Контракти.ua

19713  —  19.03.08
Путь дракона. Китайцы получают доступ на рынки Европы и США, скупатя известные IT-бренды
Путь дракона. Китайцы получают доступ на рынки Европы и США, скупатя известные IT-бренды

Вскоре все телефоны Motorola могут обзавестись надписью Made in China — западные информагентства пестрят новостями о возможном приобретении китайской телекоммуникационной компанией ZTE телефонного бизнеса североамериканцев.

Надежда Гончарук, Контракты

Ксенг Хоэй, вице-президент по маркетингу мобильного подразделения ZTE, не подтверждает, но и не опровергает слухи о возможной сделке: «Мы ведем переговоры с Motorola о более тесном сотрудничестве». Отрицают возможную продажу мобильного подразделения и в самой Motorola.


Повод для разговоров о продаже подразделения Mobile Device Business компании Motorola появился после публикации аналитического отчета по мировому рынку мобильных телефонов: в IV квартале 2007 года южнокорейская Samsung вытеснила компанию из США со второго на третье место по количеству проданных терминалов. Аналитик Nomura International Ричард Виндзор в конце января высказал смелое предположение о том, что телефонное подразделение Motorola в нынешнем году могут купить китайцы. Позже эксперты назвали даже сумму сделку — $9-12 млрд. В качестве кандидатов на покупку, кроме ZTE, упоминались китайская Huawei и южнокорейская Samsung.

Наиболее вероятными покупателями эксперты называют китайцев. «Поднебесная постоянно накапливает огромные резервы в иностранной валюте, которые нужно размещать, причем желательно не внутри страны, чтобы не провоцировать рост инфляции. Таким образом, происходит реинвестиция средств, ранее инвестированных в Китай странами ЕС и США», — говорит старший менеджер компании Deloitte & Touche USC Андрей Куликов.

Когда китайцам становится тесно на внутреннем рынке, они выходят на мировой. Три года назад Lenovo довела свою долю на рынке ПК в Поднебесной до 30%. Дальше расти было некуда — в Китае очень жесткая конкурентная среда. Столкнувшись с кризисом роста, компания поглотила компьютерное подразделение IBM, заплатив $1,75 млрд. В итоге, Lenovo заняла третье место на мировом рынке персональных компьютеров, а годовой объем продаж компании превысил $14 млрд.

Покупательская активность бизнесменов из Поднебесной особенно заметна в IT-секторе. Компании из ЕС и США имеют раскрученные торговые марки — их приобретение позволяет азиатам сократить расходы и риски по выводу на мировой рынок собственных брендов, добавляет Андрей Куликов. Азиатские производители также автоматически получат доступ к новым технологиям производства и контроля качества.

В 2004 году китайская TCL приобрела старейшего французского производителя телевизоров Thomson, став на тот момент мировым лидером по выпуску голубых экранов (сейчас китайцы занимают пятое место после Samsung, LG, Philips и Sanyo). Ранее TCL за EUR8,2 млн купила немецкую Schneider Electronics AG.

В начале 2008 года производитель телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies и американский поставщик защитного ПО Symantec после длительных переговоров создали совместное предприятие в юго-западной части Китая.

Два года назад ZTE уже рассматривала возможность покупки Siemens Mobile. Однако в октябре 2005 года мобильное подразделение немецкого концерна приобрела тайваньская BenQ.

Поглощая компании из Старого и Нового Cвета, китайцы не только укрепляют свои рыночные позиции, но и получают отработанные каналы сбыта. В свое время предправления TCL International Ли Донг Шенг подтвердил, что доступ к глобальной дистрибьюторской сети Schneider позволит компании значительно расширить бизнес на территории ЕС. «Вопрос доступа на рынки США и стран ЕС достаточно важен, — замечает Андрей Куликов, — но еще важнее стратегическое развитие и трансформация китайских вендоров из местных производителей в транснациональные компании, управляющие портфелями их собственных брендов».

Синергетический эффект усиливается дешевой рабочей силой — ежемесячная зарплата китайского рабочего начинается с $100, рядовой сборщик в странах Восточной Европы, которые входят в ЕС, претендует минимум на $300-400.

Крупные западные компании не могут ответить китайскому бизнесу поглощением на поглощение. Для иностранцев правительство Китая устанавливает жесткий лимит собственности — за местными компаниями всегда остается контрольный пакет в СП. Например, в Huawei-Symantec 51% принадлежит китайской Huawei, 49% — американской Symantec. Причем Huawei будет оказывать «техническую поддержку» проекту и предоставит 750 специалистов, в обязанности Symantec входит обеспечение СП собственными разработками и $150 млн прямых инвестиций.

«Компании из Поднебесной будут все чаще выходить на международный уровень», — предупреждает аналитик пекинского офиса PricewaterhouseCoopers Аллен Ченг. Впрочем, китайская экспансия когда-нибудь закончится. «Впечатляющий рост экономики Поднебесной — это надолго, но не навсегда, — говорит Андрей Куликов. — И чем больше Китай интегрируется в мировую экономику, тем больше его экономика будет подвержена глобальным трендам и кризисам. Кроме того, азиатское государство не имеет месторождений нефти и газа, уровень предложения и стоимость которых, естественно, отразятся на экономическом росте страны». Правда, к моменту окончания экспансии китайских компаний большинство товаров, включая мобильные телефоны, будут Made in China.

Статьи по теме
Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера
Місія Juno NASA відобразила вулканічний світ супутника Юпітера

Іо покритий вулканами, що вивергаються, тому що він постійно відчуває тяжіння декількох найближчих об'єктів, включаючи величезний Юпітер.
18.04 — 260

За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити
За безпечне користування Windows 10 із 2025 року потрібно буде платити

Microsoft вже оголосила, що підтримка Windows 10 закінчиться 14 жовтня 2025 року. Після цього для безпечного користування операційною системою потрібно буде щороку платити.
04.04 — 215

Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя
Науковий прорив: вчені наблизилися до створення синтетичного життя

Такий прорив дає можливість вченим вивчити найбільш ранні еволюційні стадії життя.
18.03 — 417