 г. — председатель Госкомпредпринимательства
2005 г. — первый заместитель председателя Госкомпредпринимательства
2003 г. — заместитель председателя Госкомпредпринимательства по связям с ВР, член правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности
2002 г. — первый заместитель председателя Госкомитета по делам семьи и молодежи, директор Госдепартамента по вопросам молодежной политики
2001 г. — начальник управления, заместитель директора Госдепартамента по вопросам молодежной и семейной политики Госкоммолспорттуризма
1998 г. — начальник отдела ООО «Юридическая международная служба»
1996 г. — главный консультант аппарата СНБО Украины
1995 г. — окончил Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
1994 г. — помощник-консультант народного депутата
1993 г. — специалист Министерства Украины по делам национальностей и миграции
1972 г. — родился в г. Тула (Российская Федерация)