Контракти.ua

12121  —  12.10.10
Последнее предложение: что предлагает Газпром в обмен на объединение с Нафтогазом
Последнее предложение: что предлагает Газпром в обмен на объединение с Нафтогазом

Министерство топлива и энергетики Украины подсчитало, что для модернизации ГТС, а это 36 тыс. км газопроводов, необходимо $6,5 млрд. Газпром заявляет, что в случае объединения газовых монополистов двух стран, Нафтогаз получит необходимые инвестиции в реконструкцию и техническое переоснащение украинской газовой отрасли.



«Советские трубы оказались прочнее, чем мы думали, но даже они, отслужив более 20 лет, нуждаются в ремонте», — прокомментировал состояние газотранспортной системы Украины президент фонда «Институт энергетики и финансов» (Москва) Леонид Григорьев. Действительно, около 70% газопроводов отработали 20 лет, свыше 20% — находятся в эксплуатации более 33 лет, что превышает их расчетный ресурс. Министерство топлива и энергетики Украины подсчитало, что для модернизации ГТС, а это 36 тыс. км газопроводов, необходимо $6,5 млрд. Газпром заявляет, что в случае объединения газовых монополистов двух стран, Нафтогаз получит необходимые инвестиции в реконструкцию и техническое переоснащение украинской газовой отрасли. Еще в конце апреля премьер­министр РФ Владимир Путин озвучил идею объединения Газпрома и Нафтогаза.
Российская сторона активно продвигает это предложение. Создание совместного предприятия с Нафтогазом позволит Газпрому решить проблему надежности и бесперебойности поставок голубого топлива в Европу, куда Россия экспортирует две трети добываемого газа. «После всех скандалов транзит через Украину в Европе воспринимается как чрезвычайно опасный. К тому же ЕС активно занялся обеспечением своей энергобезопасности», — говорит Татьяна Митрова, руководитель Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН. Европа планомерно развивает альтернативные источники топлива, уделяя внимание диверсификации топливной корзины, развитию возобновляемых источников энергии, энергосбережению. В газовой сфере усилия сконцентрированы на привлечении новых поставщиков. К примеру, Европа начала получать сжиженный природный газ из Тринидада и Тобаго, Нигерии и даже закупала его в Азии. Параллельно Старый Свет поддерживает все проекты трубопроводных поставок — Транссахарский газопровод из Нигерии, Трансарабский газопровод, а также Набукко. «Поставки обеспечивают пусть и не самые политически надежные, но тем не менее крупные партнеры. И главное, что их много. Хотя существующая система транзита через Украину более эффективна — она дешевле по сравнению с нигерийскими или южноамериканскими поставками», — считает Татьяна Митрова. Модернизация ГТС — первоочередная проблема, но лишь технические гарантии работы газопровода Европу не устроят. «Это общая задача России и Украины, каким образом восстановить доверие к этому маршруту транспортировки газа», — полагает Анатолий Гуцал, первый заместитель директора Национального института проблем международной безопасности.
У нашего государства есть несколько вариантов решения проблемы — сотрудничество с Россией, Европой или трехстороннее сотрудничество России, Украины и ЕС. Не все отечественные эксперты согласны с тем, что объединение Нафтогаза с Газпромом будет наилучшим решением для страны. Один из аргументов противников звучит так: это еще больше привяжет Украину к российскому топливу и дестимулирует развитие энергосбережения и технологий добычи собственного газа.
«Мне кажется, что консорциум, созданный Украиной, Россией и ЕС, обладает наибольшим потенциалом для нас. Украине необходимо сотрудничество в правильной форме. Консорциум снял бы политические трения между странами», — говорит Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций.
Однако российские эксперты отмечают, что интерес к инвестициям в украинскую ГТС у европейских компаний невысокий. «Никто не будет вкладывать деньги в чужой проект», — полагает Леонид Григорьев. Иностранные компании могут объяснить своим акционерам выгоду от инвестиций в строительство новых потоков, поскольку они обеспечат дополнительные объемы газа и надежность поставок, но не в готовый проект. С этой точки зрения предложения Газпрома, по мнению Татьяны Митровой, помогут Украине сохранить за собой статус транзитного государства.
По словам ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, утверждение о том, что Украина не сможет обойтись без российских денег, спорно. «Доходов Нафтогаза вполне достаточно, чтобы поддерживать ГТС в порядке, тем более что по безопасности украинская ГТС ничем не хуже российской. Главный вопрос в качестве управления Нафтогазом», — объясняет эксперт. Однако компания на протяжении нескольких лет испытывает финансовые проблемы. Как заявил вице-премьер­министр Украины Сергей Тигипко, дефицит Нафтогаза составляет 16 млрд грн.
В то же время даже в случае объединения компаний Россия пока не собирается отказываться от проектов поставки газа в обход Украины — Северного (через Балтику в Германию) и Южного (через Черное море на Балканы) потоков. В Газпроме уверяют, что после запуска газопроводов, которые по совокупной пропускной мощности сопоставимы с украинской ГТС (120 млрд куб. м в год у Северного и Южного потоков и 150 млрд куб. м у ГТС Украины), отечественная труба не останется без топлива. Новые потоки создаются под расширение потребления газа. По прогнозам экспертов, импорт газа странами Евросоюза возрастет в ближайшее десятилетие примерно на 200 млрд куб. м. «Вряд ли уголь или атомная энергия заменят газ, сейчас надо строить газопроводы и готовиться к растущему спросу. Заниматься развитием альтернативной энергетики, конечно, нужно, но еще необходимо понимать, что в ближайшие 20–30 лет мир все еще будет зависеть от углеводородов», — предполагает Леонид Григорьев.
И все же, по словам Владимира Омельченко, строительство Северного и Южного потоков несет риски для Украины. Чтобы окупить затраты на газопроводы, их придется максимально загрузить. Но в таком случае необходимость в украинской трубе выглядит сомнительно. Украинские власти уже сейчас пытаются убедить Россию отказаться от строительства Южного потока. «Сотрудничество с Газпромом Украине действительно важно. Но в любом случае нужно ответить на вопросы, какими будут гарантированные объемы прокачки газа, условия и гарантии модернизации ГТС, тарифная политика. Газпром — единственный поставщик, а мы — единственный транзитер. Нам необходимо выстроить прозрачные отношения, ведь все проблемы от того, что они слишком политизированы, и мы никак не научимся относиться к нашей трубе, как к бизнесу», — напоминает Андрей Бодров, исполнительный директор Ассоциации политических консультантов Украины.
Россияне считают, что сделали выгодное предложение Украине не только в плане обеспечения транзита и инвестиций, но и с точки зрения выгод для внутреннего рынка. По заявлениям российской стороны, после объединения двух компаний газ для украинских потребителей станет дешевле — для населения стоимость снизится до $65 за тыс. куб. м, а промышленность сможет рассчитывать на скидку в 30%. Напомним, закупочная цена на газ в IV кв. 2010 года составила $252,07 за тыс. куб. м. Газпром же получит доступ к немалому внутреннему рынку Украины, потреблявшему до кризиса около 70 млрд куб. м в год, сейчас — чуть более 50 млрд куб. м.

Елена Караваева, «Контракты»
Статьи по теме
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року
Міністр фінансів назвав суму збільшення податків наступного року

Міністр фінансів Сергій Марченко під час представлення проєкту держбюджету на 2025 рік повідомив, що завдяки підвищенню податків доходи бюджету зростуть на 141 млрд гривень.
вчера, 14:51 — 322

Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають
Скільки чоловіків з України офіційно працюють у Польщі: цифри вражають

До повномасштабного вторгнення в Польщі працювало трохи більше пів мільйона українців.
вчера, 13:52 — 264

Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі
Трамп і війна в Україні: чому невпинно падає курс євро і що буде далі

Півтора місяця поспіль в Україні переважно знижується офіційний курс європейської валюти. Падає євро не лише в Україні – подібна ситуація спостерігається по всьому світу.
20.11 — 228