Контракти.ua

9333  —  24.11.10
Осторожный оптимизм: украинский авторынок выходит из пике
Осторожный оптимизм: украинский авторынок выходит из пике

В октябре украинцы приобрели почти 17,2 тыс. легковых машин. Это на 32% больше прошлогоднего результата и на 16% превышает объем реализации сентября. Кроме того, результат октября стал абсолютным рекордом почти за два года: последний раз больше машин (около 21 тыс.) наши соотечественники купили в январе 2009-го.




Тем не менее по итогам десяти месяцев ситуация на украинском авторынке оказалась хуже, чем ожидали эксперты и дилеры в начале года. В конце 2009-го — начале 2010-го большинство игроков рынка полагали, что худшим за всю историю отечественного рынка станет 2009-й: с показателем 162,3 тыс. проданных по итогам года авто и падением реализации на 74% год к году. В январе–октябре 2010-го, по данным AUTO-Consulting, в стране было продано 128,2 тыс. новых легковых автомобилей — почти на 8% меньше, чем за аналогичный период 2009-го. Так что в этом году участникам рынка будет непросто достичь даже прошлогоднего результата.
Октябрьский рост был ожидаем операторами и обусловлен низкой базой сравнения: в сентябре 2010-го было продано почти 14,8 тыс. авто, в октябре 2009-го — чуть более 13 тыс. Впрочем, рынок вырос даже больше, чем прогнозировали дилеры. По словам старшего аналитика инвесткомпании Dragon Capital Таисии Шепетко, основными драйверами продаж стали экономический рост и частичное возобновление автомобильного кредитования.
«Увеличение продаж связано с традиционным осенним оживлением спроса и наличием выгодных ценовых предложений у основных игроков, — соглашается директор департамента маркетинга и рекламы компании «Торговый дом — НИКО» Ярослав Вовк. — Кроме того, растет кредитование — осенью доля кредитных автомобилей впервые с начала кризиса превысила 12% продаж (12,6% — в сентябре; 12,35% — в октябре)». Для сравнения: весной нынешнего года в кредит продавалось едва 5–8% машин, тогда как до кризиса доля кредитных авто превышала 40%. Правда, в 2006–2007 гг. ставки по автокредитам составляли 16–17% в гривне и 13–14% в долларах США, а предоплата не превышала 10%. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 20% годовых, оплатив не менее 30% стоимости авто. А менее дорогие кредиты в валюте физлицам недоступны — до конца 2010 года в Украине действует мораторий на валютное кредитование.
Дальнейший рост спроса, по мнению операторов рынка, будет полностью зависеть от восстановления кредитования. «Если автокредитование не сбавит обороты, в ноябре–декабре продажи вполне могут повторить рекорд октября, — уверена Таисия Шепетко. — Стоит учесть и сезонный подъем спроса в декабре, что также должно положительно сказаться на рынке». Но даже в данном случае объем продаж в 2010-м будет в 3–3,5 раза меньше, чем до кризиса. В октябре этого года украинцы приобрели машин почти втрое меньше, чем покупали в этом же месяце до кризиса: в октябре 2007-го было продано почти 57 тыс. авто, в октябре 2008-го — более 58 тыс. машин.
По августовскому прогнозу аналитиков ИК Dragon Capital, продажи машин в 2010-м не должны были превысить 156 тыс. автомобилей — на 4% меньше, чем годом ранее. Однако, по мнению Таисии Шепетко, из-за роста спроса в конце 2010-го по его итогам рынок может вырасти до 160–162 тыс. авто, то есть до уровня 2009 года. Соглашаются с ней и дилеры. «Оптимистичный прогноз автопродаж до конца года — повторение результатов 2009-го, — комментирует Ярослав Вовк. — Думаю, что позитивная динамика второго полугодия вместе с активизацией кредитования позволяет говорить о возрождении украинского авторынка после полуторагодичного падения». По прогнозам экспертов компании «Торговый дом — НИКО», в 2011-м будет продано 190 тыс. авто — на 15–20% больше по сравнению с 2010-м. Примерно столько же новых машин украинцы приобретали в 2003–2004 гг.

Анна Сайченко, «Контракты»
Статьи по теме
У травні продажі нових легкових автівок зросли удвічі у порівнянні з квітнем
У травні продажі нових легкових автівок зросли удвічі у порівнянні з квітнем

У травні у порівнянні з квітнем продажі нових легкових автомобілів зросли удвічі - до 2,5 тисячі одиниць.
05.06.22 — 1167

Производитель «сатанинских» кроссовок Nike согласился отозвать их из продажи
Производитель «сатанинских» кроссовок Nike согласился отозвать их из продажи

Художественный коллектив MSCHF, который изготовил скандальные «сатанинские» кроссовки, согласился отозвать обувь из продажи в рамках юридического урегулирования иска Nike.
10.04.21 — 848

Toyota обошла Volkswagen и вышла в лидеры по продажам авто
Toyota обошла Volkswagen и вышла в лидеры по продажам авто

Японский автомобильный концерн Toyota Motor впервые за последние пять лет продал наибольшее количество своих автомобилей в мире по итогам года.
29.01.21 — 1167