18850 — 20.10.10
За еду: почему этой осенью продукты питания подорожают еще больше
Производители молочной продукции пугают ценами на сыр по 100–120 грн/кг. Население реагирует соответственно: памятуя о летнем подорожании гречки более чем в два раза и яйцах по 12–15 грн за десяток, граждане сметают с магазинных полок продукты длительного хранения, закупают впрок овощи и фрукты.
В сентябре снова практически все подорожало: молочные продукты, фрукты, овощи (картофель взлетел в цене вдвое), мясо и хлеб. Аграрии кивают на неэффективное ценовое госрегулирование социальных видов продуктов питания, а также на перекупщиков, работающих со сверхприбылью. Правительство указывает на рыночные сговоры среди производителей и ретейлеров.
Судя по всему, рост цен на продовольствие приостановится не раньше зимы, когда дефицит некоторых продуктов питания будет восполнен импортом, а Антимонопольный комитет наведет наконец порядок на рынке молочных продуктов, овощей и хлеба.
Без паники!
2010-й — нетипичный для Украины год с точки зрения инфляционных процессов. Прошлой зимой наблюдался стремительный рост цен, но с апреля, когда обычно инфляция по-прежнему достаточно высокая, цены на основные продукты питания снизились. Период продовольственной дефляции длился до августа. Но в последний месяц лета, когда в Украине на фоне сбора урожая традиционно падают цены, потребительская инфляция взлетела на 1,2%. А в сентябре отмечена рекордная с начала 2009-го инфляция — 2,9%. Хотя до кризиса такой рост цен наблюдался в основном в ноябре - декабре.
Августовская инфляция в наибольшей степени вызвана повышением тарифов на газ для населения. Но в этот же период стали дорожать некоторые виды продуктов питания, и эта тенденция в сентябре продолжилась, причем в значительной степени выросли в цене молокопродукты.
Основная причина подорожания молока — поспешность молочных комбинатов, повысивших закупочные цены еще до того, как в этом возникла необходимость. Только в августе закупочные цены на молоко у населения и фермеров увеличились на 15–25%. «Этим летом выросла стоимость комбикормов. Закупщики помнят ситуацию прошлых лет, когда вследствие подорожания кормов население вынуждено было вырезать крупный рогатый скот. В этом году переработчики молока заранее повысили цены, чтобы предотвратить очередной виток сокращения поголовья КРС», — рассказывает руководитель аналитического отдела агентства «ААА» Мария Колесник. Закупочные цены на молоко экстракласса (производят в основном фермерские хозяйства) увеличились с 3,5–3,8 грн/л до 4–4,8 грн/л. Молоко, производимое домохозяйствами (более низкого качества), подорожало с 2,2–2,5 грн/л до 2,8–3,2 грн/л.
В наибольшей степени из молочных продуктов подорожали твердые сыры. Мария Колесник объясняет это уже упомянутым ростом закупочных цен на молоко (сыр должен производиться из молока экстракласса, и на 1 кг сыра требуется от 8 л такого молока). «Текущие цены на сыр (около 60–65 грн/кг) в принципе обоснованны. 80–90 грн за килограмм высококачественного сыра — это ценовой предел. А вот 100–120 грн — существенно завышенная цена», — считает эксперт.
Подорожание картофеля произошло также вследствие повышения цен производителями и перекупщиками. В 2010-м было собрано около 20 млн т, что на 25% меньше прошлогоднего показателя. В то же время потребности Украины в картофеле составляют как раз те самые 20 млн тонн и даже немного меньше. Но перекупщики, наблюдающие подорожание альтернативных картофелю круп, ринулись скупать его еще в августе. «К тому же в ситуации с картофелем действует вторичное ценообразование. То есть цена на жизненно необходимый продукт определяется крестьянами, основными производителями овощей в Украине, исходя из цен на другие товары. Если молоко, масло, мясо дорожают, то и картофель растет в цене, даже если себестоимость его производства невелика», — объясняет Мария Колесник.
В свою очередь цены на яйца (еще один значительно подорожавший продукт) этой осенью просто достигли своего прежнего, весеннего значения. Летом яйца традиционно дешевеют из-за перепроизводства. Ранее излишки яиц отправлялись на экспорт, но в этом году объемы поставок за рубеж резко уменьшились из-за обвала цен на продукцию у ближайших соседей Украины. В результате весь излишек яиц был выброшен на внутренний рынок.
Агфляция по-украински
Сегодня инфляция в Украине зависит от агфляции — роста цен на продукты питания. Причем подорожание продуктов питания — мировая тенденция: население Земли растет, урожаи зерновых, овощей, фруктов с каждым годом уменьшаются (в том числе из-за неблагоприятных погодных условий и климатических изменений). Как результат — значительные колебания цен на зерновые в зависимости от объемов урожая в разных регионах планеты.
Но для украинской агфляции есть и исключительно местные причины. К примеру, овощи и фрукты в ближайшие годы продолжат дорожать из-за отсутствия логистики и хранения этой продукции. «Ежегодно из-за неправильных условий хранения сгнивает в лучшем случае 20% урожая овощей», — говорит Мария Колесник. Ее слова подтверждает глава Аграрного союза Украины Геннадий Новиков: «Для длительного хранения картофель необходимо очень быстро охладить. Но затем для дальнейшего потребления его нужно согреть до определенной температуры. Хранилищ с такими функциями в Украине очень мало».
Проблема в том, что производством овощей в Украине традиционно занимается население и мелкие фермеры, которые, естественно, не имеют средств для крупных инвестиций в хранилища. Тогда как, по подсчетам Геннадия Новикова, в целом Украине требуется $500 млн инвестиций в развитие продовольственной логистики. «Бизнес только начинает вкладывать деньги в такие комплексы, но пока дело продвигается медленно. Перекупщикам проще самостоятельно съездить к фермеру и закупить необходимый на данный момент объем овощей (разумеется, из тех, что еще не успели испортиться), чем строить комплекс по их хранению», — рассказывает Мария Колесник.
Другая проблема Украины — рыночные сговоры. Эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь соглашается с тем, что сентябрьское повышение цен на яйца до уровня зимы-весны 2010 года в принципе было обоснованно. «Но удивительно, что цены выросли моментально», — говорит эксперт. И считает, что этот факт необходимо было бы расследовать Антимонопольному комитету, ведь на яичном рынке всего несколько крупных компаний-производителей. Кстати, недавно АМКУ заинтересовался подорожанием хлеба в столице и потребовал от Киевхлеба обосновать текущие цены на батон (в начале октября стоимость батона выросла с 2,8 грн до 3,1 грн).
К стремительному подорожанию имеют отношение и ретейлеры — цены в супермаркетах на одну и ту же категорию товара (и даже от одного производителя) отличаются. При этом цены в супермаркетах обычно повышаются в значительно большей степени, нежели закупочные цены на продукцию. К примеру, в сентябре молоко в рознице подорожало на 1,5–2 грн/л против 0,5–1 грн/л повышения цен в закупке.
Разумеется, ретейлеры не считают себя причастными к инфляции. «Нам не выгоден рост цен, ведь мы работаем на обороте: чем больше продаж, тем лучше у нас идут дела. А продажи растут только при низких ценах. При росте цен мы теряем клиента», — уверяет президент Украинской торговой ассоциации и по совместительству председатель набсовета сети супермаркетов «Фуршет» Игорь Баленко. По его словам, сейчас розничные сети работают в среднем с 10%-ной наценкой — и это невысокий показатель рентабельности, хотелось бы повыше.
Товаропроизводители во всем винят государство, отказавшееся от продовольственных интервенций и допустившее возникновение дефицита некоторых продуктов питания на украинском рынке. «Вопервых, государство должно мониторить итоги урожаев на внешних рынках и по мере необходимости открывать или закрывать границы для нашего производителя. То есть при неурожае гречки за рубежом и росте объемов ее экспорта из Украины можно открывать границу для импортеров, везущих крупу по невысоким ценам, к примеру, из Китая», — рассуждает президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. Вовторых, нужно закупать продовольствие в Государственный резервный фонд, причем еще до того, как на рынке возникла кризисная ситуация.
Аграрии выступают за то, чтобы государство ежегодно заключало с ними форвардные контракты и выкупало определенный объем зерна, круп, фруктов и овощей, чего пока не происходит. «Мы готовы продавать по ценам ниже рыночных, для нас важнее гарантированно сбыть с рук обозначенный объем товара, не дать пропасть ему», — уверяет Геннадий Новиков.
Впрочем, даже такие меры вряд ли изменят ценовую ситуацию. Недавно Генеральная прокуратура проверила работу Аграрного фонда и выявила факты незаконного использования зерна — грубо говоря, продукт разворовывался и продавался втридорога.
Денег нет
Денежная эмиссия имеет ограниченное влияние на инфляцию в Украине. В прошлом году монетарная база (деньги в банках и наличность) увеличилась всего на 4,4%, при этом инфляция составила 12,3%. В январе–сентябре 2010-го база выросла на 11% (причем объем наличности в обращении поднялся на такой же показатель), официальная инфляция пока составляет 7,4% с начала года.
В гораздо большей степени инфляция зависит от доходов населения, а они пока растут медленно. С января по август средняя зарплата по стране выросла с 1916 грн до 2280 грн. При этом украинцы ожидают дальнейшего роста цен, потребительские настроения пессимистичны. По оценкам Госкомстата, доля продовольственных продуктов в потребительской корзине населения составляет 47%, по оценкам экспертов, чуть меньше — около 35%. Но в любом случае еда — действительно существенная часть расходов украинцев, в отличие от, например, американцев, где домохозяйства тратят на продукты питания 15–20% своего бюджета.
В сентябре, по расчетам МЦПД, индекс инфляционных ожиданий населения достиг своего исторического максимума — 190,2 пунктов. А если население ожидает инфляции, ее уже не избежать. И для крупного производителя, и ретейлера, и для небольшой фермы это отличный повод для повышения цен. И если, по прогнозам аналитиков, в этом году инфляция составит 12–13%, то в следующем она снова может вернуться к показателям 2007-го, когда общий уровень потребительских цен подскочил на 16,6%.
Елена Шкарпова, «Контракты»