Митя Раевский: Прочитал сегодня несколько текстов хороших, которые помогли мне оформить мысль, уже две недели вертевшуюся в голове. В лице современной России мы видим первый пример агрессивной диктатуры и вообще государства без какой-то четкой идеологии и/или внятных обоснований того, почему она, Россия, сейчас устроена так, а не иначе. То есть, идеология есть, но крайне примитивная и сводится к культу войны, смерти и принципу лояльности вождю. Ведь очевидно, что русский сейчас – это не происхождение и не гражданство, это поддержка решений Владимира Владимировича Путина.
В истории России, да и любой другой страны такого не было ещё никогда. Даже формула «православие, самодержавие, народность» была намного сложнее, потому что отсылала и к религиозному аспекту, к связи с византийской традицией, и прямо указывала на традиционный источник власти монарха. И все это усложнялось тем, что само русское дворянство, внедрявшее его, мало ему соответствовало и жило максимально по-европейски, переняв французские и немецкие традиции и даже языки.
Какой источник власти Путина? Никакого. Он даже не монарх, потому что монарх – это не конкретный человек, это позиция. Король умер, да здравствует король, тело власти продолжает жить в наследнике. Это уже другой человек, физически, но тот же самый король как принцип управления по династической линии. Короли меняются, а тело династии едино. В этом была суть европейских монархий.
О Путине ничего такого сказать нельзя, у него и наследников то нет, и тело у него одно – его физическое. Он ни в ком не продолжится, никому не передаст свою корону. Да и самой короны, как символа, тоже нет. Он власть просто потому что потому. И зачем потому что затем. Источник его власти – само по себе наличие этой власти, круг замыкается сам в себе. А раз у власти нет источника, то ей нет и конца, некому её забрать, потому что её никто не давал, ни Бог, ни народ, ни аристократия, ни партия.
Советская власть тоже была намного понятней и конкретней. Потому что она всё-таки зиждилась на западной философской традиции. И хотя бы на словах призывала к миру, выпячивала позитивные аспекты своего существования и декларировала расплывчатые, но позитивные цели. И никогда до конца не отрывалась от мировой философской мысли, хотя при Сталине это почти случилось. Но уже Хрущев и Кеннеди вполне смогли договориться и не допустить полномасштабной или ядерной войны. Они всё-таки были детьми одной цивилизации и философии, хотя сами могли этого и не осознавать. Просто находились на разных её полюсах.
А вот эпоха 80-х, 90-х и 00-х внезапно породила чудовище. Оно отказалось от позитивной части советской программы, но капиталистическую программу тоже до конца в себя не впитало. Режиму Путина одинаково плевать на любые светлые цели, будь то достижение равенства и братства или достижение богатства и процветания (что в общем-то одно и то же, просто по-разному понятое). У него вообще нет созидательных целей.
Оказалось, что если государство начинает бесконтрольно впитывать в себя обрывки разных идей, идеологий, исторических эпох и так далее, то в итоге все эти элементы мозаики вычитают друг друга и обнуляются. Нет целей, нет программ, нет источников власти и внятных основ для ее структуры, нет осознанного движения хоть куда-нибудь, есть голый культ смерти и вождя, который уже сам не знает кого куда и зачем ведёт.
Ближе всего к такому состоянию приближался, да, тут нет оригинального ответа, национал-социализм. И то уже на финальном отрезке, когда перебили штурмовиков и всех кто помнил про обещания новой жизни. И то в Германии все усложнялось колоссальным культурным багажом, прусским и прочим воспитанием многих офицеров, дворян и так далее.
Современная Россия не отягощена ничем. Я нормально отношусь к русской культуре, как и к любой другой, и именно поэтому должен сказать, что она не играет в современной России никакой роли. Толстой и Пушкин – это всего лишь красивые наклейки на большом чемодане, в который его владелец сам давно не заглядывал и не собирается. Зато очень гордится наличием самого чемодана.
И вот эта удивительная лёгкость, не отягощённость каким-то идеологическим, религиозным, культурным багажом – это и есть то, что позволяет России без раздумий совершать военные преступления, поигрывать ядерной кнопкой и вообще делать всё что угодно.
Абсолютный ноль, пустота, чёрная дыра. Бог не просто умер, все уже даже забыли, что он был.
На личном уровне, если бы речь шла о человеке, то мы бы сказали, что это абсолютный идеальный психопат. У которого нет целей, кроме удовлетворения своих порывов и потребностей любой ценой, часто сиюминутных. И нет эмоций, кроме связанных лично с ним и его состоянием.
И Владимир Путин безусловно таких психопатом является. Но удивительным образом он не гражданок в лесопарках режет, а управляет огромной страной, которая тоже ухнула в бездну психопатии. И не совсем понятно, кто ухнул раньше – больная Россия выбрала Путина или больной Путин заразил Россию. Коллективный Майкл Майерс и Король Ночи, абсолютный ледяной холод.
Автор: Митя Раевский, журналист