Контракти.ua

5524  —  22.03.22
Презрение к варварам, или Си отодвинулся
Презрение к варварам, или Си отодвинулся

Сейчас, когда Россию захлестывают все новые волны санкций, отрезая ее от цивилизованного мира, всех небезосновательно интересует, не станет ли Китай облегчать страдания страны-агрессора. После того, как он воздержался при голосовании за резолюцию ООН, осуждающую российское вторжение, такие опасения были небеспочвенны.

Нужно сразу заметить, что на позицию Китая, как, наверное, и большинства стран, сильным образом повлияло то сопротивление, на которое напоролась «вторая армия планеты». Быстрый разгром Украины снимал бы необходимость лишний раз уточнять свое отношение и вносить коррективы в политику, но когда стало ясно, что идет полномасштабная война, и что Россия, взбешенная неудачами, переключилась на тактику выжженной земли, многим пришлось определяться заново, и Китай не исключение.

Не обошлось и без подталкивания со стороны, когда появились сообщения в американских СМИ о том, что Путин якобы информировал Пекин во время своего визита на Олимпийские игры о предстоящем вторжении, а потом Россия якобы просила Китай о военно-технической помощи. Меньше всего китайское руководство заинтересовано получить публичную славу причастности к путинской авантюре и разделить с Кремлем обвинение в военных преступлениях, пусть и косвенным образом. Китайский посол в США даже специально написал в «Вашингтон пост»: если бы Китаю было известно, что предстоит война, он бы сделал все, чтобы ее предотвратить. Это и выглядело, как оправдание, и было оправданием, что само по себе достаточно унизительно, а для Поднебесной унизительно больше, чем для кого-либо. Без этого можно было бы обойтись, если бы Пекин занял менее двусмысленную позицию с самого начала.

Но и страхи, что Китай может однозначно встать на сторону России, основаны на ложных допущениях, на непонимании, что происходит в этой стране сейчас и что происходило всегда.

Есть простой прагматичный аспект: глобальный кризис на товарных рынках, вызванный войной, больно бьет по китайской экономике. Рост цен на энергоносители, металлы и продукты питания убивает надежды на скорое возобновление роста, на которое надеялись в Пекине после двух непростых лет ковидной изоляции и соответствующего спада. Для Китая проблемно любое замедление развития, не говоря уже об остановке, и уже понятно, что путинская авантюра оборачивается неприятностями для китайцев. «Кризис в Украине – это не то, что Китай хотел бы видеть», - так об этом отозвался председатель Си в разговоре с Джо Байденом.

Но есть и более важное обстоятельство, превышающее даже меркантильные соображения текущего момента. Дело в том, что базовые, веками исповедовавшиеся принципы китайской политики исключают понятие союзничества. В центре мира расположен Китай, а за его пределами все остальные, разной степени варварства. Варварам не под силу создать цивилизацию, они склонны ко злу, сеют хаос и не доросли до этических норм. Максимальная степень партнерской близости Поднебесной, исповедовавшей принцип «На небе не может быть двух солнц, на земле – двух государей», это наделение другого правителя статусом «младшего государя». После того, как Россия обнаружила себя перед всем миром как настоящий варвар, безо всяких метафорических натяжек, Китаю невозможно допускать малейшие ассоциации с ней, это предельно оскорбительно. Причем даже сразу не разберешь, что вызывает большее презрение, дикость или вдруг проявившаяся военная и политическая слабость «великой России». До звания «младшего государя» Путину теперь не дотянуться, вся похвальба о стратегическом развороте на восток потеряли всякий смысл.

Все это не означает, что Пекин присоединится к тотальной санкционной борьбе, эту тему там очень не любят, поскольку проектируют ее на себя, прежде всего в связи с уйгурским вопросом и, потенциально, с тайваньским. Кроме того, проблему должен решать тот, кто ее создал: по выражению Цзиньпина, пусть колокольчик с шеи тигра отвязывает тот, кто его туда привязал. Так что Путин, в первую очередь, проблема Запада. Но Си обязательно воспользуется предложением Байдена вспомнить о Шанхайском коммюнике – соглашении, по сути, антисоветском пакте, подписанном пятьдесят лет назад Мао и Никсоном. Китайское руководство дождалось просьбы Белого дома присоединиться к разработке механизмов глобальной безопасности, фактического признания, что без Пекина «варвары» испытывают большие сложности, чтобы справиться с хаосом, устроенный одним из них, самым одичалым.

Так что позицию Китая охарактеризовать теперь как нейтральную было бы неверно. Это показная отстраненность, которая больно бьет по России. Из Пекина холодно следят за ситуацией, в которую загнал себя Путин, и постараются извлечь из нее максимум пользы. Но китайская польза не имеет ничего общего с пользой российской.

В этом месте должен быть тост за ВСУ, но в воюющей стране сухой закон. Выпьем после победы.

Леонид Швец

Статьи по теме
«Убить нельзя использовать». Башни Кремля и Пригожин
«Убить нельзя использовать». Башни Кремля и Пригожин

Игорь Тышкевич: Я уже не раз писал о том, что активность Евгения Пригожина была попыткой стать частью так называемых «Башен Кремля», либо даже (в перспективе) создать свою. Именно поэтому он атаковал руководство МО РФ, демонстрируя неспособность решения задач силами «армии» и последовательно называл «армией» свою структуру.
24.08.23 — 587

Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?
Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?

Вадим Денисенко: Вже зараз росіяни будуть пробувати робити дві нові точки напруги в світі: одна на польсько-білоруському кордоні, інша в Нігері. Обидва конфлікти мають на меті одну річ: відволікти захід від України, зменшити постачання зброї і спробувати змусити Захід сідати за стіл переговорів.
02.08.23 — 463

Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці
Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці

Максим Розумний: Є кілька міфів про наші відносини зі стратегічним союзником (США), які сьогодні домінують у публічному дискурсі. Перший: американці бояться перемоги України над Росією. Другий: ще більше американці бояться того, що Росія «розвалиться». Третій: американці штовхають наше керівництво до того, щоб завершити війну якомога швидше. Насправді, американцям не потрібна перемога України у тому сенсі, як ми її розуміємо (повне звільнення окупованих територій).
10.07.23 — 820