12695 — 21.11.10
Не догоняем: Украина остается в аутсайдерах рейтинга легкости ведения бизнеса
«Ребята, постепенно привыкайте к нормальной стране», — посоветовал предпринимателям, протестующим против принятия нового Налогового кодекса, глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский. Чиновник имел в виду, что в государстве все должны платить налоги. Может, предприниматели и не против выйти из тени, если бы страна была бы действительно нормальной. Вот только легче вести бизнес не становится.
В рейтинге условий для развития предпринимательства Doing Business 2011 Украина снова в конце списка — 145-е место из 183-х возможных. По соседству Сирия и Гамбия.
С июня 2009-го по июнь 2010 года, когда проводилось исследование, авторы рейтинга обнаружили в Украине всего три реформы. Власти облегчили старт бизнеса, снизив минимальный размер уставного капитала, упростили процесс получения разрешений на строительство и улучшили электронную систему уплаты НДС. По факту ничего значительного, что и отразилось на позиции Украины в рейтинге.
Самая больная тема, как и прежде, — уплата налогов (181-е место в рейтинге). Тянут вниз количество обязательных платежей (а их в Украине 135), налоговая нагрузка в 55,5% и время, которое необходимо затратить на администрирование платежей, — в общей сложности 657 часов в год. Как новый Налоговый кодекс изменит эти цифры — еще не известно. Не лучше обстоят дела и в сфере строительства. Портит картину и процедура подключения к электросетям. Если в Германии или, к примеру, Исландии она занимает 40 дней, то у нас — 309!
Пока Украина остается в аутсайдерах рейтинга — ее год за годом обгоняют постсоветские страны. На этот раз наибольший прогресс в улучшении делового климата достиг Казахстан. В десятке лучших реформаторов в предыдущие годы уже побывали Беларусь, Киргизия и Молдова. А Грузия после пяти лет амбициозных реформ, упразднившая одним махом санстанцию и пожарную инспекцию по принципу «нет чиновника — нет проблем», оказалась на 12-м месте среди всех стран мира.
Для сравнения: в Украине единое окно для регистрации предприятий работает с 2005 года. Это был действительно важный шаг, упростивший жизнь будущим бизнесменам. Тем не менее, открытие бизнеса в нашей стране все равно занимает почти месяц, тогда как в Грузии — всего три дня. При этом функции грузинского единого окна расширились до регистрации инвестпроектов, проведения приватизационных процедур и др. В 2008 году местные предприниматели тратили всего 2% рабочего времени на выполнение всевозможных регуляторных требований. В то время как в Украине на получение разрешительных документов на строительство потребуется 347 дней, в Грузии — 98. В 2009 году исследование показало, что упрощение разрешительной системы позволило грузинским компаниям ежегодно экономить 3,25% прибыли. Модели реформ грузинские власти позаимствовали у Гонконга и Сингапура, которые традиционно занимают первые места в рейтинге легкости ведения бизнеса.
С осени 2010 года Виктор Янукович и его команда активно взялись за улучшение делового климата в Украине. В октябре, к примеру, правительство отменило более двадцати видов лицензий. Несмотря на это, Минтранс продолжает лоббировать изменения в части перевозки грузов. Закон предполагает лицензирование транспортировки лишь небезопасных грузов, а чиновники министерства хотят лицензировать любые грузовые перевозки. Кабмин ликвидировал, конечно, не самые распространенные лицензии (к примеру, на поиск и добычу полезных ископаемых из месторождений общегосударственного значения или на производство драгоценных металлов и камней), поэтому большинству бизнесменов нововведения останутся незаметны. Но процесс сдвинулся с мертвой точки.
В 2010 году начал действовать и декларативный принцип получения разрешений: предприниматель сообщает в госорганы о наличии у него необходимой материально-технической базы и может начинать работать. Подавать бумаги, доказывающие это, ему уже не придется. Более 60% разрешений теперь можно получить по декларативному принципу, просто заполнив специальную форму. Еще одно давно обсуждаемое новшество этого года внедрение принципа «молчаливого согласия». Бизнесмен, подавший заявку на разрешение и не получивший ответа, может считать, что разрешение выдано.
Документ, внесенный на рассмотрение в парламент при прошлом президенте и проваленный депутатами, — законопроект о рыночном надзоре и контроле продукции. Парламент снова попытается его принять. Документом вводится европейский принцип рыночного надзора: проверки продукции прежде всего будут осуществляться у ее распространителей. Производителей же будут инспектировать только в случае обнаружения на рынке опасной продукции.
Документов за последнее время в спешке было принято действительно немало, но все еще не для всех разработаны механизмы их реализации. Это касается, к примеру, закона о сокращении контролирующих органов. По идее, из 80 контролирующих инстанций должна остаться половина. Но документ фактически не действует, поскольку необходимо внести изменения в 50 нормативных актов.
Несколько недель назад был сокращен список товаров, подлежащих обязательной сертификации. «Обязательная сертификация — это рудимент, позволяющий давить на бизнес, собирать деньги. Конечно, этот список необходимо не просто сокращать, а полностью отменять, что, кстати, предусмотрено нашими обязательствами перед ВТО», — говорит заместитель руководителя проекта Группы Всемирного банка МФК «Инвестиционный климат в Украине» Сергей Осаволюк. Но резких движений чиновники делать не спешат.
Попытка отменить обязательную регистрацию декларации соответствия товаров техническим регламентам тоже пока безуспешна. Если предприниматель декларирует, что его товар безопасен и соответствует нормативным документам, этого достаточно, чтобы продукцию начали продавать. Так происходит в мировой практике, но не в Украине, где необходимо пройти дополнительные регистрационные процедуры в Госстандарте. «Для общества смысла в этой норме нет. Государственная казна тоже не выигрывает, поскольку плата за регистрацию поступает исключительно на предприятия Госстандарта», — объясняет Сергей Осаволюк. Законопроект, предусматривающий отмену этой нормы, находится в парламенте с июня 2010 года. Госстандарт активно препятствует его принятию.
Как оценят усилия новой команды мировые эксперты, узнаем уже в исследовании Doing Business 2012. В любом случае реформы, проведенные правительством, сложно назвать радикальными. Грузинский сценарий в Украине не пройдет. Здесь за каждым, самым, казалось бы, невлиятельным ведомством стоит могущественный лоббист и чьи-то интересы. Именно по этой причине у нас пошли по пути ограничения функций госорганов. «Но любое ведомство будет держаться за свои полномочия зубами, обивать пороги депутатов и Администрации президента. Попытки ограничить их приводят к еще большему разрастанию функций этих органов. Ведомства нужно ликвидировать, поскольку отобрать у них полномочия практически нереально», — заявил «Контрактам» правительственный чиновник, пожелавший сохранить инкогнито.
Елена Струк, «Контракты»