Контракти.ua

17644  —  06.08.10
Солнечные ванны: рецепт от подорожания газа
Солнечные ванны: рецепт от подорожания газа

В августе цены на газ для населения вырастут почти на 50% — до 72–295 коп./куб. м (в зависимости от объема потребления). Как следствие, министерство ЖКХ прогнозирует рост цен на теплоснабжение и горячее водоснабжение на 20–25%. В значительном подорожании энергоносителей есть позитивный момент: рано или поздно это приведет к лавино­образному росту рынка альтернативной энергетики. Именно поэтому Украина вот уже несколько лет — в круге интересов крупных производителей солнечных коллекторов (систем, нагревающих воду от солнца).  

 

Рынки западных стран подходят к насыщению, в то время как рынки восточных — сохраняют большой потенциал роста. Сегодня почти 200 компаний производят солнечные коллекторы. Ведущими в этом вопросе остаются Германия, Китай, Турция, Индия и Бразилия. В Украине высокую активность проявляют производители Германии и Китая, но первые делают ставку на высокое качество солнечных коллекторов, вторые — на их дешевизну.


Система ЖКХ Украины давно устарела, а ее модернизация не проводилась десятки лет. Аварийное состояние большинства ТЭЦ приводит к перебоям в отоплении и снабжении горячей водой. В итоге даже в городах население использует газовые или электрические котлы как альтернативу в получении отопления и горячей воды. Это приводит к значительным расходам электроэнергии или природного газа. Системы нагрева воды за счет энергии солнца во всем мире становятся достойной заменой отопительных котлов. К примеру, в прошлом году доля продаж оборудования, преобразующего энергию солнца и земли, только компании Bosch Thermotechno­logy составила 15% всех ее продаж. В деньгах эта сумма равняется EUR429 млн, что на 30% больше, чем продажи традиционных отопительных систем.


Принцип работы солнечного коллектора достаточно прост. На крышу дома устанавливается специальный элемент (абсорбер), поглощающий энергию солнца и состоящий из прозрачного покрытия и термоизолирующего слоя. Его площадь зависит от потребностей жильцов в горячей воде и отоплении (около 100 л горячей воды на человека в день). Солнечная энергия накапливается в коллекторе (он состоит из медных труб, приваренных к пластине со специальным теплопоглощающим покрытием) и нагревает рабочую жидкость. При росте температуры насосы направляют нагретую жидкость в теплообменник бойлера или буферной емкости, где жидкость солнечных коллекторов отдает свое тепло воде и, охлаждаясь, возвращается обратно в коллектор.


Солнечные коллекторы способны обеспечить до 90% ежегодной потребности в горячей воде, правда, высокий КПД гарантирован лишь в южных регионах страны. Так, для Киева среднегодовой показатель равен 3,1 кВт-ч в день, для Одессы — 3,41, Ялты — 3,58. Самая высокая солнечная активность наблюдается с мая по август.
В зависимости от типа оборудования окупаемость гелиоустановки колеблется от 7 до 14 лет, а срок службы составляет 15–20 лет. Фактически это означает, что система будет приносить чистую прибыль в течение 6–8 лет.

 

 

 

В Bosch Thermotechnology подсчитали, что для снабжения горячей водой семьи из пяти человек (100 л в сутки на человека) необходимо затратить 29 кВт-ч, или 5,8 кВт-ч на человека. Необходимая площадь поглощающей энергию поверхности, необходимая для обеспечения этих потребностей, приблизительно должна составлять 2,23 кв. м на одного человека (для Киева коллектор заданной площади за сутки способен вырабатывать 6,9 кВт-ч энергии, для Ялты — 8 кВт-ч). Стоимость коллектора, удовлетворяющего нужды пятерых, — порядка EUR3 тыс.

 

Клаус Хуттель­маер, член правления компании Bosch Thermotechnology (Германия):


К: В I квартале 2010 года продажи компании в Азии и на ключевых рынках ЕС начали расти — в прошлом году мы наблюдали снижение этого показателя. Тем не менее в восточноевропейском регионе падение продолжается. Руководство Bosch Thermotechnology видит большой потенциал в рынках Восточной Европы, в том числе в нашей стране, но какую стратегию необходимо выбрать, чтобы она оказалась эффективной в кризисное время?


Клаус Хуттель­мае: Украина для нас — одна из наиболее приоритетных стран в Восточной Европе. Это второй по величине рынок в регионе после России. Мы видим большой потенциал в Восточной Европе, даже если текущая экономическая ситуация говорит об обратном. В прошлом году компания уже сделала несколько шагов для укрепления своих позиций в Украине. Это переход от марки Junkers к марке Bosch, хотя ребрендинг еще продолжается. Таким образом, мы хотели стать ближе к конечному потребителю, для которого марка Bosch более узнаваемая. Кроме того, мы открыли три филиала в украинских городах, помимо Киева. Наша организация продаж через филиалы Buderus будет в дальнейшем расширяться и усиливаться, причем не только в сегменте традиционных продуктов, но и в области систем, работающих на энергии возобновляемых источников — в Украине растет спрос на солнечные коллекторы и тепловые насосы. Эти продукты не наносят вред окружающей среде и снижают зависимость Украины от поставок газа из соседней страны. В дальнейшем мы планируем расширить деятельность в области индустриальных котлов.


К: Существует очень серьезная конкуренция со стороны китайских компаний, которые производят более дешевую продукцию. Как эту проблему в Bosch Thermotechnology намерены решать?


Клаус Хуттель­мае: Bosch работает по всему миру. У компании тоже есть производство в Китае. По всей вероятности, некоторые продукты будут в основном производиться в этом регионе, что, конечно, позволит снизить их себестоимость. Но здесь стоит отметить, что Bosch никогда не удешевляет производство за счет ухудшения качества и нарушения стандартов безопасности продукции. Вопросы безопасности особенно актуальны для продукции, которую мы производим. Чтобы продавать водонагревательную и отопительную технику в ЕС, необходимо, чтобы она соответствовала европейским стандартам безопасности. А продукция большей части китайских производителей не прошла тесты безопасности.


Текст: Надежда ГОНЧАРУК, Контракты

Статьи по теме
Як витрачають українці: НБУ назвав середній чек за картками в магазинах та інтернеті
Як витрачають українці: НБУ назвав середній чек за картками в магазинах та інтернеті

У першому кварталі 2024 році середній чек при оплаті картками в магазинах України складав 327 гривень, з оплати товарів та послуг у мережі інтернет - 541 гривню.
13.06 — 207

"Нафтогаз" у 2024 році сплатив до бюджету України 28,3 млрд грн податків

Група компаній "Нафтогаз" за чотири місяці 2024 року сплатила до зведеного бюджету України 28,3 млрд грн, з яких 26,2 млрд грн надійшло у державний бюджет, а ще 2,1 млрд грн – у місцеві бюджети.
15.05 — 256

"Газпрому" не вистачає танкерів для експорту СПГ. Reuters розповіло, що придумали росіяни

Компанії "Газпром" не вистачає танкерів для експорту російського скрапленого природного газу, тому їй доводиться використовувати для цього специфічні установки.
15.05 — 232