22 сентября парламент отклонил бютовский законопроект «О введении налоговых каникул для малого бизнеса». По большому счету проект не имел шансов: если бы оппозиция действительно хотела облегчить жизнь частным предпринимателям (несмотря на громкое название, документ касался исключительно физлиц, да и то — не всех), закон был бы выписан не так халтурно. Экспертное заключение с замечаниями юристов ВР было примерно втрое больше самого закона. В итоге оппозиция получила пусть небольшой, но все же повод для предвыборного популизма, предприниматели не получили ничего.
Впрочем, в истории с законопроектом о каникулах интересно не это, а то, с какой формулировкой он не прошел первое чтение. Как правило, даже самые одиозные проекты наподобие шариковских «все поделить» отправляются на доработку — при желании на сайте ВР можно отыскать тысячи призраков законов, намертво застрявших между первым и вторым чтением. Законопроект о каникулах был отклонен раз и навсегда — за его доработку проголосовало лишь 143 депутата из 400.
Произошедшее крайне показательно. Малый бизнес глубоко безразличен и коалиции, и оппозиции, и Кабмину, и Министерству финансов — в общем, всем, за исключением разве что налоговой. Конечно, на словах предпринимателей поддерживают все — ведь это 3 млн избирателей. Но как только дело доходит до конкретных действий, поддержка превращается в пустые обещания.
Взять, к примеру, предвыборную программу нынешнего президента, одним из ключевых лозунгов которой были пятилетние налоговые «каникулы» для малого бизнеса. Если судить по последнему варианту Налогового кодекса, прошедшего согласования, пересогласования и общественные слушания, президента от этой идеи отговорили сами предприниматели: ничем другим новации этого документа не объяснить. Идея пятилетних каникул в нем превратилась в освобождение от налога на прибыль (не для всех) и отраслевые льготы для строителей, легпрома и отельеров. Но даже эти чахлые льготы сбалансированы повышением ставки единого налога (максимально — 1500 грн в месяц), критично усложнившимся учетом (единоналожникам придется на общих основаниях отчитываться перед соцфондами) и всеобщим обязательным применением кассовых аппаратов. По большому счету только эти нововведения увеличивают сумму единого налога для предпринимателей примерно на 2 тыс. грн в месяц — найти бухгалтера дешевле в Украине сложно, а вести налогово-бухгалтерско-соцфондовский учет и сдавать отчетность самостоятельно — невозможно.
Кстати, большинство представителей малого бизнеса готовы платить и 2 тыс. грн вместо 200 грн в месяц — если в эти две тысячи будет входить пенсионный сбор, сборы на социальное страхование и плата за то, чтобы не общаться с налоговой хотя бы полгода. Но авторы Налогового кодекса этого упорно не понимают.
Аргументы разработчиков кодекса сводятся к перечислению крупных предприятий, под крышей которых собрались десятки, если не сотни единоналожников, по сути выполняющих функции наемного персонала и попутно помогающих минимизировать налоги практически до нуля. Подобная практика действительно существует, но вместо того чтобы бороться с насморком, авторы кодекса предпочитают одним махом избавиться от носа. Хотя любая налоговая инспекция, не говоря уж о налоговой милиции, на раз способна прикрыть бизнес «ловкачей». Если, конечно, сама не имеет в нем финансового интереса.
Сложно понять, откуда берется столь скверное отношение к 1,5 млн предпринимателей, большинство которых всего лишь обеспечивают себя работой. Дело точно не в деньгах: в прошлом году поступления единого налога составили 4,1 млрд грн — примерно в такую же сумму (3,7 млрд) правительство оценивает суммарные потери бюджета после принятия кодекса. Скорее всего, все причастные к разработке кодекса реформаторы безнадежно далеки от понимания нужд малого бизнеса. Чем, кстати, зеркально похожи на своих коллег из оппозиции.
В конце 1990-х годов в украинском правительстве модно было перенимать передовой опыт государственного управления «развитых стран». Но, к сожалению, так ничего и не переняли. Украина по-прежнему по удобству уплаты налогов занимает 181-е место в мире (из 183 государств), данные исследования Doing Business 2009. Сравнивать украинское налогообложение с «общечеловеческим» бессмысленно. К примеру, в Новой Зеландии предприятия в среднем осуществляют восемь налоговых платежей в год, тратя на учет и отчетность 70 часов и отдавая государству около 30% прибыли. Для сравнения: в Украине такое же предприятие за год должно заплатить государству 147 раз, потратив на это 736 часов. Но бюджет получает в виде налогов лишь немногим более 12% прибыли. Остальное тратится на оплату бухгалтеров и «решение вопросов».
Текст: Владимир Хомяков, Контракты