Чем чаще в правительстве говорят о том, что цены не вырастут, тем больше вероятность, что все произойдет с точностью до наоборот. Похоже, нынешней осенью нам придется еще раз убедиться в верности этого утверждения. Несмотря на мажорные заявления премьер-министра Николая Азарова, осеннее подорожание продуктов питания может оказаться наиболее масштабным за последние три года. По причинам, от правительства не зависящим.
В 2008-м галопирующие цены остановил обвал мировых финансовых рынков и избыток подешевевшего продовольствия. В 2010-м, к сожалению, все обстоит наоборот. Спекулянты, два года назад поднявшие цены на нефть до $147 за баррель, сегодня столь же увлеченно вкладываются в фьючерсы на пшеницу; а об избытке продовольствия — на фоне гуманитарной катастрофы в Пакистане — говорить не приходится.
В Украине ко всему этому добавляется собственная, локальная проблема-2010. Дело в том, что в конце октября в стране должны состояться местные выборы. Соответственно, власти до последнего будут пытаться сдержать цены — вопреки логике и рыночным законам.
Увы, опыт топливного кризиса образца 2004-го или продовольственного кризиса 2008-го, а также доброго десятка других кризисов, случившихся в Украине за последние 20 лет, показывает, что жесткое госрегулирование, как правило, приводит к неоправданному дефициту. За которым следует скачок цен, опережающий даже мировую динамику.
Молоко и молочные продукты: 30-40%
По данным Минагрополитики, в июне–июле закупочная цена молока выросла на 20%, сухое молоко подорожало на 40%, оптовые цены на сливочное масло с начала лета увеличились более чем на 60%. Причина — ажиотажный спрос на молоко и молокопродукты со стороны крупных оптовиков и переработчиков, опасающихся дефицита сырья зимой 2010–2011 гг.
В Украинском клубе аграрного бизнеса (УКАБ) ожидают роста цен на молоко на 20–30% в октябре–ноябре нынешнего года. По утверждению аналитиков УКАБ, подорожание вызвано сокращением поголовья крупного рогатого скота, неопределенностью с налогообложением производителей молочного сырья и сезонным фактором.
Действительно, по данным Госкомстата, только в первом полугодии 2010-го закупочные цены на молоко уже выросли на четверть. В то же время производство молока сократилось на 3,3% год к году — до 6,72 млн т. Одновременно под вопросом остается получение сельхозпроизводителями льгот и дотаций — порядок налогообложения на 2011 год будет известен только после принятия (или отклонения) Налогового кодекса, то есть не ранее сентября. И, наконец, корма. Резкое подорожание сначала продуктовой, а затем и фуражной пшеницы еще не отразилось на себестоимости молока, но случится это буквально со дня на день.
Кроме перечисленных объективных факторов, на конечную стоимость молока и молокопродуктов непременно повлияют ажиотажный спрос и спекулятивная составляющая. Как правило, при росте цен более чем на 25–30% в месяц мало кто из переработчиков, оптовиков и конечных реализаторов удерживается от соблазна заработать на дефиците.
В итоге с учетом того, что доля сырья во многих молочных продуктах превышает половину стоимости, даже рост цен на 40% до конца года может оказаться слишком оптимистичным прогнозом.
Мясо и мясопродукты: 20-35%
В Минэкономики не исключают подорожания мяса: «Есть основания говорить о том, что, возможно, в перспективе мясо подорожает… Еще неизвестно, что будет с ценами на зерновые в сентябре–ноябре», — заявил в середине августа заместитель министра экономики Михаил Русинский. На самом деле, оценка ситуации министерством, мягко говоря, не адекватна ситуации.
Сложившаяся к осени 2010-го структура розничной стоимости мяса выглядит следующим образом: около 40–50% составляет наценка производителей, посредников и розницы; 30–40% приходится на корма, 5% — на энергоресурсы, 15% — на зарплаты и другие производственные расходы.
По состоянию на начало сентября корма подорожали на 50%. Соответственно, к концу сентября — началу ноября розничная стоимость мяса и мясопродуктов увеличится как минимум на 15–20%. Реальное подорожание будет значительно большим: как показывает опыт 2006–2008 гг., производители, перекупщики и розничные торговцы увеличивают наценку пропорционально росту себестоимости. Другими словами, к концу осени мясные продукты прибавят в цене от 20–25% до 35%.
Конечная стоимость будет зависеть от госрегулирования на рынке зерновых. Если правительство введет квоты на импорт (по предварительным данным — в объеме 2,5 млн т до конца 2010 года), стоимость фуражной пшеницы останется на уровне 1350–1400 грн/т, мясо подорожает на 20–25%. Если квотирования не будет, стоимость мяса поднимется на 30–35% вслед за ростом цен на корма. Но в любом случае к концу года мясо и мясопродукты будут стоить как минимум на четверть дороже, чем в июне–июле 2010-го.
Хлебобулочные, макаронные изделия: 20-35%
С июня по август 2010-го средняя цена продовольственной пшеницы выросла на 50%: с 1200–1250 до 1820–1850 грн/т, данные информационной компании «ПроАгро». Речь идет о продовольственной пшенице третьего класса, из которой в основном выпекается хлеб.
«В себестоимости хлеба социальных сортов около 30% приходится на муку, — говорит директор ПроАгро Николай Верницкий. — Эти 30% сейчас подорожали на 600 грн на тонне, или на 50%. Себестоимость хлеба, грубо говоря, выросла на 15%».
В теории, ровно настолько же должны бы подорожать и «социальные» сорта хлеба — формально государство регулирует лишь наценку хлебопекарен, которая не должна превышать 15%. Но на практике власти имеют значительно большее влияние на цены и ценообразование: начиная с дотирования отдельных производителей и заканчивая квотированием экспорта. Кроме того, урожай зерновых в Украине лишь на 7–10% меньше прошлогоднего (в большинстве стран СНГ этот показатель составляет от -20% до -30% к 2009 году). С учетом запасов 2009 года украинские производители хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий имеют больший простор для маневра, чем, к примеру, коллеги из России или Казахстана.
По словам Николая Верницкого, крупные производители социальных сортов хлеба — к примеру, такие как «Київхліб», — могут рассчитывать на дотации из местных бюджетов. Кроме того, помимо «социальных» сортов хлеба, многие хлебопекарни производят коммерческие хлебобулочные и макаронные изделия, — эти товаропроизводители могут компенсировать убытки от производства социальных сортов за счет прибыли, полученной при производстве коммерческой продукции, стоимость которой продолжает расти.
«Цены на хлеб вырастут в любом случае, поскольку подорожает не только зерно, но и газ, топливо, электроэнергия, — подводит итог Николай Верницкий. — Правда, произойдет это скорее ближе к концу года, после местных выборов, назначенных на 31 октября».
Водка: 6-15%
За первое полугодие 2010-го выпуск водки в Украине упал на 18%, данные ассоциации «Укрводка». Падение производства — в основном следствие значительного повышения акцизов. До лета прошлого года водочники платили акциз в размере 21,5 грн за 1 л стопроцентного спирта, но с июня 2009-го ставку налога подняли более чем на треть — до 34 грн. Одновременно с этим рос в цене и спирт. В итоге водка подорожала в рознице на 25–40% в зависимости от производителя.
С января по июль 2010-го в Украине было произведено около 25 млн дал ликеро-водочной продукции, в том числе 19 млн дал водки. За аналогичный период 2009-го производство ликеро-водочной продукции и водки составило 30,5 и 23,2 млн дал соответственно. Причем, по подсчетам экспертов, внутреннее потребление упало значительно больше, чем производство, поскольку экспорт украинской водки в первом полугодии продолжал расти: на 21% год к году увеличились поставки за рубеж водки, на 16% — ликеро-водочной продукции в целом.
«Повышение акцизного налога, а также необоснованное подорожание спирта негативно повлияли на производственную деятельность предприятий ликеро-водочной отрасли, — говорит директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер. — А учитывая, что с 1 сентября ставка акцизного сбора повысится до 39,4 грн за литр стопроцентного спирта, тенденция сокращения объемов производства ликеро-водочной продукции будет сохраняться».
Увеличение акциза на 5,4 грн приведет к подорожанию водки в рознице примерно на 2 грн: самая дешевая «поллитра», которая сегодня стоит 18–20 грн, подымется в цене до 20–22 грн. В целом, по прогнозу Украинской торгово-промышленной конфедерации, подорожание в зависимости от вида продукции составит 1–3 грн на бутылке емкостью 0,5 л.
Подсолнечное масло: 5-15%
Рост цен на пшеницу может спровоцировать эффект домино на рынке сельхозпродукции», — говорится в последнем отчете индонезийской ассоциации AmI, крупнейшего в Азии импортера зерновых. Аналитики ассоциации опасаются, что на фоне рекордного роста цен на пшеницу, подорожавшую до уровня августа 2008 года, ажиотажный спрос на продовольственные фьючерсы поднимет цены на другие зерновые и масличные культуры.
Отчасти опасения экспертов AmI уже воплотились в реальность: вслед за пшеницей на мировых биржах начали дорожать рис, кукуруза, ячмень, хмель и масличные культуры. Рост котировок фьючерсных контрактов в свою очередь отразился на стоимости продовольствия на локальных рынках. Так, несмотря на высокий урожай украинских семян подсолнечника — 7,1–7,2 млн т против прошлогодних 7 млн т, — стоимость этой масличной культуры приближается к 2,9–3 тыс. грн/т, хотя еще в июне тонну семечек можно было купить по 2,5–2,6 грн.
В некоторой степени рост цен — следствие эффекта домино, однако на повышение сыграли и объективные факторы. Основной из них — неурожай рапса в Канаде, Европе и Украине и, как следствие, рост цен на все масличные культуры. Правда, по сравнению с рапсом, стоимость которого в июле выросла с 2700 до 3500 грн/т (+30% за 30 дней), подсолнечник подорожал незначительно. Цена тонны семян за последние полтора месяца увеличилась всего на 10–15%.
Однако большинство экспертов считают, что к зиме рост цен на семена подсолнечника может составить 30% по сравнению с летом 2010 года. Исходя из этого и из доли сырья в розничной цене (50%), ценовой прогноз для подсолнечного масла составляет +5% в краткосрочной перспективе и +15% — до конца года.
Текст: Анна САЙЧЕНКО, Владимир ХОМЯКОВ, Контракты